© 2025 БВШД
По мнению Натальи Фокиной, декоратор — человек, который привносит душу в пространство. После обучения на программе «Декорирование интерьера» она занимается этим профессионально и участвует в престижных профильных мероприятиях. Недавно она получила два вторых места на Russian Art Week, а в этом году Наталья вновь приняла участие в выставке в Третьяковской галерее и выиграла золото!
По образованию я учитель информатики и английского языка, но мои интересы пролегали далеко за пределами этой сферы. Я всегда любила делать ремонт, запах краски кружил мне голову. Меня не пугали строительная пыль и поток сложных задач — все это казалось мелочью по сравнению с результатом. Через знакомых я узнала о Британке. Больше трех лет я мониторила сайт школы и не решалась. И вот однажды в абсолютно случайном разговоре мне задали вопрос, кем я мечтала быть, когда вырасту. Своего детского желания я не вспомнила, но на тот момент уже точно понимала, чего хочу. Так, за неделю до старта я записалась на программу по декорированию интерьера, чтобы просто попробовать, по силам ли мне это.
Я помню свой первый день в пространстве Британки. Мне казалось, что я нахожусь в каком-то параллельном мире и все это происходит не со мной. Потом я увидела Ольгу Розет и после ее первой лекции поняла, как многому мне еще предстоит научиться, чтобы начать понимать, о чем идет речь.
Помню занятия по скетчингу, где нас учили рисовать предметы интерьера в перспективе и строить проекты пространства. Колористика и психология цвета вообще перевернули мой мир. До этого я была уверена, что хороши только монохромные схемы и теплые тона, а холодные — подходят только для картин с дождем. Так что мне было непросто адаптироваться к информационному потоку и научиться в нем ориентироваться.
• Курс по истории стилей от Илектры Канестри был просто невероятным по своему содержанию и манере подачи материала. Он был похож на экспресс-путешествие по всему творческому опыту человечества. Мы учили наизусть термины, чтобы понять, что стили не делятся только на современные и классические. Особенно значимыми были домашние задания от Ольги Розет, где мы рисовали красками, а после этого защищали свои работы, отмечая сочетаемость и функциональность цветов. Умение смешивать нужные тона и знать, как их получить, действительно очень важно в работе декоратора.
Мне также нравились занятия по мини-проектам, где мы собирали сеты из посуды, текстильные борды и коллажи в фотошопе. Это развивало навыки быстрого принятия решений в ограниченных условиях, что в реальной жизни встречается постоянно.
Защиты тоже были очень важны. Мы учились правильно говорить и боролись со страхом публичных выступлений. Но самое главное — поняли, как общаться с заказчиками и доносить свои мысли как визуальным кодом, так и словами.
В Британке помогают сформировать собственный стиль и философию, ведь без идеологического бэкграунда сложно стать экспертом. Проверкой наших способностей был итоговый проект: мы получили довольно жесткое техническое задание, и сам объект был непростым. Это была кулинарная академия Moscow Food Academy с пространством, которое должно было трансформироваться из лекториума в зал для тематических мероприятий для шеф-поваров, прессы и инфлюенсеров. И все это в арендованном помещении, где нельзя делать ни единой дырки ни в стенах, ни в потолке. Целый квест!
При создании художественного образа мне было важно понять, можем ли мы позволить себе полную творческую свободу, не ориентируясь на маркетинговые исследования и тренды. В итоге я выбрала направление Арктики и Северного сияния — поэтому в проекте много черного и ярких оранжево-зеленых оттенков.
Я использовала все возможности, которые предоставила Британка: разработала и напечатала в мастерской шелкографии паттерны для обивки стульев, скатертей, плейсматов и штор. В керамической — создала панно размером почти метр на метр. Редизайн я представила в виде перекрашенного мусорного бака. А материал-борд полностью повторял дизайн стены с дверью (даже ручку прикрутила). В процессе я разработала несколько новых предметов модульной мебели и декора с чертежами. Таким образом, я попробовала все доступные опции и получила огромное удовольствие от процесса.
После защиты, все еще находясь под воздействием адреналина, я начала активно искать работу. Примерно год мне понадобилось, чтобы успокоиться и найти свой путь. И тут началось волшебство. Одна компания попросила меня придумать идеи для упаковки новогодних подарков, и я с энтузиазмом взялась за работу. Хотя я и не получила этот заказ, зато отвезла готовые красивые подарки в благотворительный фонд. И там мне предложили вести лекции и мастер-классы по декору и искусству для подопечных. Этот проект я реализую уже почти два года, и он превратился в полноценный курс, который я даже пыталась реализовать в библиотеках Москвы.
Я очень люблю антикварные и винтажные открытки, и у меня возникла идея их необычного оформления, которой пока никто не повторил. Однажды в холле своего дома я обратила внимание, какие унылые там стены, и предложила развесить там свои работы. И вот уже больше двух лет это место стало моей площадкой для демонстрации декоративных панно, которые я создаю.
Еще был случай, когда мне позвонила знакомая и пригласила в йога-тур. В ходе разговора мы запустили йога-арт-тур, и она заказала у меня декораторский проект для своей студии. И так все закрутилось.
