© 2024 БВШД
С помощью промышленного дизайна решаются многие бытовые проблемы — поиски функциональных и стильных вещей не прекращаются никогда, поэтому специалисты этой сферы так востребованы на рынке. Выпускница программы «Промышленный дизайн» Лейсан Гатауллина как никто другой знает, как с помощью одного предмета можно изменить жизнь сотен, даже тысяч людей. Ее проект для незрячих детей нацелен на социализацию малышей с особенностями развития. Работа была оценена представителями инклюзивного сообщества. Но это не единственное ее достижение — за недолгое время в профессии Лейсан прошла путь от участия и побед в различных конкурсах до идеи создания бренда.
До поступления в Британскую высшую школу дизайна я получила медицинское образование и была врачом-терапевтом. Во время декретного отпуска меня увлекла визуальная составляющая — я начала работать фотографом и углубляться в сет-дизайн.
Как раз в то время мы делали ремонт в квартире. Я столкнулась с проблемой: не могла подобрать мебель, которая бы меня устраивала. Мы жили в небольшой квартире, и мебель для маленьких помещений не нравилась мне внешне. Я начала придумывать предметы сама, но не понимала, что с ними делать дальше. Однако сам процесс меня увлек.
Я задумалась о том, чтобы начать изучать дизайн интерьеров или промышленный дизайн. Я рассматривала несколько вузов, но в Британке меня поразила атмосфера творчества и свободы, и это очень отличало ее от других школ и университетов. Мне понравилось, что многие программы преподавались на английском, а ко всем мастерским школы — от швейных до керамических — был свободный доступ для всех студентов.
В первый год было много академических предметов. Часть ребят была из других сфер, поэтому краткая база в классическом подходе с рисунком, скетчингом, моделированием и историей искусств нам очень помогла. Проектная работа началась только на втором году обучения. Затем мы познакомились с различными материалами, много работали в столярной, заглядывали в керамическую и швейную мастерские.
Особенно хочется отметить, как здорово и важно учиться в офлайн-режиме с коллегами и однокурсниками. Когда видишь другие проекты, значительно ускоряется твой собственный прогресс. Складывается понимание, с какими сложностями сталкиваются ребята, как они думают, и это помогает выйти за рамки привычного образа мышления. Появляется возможность наблюдать за новым способом обработки информации и новыми идеями: кто-то «думает руками», кто-то опирается на скетчинг, кто-то использует совершенно новые технологии. Это очень расширяет творческий взгляд на мир.
За время учебы я пополнила портфолио совершенно разными кейсами. Один из них был создан совместно со Сбером и получил название SberSola. Это колонка, точнее, аксессуар-свет для нее. Получилось устройство, в которое можно вставить колонку от Сбера и сделать технику невидимой в интерьере. Это оригинальный объект, сочетающий в себе функции светильника и колонки. Основная сложность заключалась в том, чтобы уложиться в крайне ограниченный бюджет. Я очень щепетильно отношусь к техническому заданию, и, несмотря на стесненные рамки, мне было важно создать предмет, который выглядит достойно для заявленной суммы.
Еще один проект — «Грегори» — был создан на первом году обучения. Мы впервые работали в столярной мастерской и создали стул с нуля за два месяца. На конкурсе «Придумано и сделано в России» предмет выиграл Гран-при в молодежной номинации в категории «мебель». Концепция стула была навеяна локдауном, когда для многих дом стал офисом, хотелось создать мебель, в которой одинаково удобно отдыхать и работать. Так, я начала замечать, что люди часто используют спинку стула в качестве подлокотника, сидя в разворот. Идея реализовалась в стуле, на котором можно сидеть в разных направлениях, и сидя, закинув ноги, можно расположиться с компьютером. Узкий вариант стула — результат моей ошибки в столярке, который случайным образом оказался на удивление очень удобным. Это большая радость, когда предметы будто сами решают появиться, это и есть невероятная магия фразы «думать руками». Сейчас я планирую запустить продукт в производство.
Еще один проект — «Пегги» — был создан после окончания обучения. На первой «Фабрике дизайна» я выиграла с ним гран-при. Это мебель для детских садов, которую можно использовать как внутри группы, так и за ее пределами. Проект родился из моих наблюдений за детьми. Я проводила много времени в детских раздевалках, наблюдала за их жизнью и видела множество неудобств. Мне пришла в голову идея создать мебель, которая учитывала бы требования детей, родителей и воспитателей. В результате появились модули, которые можно комбинировать по-разному, создавая зоны для интровертов в группе или библиотечный уголок. В целом, это многофункциональная модульная мебель для детских садов и дома.
