© 2025 БВШД
Опыт родителей по строительству собственного дома и детская мечта привели Екатерину Потапову в Британку. Екатерина решила двигаться от малого к большому — на подготовительном курсе по дизайну интерьера она получила необходимые базовые знания и навыки, а потом перешла на программу «Дизайн интерьера. Базовый курс». Там Екатерина начала формировать собственный стиль, опираясь на внутреннее чутье и желание создавать уникальные дизайны. Но этот путь оказался непрост: пришлось набить шишки во время проекта спа-комплекса и научиться работе в команде. Но результат определенно того стоит.
В 18 лет я приехала в Москву и поступила в педагогический университет на учителя иностранных языков. После бакалавриата поняла, что не хочу этим заниматься, и решила взять годичный перерыв. Когда у меня появилось время на рефлексию, самопознание, я вспомнила о своих детских увлечениях: я обожала делать кукольные домики и обустраивать дома в Sims. А еще я наблюдала, как мои родители начали строить дом, когда мне было десять лет. Это был долгий проект, родители изучали все аспекты строительства и дизайна сами. Я видела, как им было трудно, но они уверенно проходили каждый этап, — это меня вдохновило, для меня они — настоящие герои. В осознанном возрасте я поняла, что если бы они обратились за помощью к профессиональному дизайнеру, то процесс строительства прошел бы гораздо быстрее и проще.
После окончания университета меня очень заинтересовала тема светодизайна. Однако я скоро поняла, что это узкая специализация и лучше начать с более широкого вопроса — дизайна интерьера как такового. Когда я поступала в Британскую высшую школу дизайна, у меня был план: сначала пройти курс по дизайну интерьера, а затем, возможно, посетить курс по светодизайну.
Я хотела попасть на базовый двухгодичный курс, но сначала пошла на подготовительный, потому что мне нужно было закрыть вопрос с нехваткой художественных навыков. Я не умела рисовать и была далека от искусства и дизайна в целом.
Программа была построена последовательно: мы не сразу начали изучать дизайн интерьера, а рассмотрели его с точки зрения искусства и рисунка. Постепенно все эти знания сложились в единое целое, и мы подошли к моменту создания проекта, уже обладая новыми навыками и видением. Тема нашего проекта выбиралась с помощью киндер-сюрприза. Мне попалась рыбка. Наш куратор Иван Басов предположил, что она египетская. На основе этого образа я сформулировала свою тему — «египторыбковость». Звучит немного по-детски, не правда ли? Но я решила развить эту идею.
Иван предложил нам подобрать несколько фактов, связанных с нашей темой. В итоге я создала интерьер парфюмерного бутика, вдохновленный богиней-рыбой, которая была связана с городом Мендес, известным своей парфюмерией. Когда мы презентовали свои проекты на защите, все звучало очень логично. Мы объясняли, почему выбрали конкретные тип и функцию помещения, и рассказывали небольшую предысторию или легенду. Мне очень нравится такой подход к концепции. Мне приятнее создавать проекты, основанные на новых смыслах, со своей предысторией, чем просто делать материал-борды, — в них нет ничего уникального.
Подготовительный курс стал для меня отличным способом познакомиться с Британкой. С его помощью я почувствовала себя частью сообщества, осознала, как функционирует школа и какие возможности она предлагает. Мастерские, например, стали частью моей жизни.
На базовом курсе я уже будто плыла по привычному течению, а те, кто только начал учиться, лишь привыкали к подобному ритму. В первом семестре базового курса мы делали проекты на основе творчества современных художников. Мне достался Лучо Фонтана, кому-то — Кандинский, а кому-то — Малевич. Все получили стандартную задачу — номер отеля площадью около 45 квадратных метров. Нам нельзя было напрямую цитировать художника или делать оммажи к его работам. Например, Лучо Фонтана знаменит своими картинами с прорезями, которые он создавал ножом прямо на холсте. Если бы я, например, сделала такую же щель в интерьере на подоле, это было бы не то. Нужно было переосмыслить его творчество, понять, почему он так делал, чем был обусловлен его стиль, и в каком периоде он творил. Кроме того, нам нужно было подготовить макет и создать 3D-модель в SketchUp. Я была очень довольна этой работой, до сих пор горжусь, что она есть в моем портфолио.
Во втором семестре нам предложили более сложный проект: вместо 45 квадратных метров нам дали 2000 квадратных метров и предложили работать в командах. Здание могло иметь любую функцию. Некоторые из нас выбрали пансионат, другие — ресторан. А мы выбрали спа-комплекс. Мы не сразу поняли, что это не самая удачная тема для проекта, так как работа над спа требует знаний в области инженерии. Нам дали здание, которое не было приспособлено для этой функции: стояки находились только в двух местах здания. Понятное дело, что для спа нужна вода везде, но мы не знали этого и в том семестре не изучали такой предмет, как инженерно-техническое обеспечение дизайна. Мы представляли себе красивый банный комплекс, легкий и воздушный, но это так не работает. Нужно помнить, что инженерная составляющая — это важная часть работы дизайнера. Мы не учли этот факт, когда начали проектировать спа, и это было сложно. В целом, проект у нас получился хороший, мы работали в команде с тремя девочками. Тогда я впервые осознала, что коммуникативные навыки в нашей сфере также необходимы.