Однажды ко мне обратились заказчики через моего родственника с просьбой помочь в оформлении частного банного комплекса. Они решили построить баню на своей исторической родине, в небольшом городке, выполнили все работы на высшем уровне: установили итальянскую мебель, мрамор на стенах, потолок высотой 10 метров.
Когда я спросила, чего они хотят от меня, они ответили: «Понимаете, здесь нет души. Ремонт сделан, но нет уюта. Мы хотим, чтобы в этом пространстве была частичка каждого из нас. Кто-то любит хоккей, кто-то увлекается карточными играми, — было бы здорово видеть это в декоре».
Именно тогда я поняла, что декоратор — это человек, который способен вдохнуть жизнь в пространство и наполнить его смыслами.
В одном из своих недавних проектов я развеяла миф о том, что декораторы — это исключительно творческая профессия.
Мне предложили оформить новогоднее мероприятие. Я не считаю, что это моя специализация, но согласилась, потому что мне было интересно. Я начала искать идеи в интернете, полагая, что это лишь отправная точка для создания уникального художественного образа.
Однако идея настолько понравилась заказчику, что он захотел, чтобы я оформила в таком же стиле напольные композиции. Это уже совершенно другой масштаб и другие материалы. Кроме того, нужно было учесть сроки, размер площадки и устойчивость объекта. Мне пришлось экспериментировать практически на ходу. На монтаже я ножовкой подгоняла высоту композиций, а дома в горшках бетонировала основу. Этот опыт я считаю бесценным.
История сотрудничества с Svoy Design тоже удивительная. В ноябре 2023 года мы с коллегой посетили выставку Interlight, где были представлены новинки светотехнической индустрии. Проходя мимо высокотехнологичных стендов и роскошных люстр, мы обратили внимание на яркий уголок, украшенный тубусами и гончарным кругом, за которым работал керамист. Особенно меня поразил дизайн интерьера стенда, я не могла отвести от него глаз: около 20 минут ходила вокруг него, восхищаясь красотой. В итоге пообщалась с мастером, который рассказал, что у компании нет своего дизайнера, и они открыты для привлечения разных творческих специалистов. Спустя несколько недель я отправила им свои наработки. В итоге им приглянулся подвес с шариками, и они ушли думать, как его изготовить. В январе мне пришла фотография шарика с комментарием, что я могу расчерчивать пропорции и размеры. Так я узнала, что презентация намечена на выставке ARTDOM в феврале 2024 года.
С Третьяковской галереей все тоже получилось совершенно случайно. Причем дважды.
Все началось с лекции Веры Савельевой, которая в рамках нашего курса в Британке рассказывала о способах продвижения. Я запомнила ее слова о том, что нужно отслеживать различные конкурсы и пробовать себя везде, где хочется и есть шанс добиться успеха.
Я нашла агрегаторы, где анонсируются такие мероприятия, и подписалась на них. Там я и обнаружила фестиваль «Время, вперед». Идеология этого проекта меня очень привлекла: участники говорят о позитивном искусстве и о забытых промышленных и аграрных профессиях, чей труд мы используем в быту каждый день. Организаторами фестиваля выступают промышленники — директоры ведущих заводов и преподаватели из МГАХИ им. В.И. Сурикова. Мне было очень страшно участвовать самостоятельно, поэтому я написала девушке из Сочи и предложила ей совместное творчество. Она написала для инсталляции небольшие живописные фрагменты, которые я интегрировала в боксы, рассказывающие историю работы сталевара. Но самым масштабным получился пьедестал. Я создала его в гараже в деревне у родителей, используя бокс из фанеры, пять тюбиков монтажной пены, десять баллончиков краски и крашеные гвозди. Это было настоящее чудо!
Я отправила заявку и до последнего не верила в успех. Но меня взяли на выставку. А когда я узнала, что победителя выбирали между моей работой и тем, кто в итоге выиграл, я не могла поверить словам куратора. Так что чудеса случаются, когда мы сами идем к ним.
В этом году я снова принимала участие в выставке в Новой Третьяковке, и на этот раз я стала победителем в номинации «Инсталляция».
Кроме того, мы с коллегой, с которой учились в Британке, вместе создали светильники, и сейчас они стоят на временной выставке в музее ДПИ «В поисках чудес».
Мне очень нравится японская пословица о том, что у самурая нет цели, только путь. Сейчас я позволяю себе жить в процессе. Я не стремилась к конкретным достижениям, но они случились сами собой. Мне казалось, что в Третьяковской галерее выставляются только полубоги, а чтобы придумать дизайн предмета, нужно сто лет учиться и еще сто лет провести в мастерской. Но мне нравится экспериментировать: для себя я вижу и предметный дизайн (веду переговоры с еще одной молодой компанией), и искусство (работаю над сложной инсталляцией), и декорирование (моя нежная любовь). Я открыта для новых идей и предложений.
Начать свой путь в мире декора интерьера можно с Британкой. На курсе более 9 лет с нуля готовят профессионалов в этой области. Программа позволит войти в индустрию и начать работу с интерьерами разных типов помещений, а также уверенно брать проекты любой сложности.
105120, Россия, Москва, Центр дизайна Artplay, ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 3
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская
© 2025 БВШД