Проект INKO был создан под руководством Буляш Тодаевой. Наблюдая за детьми в детском саду, среди которых была группа незрячих малышей, я заметила, что они не могут играть на обычных площадках и проводят время в группе довольно скучно. Представила, как незрячие дети лишены возможности развиваться и играть на протяжении нескольких лет в детском саду. Они сидели во время прогулки возле воспитателя, и это не могло не тронуть меня. Я решила создать площадку, которая отвечала бы всем требованиям и могла бы использоваться как в детском саду, так и в общественных пространствах. Она была бы актуальна как для разных групп нейроотличных детей, так и для взрослых и нейротипичных детей. С этим социальным проектом я приняла участие в конкурсе «Социальные импакты», где успешно прошла отборочный тур.
Проект «Щепки» был для меня примером идеальной коммуникации с производителем: за несколько месяцев удалось создать продукт, общаясь онлайн, пройдя через несколько этапов итераций и зафиналив съемкой продукта и выводом в продажу. Задача заключалась в том, чтобы использовать обрезки ценных пород дерева, которые оставались у производства, и обличить их в «конкурсный» продукт. Мы создали коллекцию кухонной утвари из пяти предметов: доски-фруктовницы, подставки под ножи и разделочной доски, бутылочницы и этажерки для кухни. Щепки выставлялись на ARTDOM и находятся в шорт-листе конкурса «Придумано и сделано в России».
Мой последний проект — стеллаж «Тарт» — представляет собой модульную систему, которая меняет свои размеры за счет сдвижения модулей относительно друг друга. Она рассчитана как для малогабаритных квартир, так и для людей, которые часто переезжают или сталкиваются с изменениями в бытовых условиях. В составе системы есть консоль, скамейка и стеллажная система, которые можно встраивать друг в друга. Можно создать стеллаж любой длины и регулировать его размеры в зависимости от индивидуальных потребностей. Этот проект был представлен на выставке ARTDOM и находится в шорт-листе конкурса «Придумано и сделано в России». С него начинается мой скромный путь в мир своего бренда. Сейчас мы адаптируем прототип, чтобы предложить покупателю удобную сборку и приятную цену.
Промышленный дизайн — это особое направление, которое, пожалуй, можно отнести к числу самых сложных видов дизайна. В предметном дизайнере можно часто найти сочетание аналитического склада ума, творческого мышления, исследовательского интереса, эмпатии к людям и понимания бизнес-процессов.
Тем не менее, это сфера с максимально аутентичным подходом к процессу. К своей сильной стороне я отношу поле исследований и интерес к людям. Перед каждым проектом я исследую свою аудиторию, выявляю ее проблемы и потребности, стараюсь найти запрос вне визуального контекста. Чтобы не подталкивать потребителя к моим решениям, я почувствовала необходимость пройти курсы по интервьюированию — качественное интервью очень важно для создания продукта. Если задавать правильные вопросы, использовать особенные подходы и принципы невмешательства, клиенты сами говорят, что им нужно. В ходе маркетинговых исследований я стремлюсь обнаружить незаполненные ниши на рынке. Если замечаю, что в обществе существует явный запрос на определенный продукт, которого пока нет в продаже, мне становится интересно его создать.
В работе я сначала уделяю внимание функциональной части, а затем уже формирую визуальную. Тут во мне резонируют принципы хорошего дизайна Дитера Рамса. Мои продукты чаще всего следуют за функцией. Иногда бывает сложно создать что-то инновационное, но я стараюсь не отступать от этого принципа.
После окончания Британки я решила не спеша двигаться в сторону дизайна мебели, разработки собственных продуктов и развития бренда. Одно дело — придумать идею и защитить ее перед заказчиками, совсем другое — продвигать готовый продукт. Я осознаю, что это длинный путь, и есть много процессов, в которые буду глубоко погружаться. Надеюсь, частичка моего труда скоро поселится в доме моего потребителя и будет радовать своим дизайном.
105120, Россия, Москва, Центр дизайна Artplay, ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 3
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская
© 2024 БВШД