В третьем семестре мы получили два брифа на выбор. Первый — «живой» бриф от компании The Five, которая строит одни из самых высоких жилых комплексов в Москве. Второй бриф нам дал наш преподаватель Том Лукич, и он касался здания «Дом Дау» — небоскреба в Москва-Сити. У компании The Five было две планировки на выбор, и мы остановились на квартире площадью 120 квадратных метров. Квартира, конечно, отличается от коммерческих помещений. В коммерческих помещениях очень важно удивить, дизайнер должен позаботиться о впечатлениях гостя от пространства. В частном же интерьере важны детали, комфорт для всех членов семьи, которые будут жить в доме или квартире, хотя, надо признаться, я и в таких случаях стараюсь привносить какую-то изюминку в дизайн. В любом интерьере, жилом или коммерческом, мне нравится использовать стекло и прозрачные элементы. Мне нравится, когда в помещении остается больше воздуха, благодаря чему сохраняется объем. И вот я начала искать эту зацепку. Поскольку это фантазийный бриф, я могла позволить себе сделать то, что мне нравится. На этом этапе у меня сформировалась концепция, основанная на образе морского стекла.
На защите я рассказала историю о морском стекле, которое попадает в море и долго обрабатывается волнами, а затем выбрасывается на берег. Не знаю, был ли у вас подобный опыт, но, когда гуляешь по морскому берегу, так и хочется найти эти стеклянные камушки и забрать их с собой. Это как приятный природный сувенир, привезенный из путешествия. За кадром у меня была молодая семья, активная, с ребенком примерно десяти лет, они любят путешествовать. В работе мы соединили два этих образа — морское стекло и путешествие.
Мы с коллегой увидели морское стекло как метафору на пару: мы попадаем в отношения «острыми», со своим мировоззрением, привычками, убеждениями, но со временем в отношениях с любимым человеком наши острые углы смягчаются, мы начинаем понимать друг друга без слов, идем на уступки. И с годами ценность наших отношений растет, а наша связь становится настоящим сокровищем.
Мне хотелось сделать интерьер светлым и не обременяющим, подстраивающимся под заказчика. Он наполнен такими акцентами, как морские стекляшки, которые притягивают взгляд и вызывают желание обладать ими. На защите присутствовал заказчик — представитель компании The Five. Наш проект был выбран одним из лучших. Мы даже получили диплом, и это было очень приятно.
Профессия дизайнера интерьера довольно непростая, задач у нас много, и они разнятся от типа помещения. Если говорить о жилом интерьере, то здесь важно учесть все пожелания заказчика. Не все клиенты знакомы с основными ключевыми фабриками мебели и не все понимают, почему использование подделок в интерьере может быть не лучшим решением, некоторые хотят сэкономить и не рассматривают локальные бренды или варианты, которые сочетают хорошее качество и доступную цену. Одна из задач дизайнера — обучение своего клиента. Дизайнер может раскрыть возможности, которые не всегда видны заказчику. Например, предложить что-то более эстетичное и долговечное, чем то, что тот изначально видел.
В коммерческом помещении, как в бизнесе, важно привлечь клиентов и заработать деньги. Здесь важен большой поток посетителей и хорошая репутация заведения. В коммерции я вижу главную задачу в создании новых впечатлений. Это должно быть что-то цепляющее и уникальное.
Я не хочу использовать чужие референсы с Pinterest. Иногда работа дизайнера строится на подборе картинок чужих интерьеров, которые он пытается объединить в свой собственный. Но на самом деле это просто сборник разных частей из других интерьеров, получается какой-то монстр Франкенштейна. На этапе проектирования я стараюсь полностью абстрагироваться от референсов. Это необходимо для развития собственного стиля. Если мы воспринимаем чужие идеи как руководство к действию, например, здесь мы сделаем такую арку, а здесь — вот такую кухню, на мой взгляд, это не лучший путь. Развивать свою насмотренность необходимо для дизайнера, но делать это нужно осмысленно, выделяя сильные и слабые стороны чужих работ и делая паузы между своими проектами.
Мой интерьер обычно представляет собой светлую и спокойную основу, которую можно адаптировать под индивидуальные потребности и вкусы человека. Я люблю добавлять интересные акценты, будь то архитектурные элементы или же необычные материалы, такие как рифленое или градиентное стекло. Кроме того, мне нравится, когда в интерьере есть точка притяжения, которая не делает его перегруженным, а придает ему уникальность. Я люблю работать со светом и искать интересные световые решения. Например, в проекте квартиры, который мы недавно завершили, я использовала необычный подход к освещению гостевого санузла. Вместо того чтобы установить стандартные светильники, которые дают рассеянный свет, я создала интересный эффект на полу в виде бликов от воды.
Я решила, что хочу работать с коммерческими помещениями, когда только начинала обучение на базовом курсе. В таких пространствах можно реализовать интересные световые решения — это как раз то, что меня привлекает. Кроме того, в коммерческих помещениях можно использовать смелые дизайнерские идеи с помощью мебели или новых планировочных подходов. Сейчас я все больше склоняюсь к тому, чтобы работать в бюро. Мне кажется, что работа в одиночку может привести к множеству ошибок, и я предпочитаю иметь старших товарищей, которые уже прошли этот путь и могут помочь мне избежать многих из них.
Повторить путь Екатерины и обучиться профессии дизайнера интерьера с нуля можно на программе «Основы дизайна интерьера. Подготовительный курс», а продолжить погружаться в профессию — на базовом курсе. Студенты Британки получают все необходимые навыки для старта карьеры в качестве дизайнеров как жилых, так и общественных интерьеров. Выпускники основывают собственные дизайн-бюро, шоурумы, публикуют свои проекты в ведущих интерьерных журналах (Elle Decoration, Interior+Design, Rum).
105120, Россия, Москва, Центр дизайна Artplay, ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 3
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская
© 2025 БВШД