© 2025 БВШД
Полина Шевченко увлеклась идеей проектирования приборов освещения и решила изучить новую профессию в Британке. Так Полина оказалась на программе «Промышленный дизайн». Сразу после выпуска она нашла первого заказчика, реализовала производство собственных светильников и отправилась покорять профессиональные конкурсы. Теперь она разрабатывает светильники индивидуального изготовления и делает жизнь людей чуточку ярче.
По образованию я архитектор, но после окончания обучения выбрала направление архитектурного освещения. Совместно с партнером я основала студию светодизайна Prisma. Цель моей работы — создавать гармоничную и комфортную световую среду. Для светодизайнера светильник — это основной рабочий инструмент. Для каждого проекта я подбираю световые приборы исходя из задачи освещения. Среди многообразия светильников невозможно найти универсальный, который подходил бы для каждого интерьера, поэтому я постоянно изучаю ассортимент световых приборов и очень радуюсь, когда нахожу какие-то необычные модели со сложным функционалом и нестандартным дизайном.

Эти поиски невероятно вдохновляют! Мне всегда хотелось работать с освещением комплексно, используя приборы собственного производства. Я мечтала создать собственную линейку дизайнерских светильников. Первым проектом стали керамические люстры. К сожалению, результат был далек от идеала, и я осознала, что просто придумать дизайн — это еще не все.
При работе над первым проектом светильников мне не хватало знаний о производственных процессах, плана реализации и четкой постановки цели продукта. После первого неудачного опыта я твердо решила глубже разобраться в теме промышленного дизайна, чтобы создавать авторские светильники.
Я тщательно изучила программы обучения в вузах и выбрала курс дополнительного профессионального образования в Британке. Меня привлек состав предметов, а также длительность обучения, которая составила один год.

Первое, что меня поразило, — это значительное отличие обучения в Британке от государственных вузов. Здесь акцент делается на коммуникации и создании продуктивной атмосферы во время учебы. В то же время в государственных вузах больше внимания уделяется учебному плану, чем усвоению материала и мотивации студентов.
У меня не возникало трудностей в процессе обучения. Единственное, чего бы мне хотелось, — это больше времени для усвоения и отработки материала, ведь тогда я совмещала работу и учебу, и свободного времени почти не оставалось.
Для меня ключевым аспектом курса является структура разработки продукта. Я наглядно увидела весь процесс — от идеи до реализации.
Мне понравилось, что в Британке очень разноплановая программа. Для себя я условно распределила предметы на две группы: профильные и творческие. В первую группу входят дисциплины, благодаря которым складывается представление о современном промышленном дизайне, о методике проектирования: дизайн-проектирование, технология, CMF, 3D-моделирование. А во вторую группу предметы с максимально творческой атмосферой — скетчинг, макетирование, арт-дирекшн, графический дизайн, история дизайна.
Отдельно хочу отметить, что в Британке есть возможность заниматься в дизайн-мастерских с 3D-принтером, станком ЧПУ и прочим. Очень здорово, что у всех студентов есть возможность делать предметы своими руками, пользуясь ресурсами школы.

Сильная сторона Британской высшей школы дизайна — эффективная коммуникация. Весь процесс был выстроен так, чтобы студенты могли легко понять друг друга. Преподаватели вдохновляли своими идеями, создавая доброжелательную и непринужденную атмосферу на занятиях. Для них было важно научить и помочь студентам реализовать их проекты.
Большим плюсом стало то, что практически каждый проект на курсе можно положить в портфолио. У нас была достаточно глубокая проработка, серьезный анализ и сложился хороший иллюстративный материал.
В программе было четыре модуля, и в каждом был итоговый проект. Программа строилась от простого к сложному: мы начали обучение с проекта шахмат из переработанного пластика и закончили дипломным проектом бытовой техники для компании Redmond. Здорово, что почти в каждом проекте у нас был реальный заказчик и возможность поработать с клиентом, выявить его потребности, познакомиться с особенностями производства.

Во время диплома мы проектировали бытовую технику для компании Redmond. Нам предложили три брифа на выбор. Я выбрала тему «Бытовая техника будущего» и спроектировала модульную систему приготовления пищи для путешествий. В каждом модуле предполагалась определенная функция: нижний модуль — холодильник, средний — гриль-мультиварка и верхний — 3D-принтер. Эта система разрабатывалась как кухня для путешествий, которая передвигается вместе с тобой. Было увлекательно поработать над концептом фантастической техники будущего.

Ключевым для меня был третий модуль. Мы должны были разработать продукт, связанный со светом. Я разрабатывала интерьерный торшер. Именно в этом проекте я смогла реализовать давнюю задумку: создать светильник, который будет совмещать два режима освещения: функциональный — для работы и цветной декоративный — для отдыха. С помощью этого торшера можно настраивать свет под сценарий пользователя, выбирая цвет лампы и направляя мини-прожекторы в зону для освещения. Яркость и ширина пятна света настраиваются легко и интуитивно выдвигающимся зумом прожектора. С помощью этого торшера создаются цветные градиенты, фотозоны с атмосферой праздника или домашнего уюта.

Защита проходила в центре «Зотов», и сразу после презентации у меня появился первый заказчик. Это очень мотивировало меня. После сдачи диплома я продолжила дорабатывать торшер. Оказалось, совсем непросто найти производство, которое сможет изготовить светильник по моим чертежам согласно концепции, и при этом за разумные деньги. В итоге я нашла фабрику светового оборудования Aledo. Коллеги заинтересовались моей идеей и смогли произвести торшер. Я поняла, что идея находит отклик у людей и нужно продолжать работу.


Проект торшера стал участником выставки выпуска 2024 в галерее «Зарядье» и на выставке-биеннале «Придумано и сделано в России».
После обучения я занималась поиском производства и изготовлением торшера. Мне нравится вести проект от начала и до конца, наблюдать, как развивается идея, преображается форма и оттачиваются детали. Продукт приобретает завершенный вид.
Параллельно с доработкой торшера я разрабатывала люстру для ювелирного салона и участвовала в конкурсе «Фабрика дизайна». В первом проекте передо мной стояла задача разработать светильник над барной стойкой, который будет совмещен с бокалодержателем. Предполагалось, что светильник будет световой инсталляцией в зоне бара. Я разработала модульную систему, состоящую из световых элементов, освещающих бар и зону кухни. Второй проект — это концепт светильника в рамках конкурса «Фабрика дизайна». Наша команда создала интерьерный торшер, учитывая особенности производства компании заказчика.

Я думаю, что промышленный дизайн — это сфера, которую невозможно изучить до конца, ведь для каждого нового проекта необходимо тщательно исследовать предмет дизайна. Думаю, это здорово. С каждым новым проектом открываешь для себя что-то неизведанное в этом мире и приобретаешь новые профессиональные навыки. Промышленный дизайнер должен обладать объемно-пространственным мышлением, знать принципы эргономики и владеть 3D-программами, уметь общаться с заказчиком и хорошо презентовать свои проекты, не бояться ошибок и любить свое дело. Нужно очень хорошо исследовать предмет проектирования, изучить тренды, современные технологии производства, а главное, понять, чего именно не хватает целевой аудитории и какие потребности не закрыты.

Например, в сфере освещения наблюдается потребность в качественных приборах индивидуального изготовления. Многие заказчики хотят приобрести европейские брендовые светильники, но в современных реалиях сложно привезти прибор в Россию из-за санкций. Альтернативный вариант — производство реплик европейских светильников в Китае, но срок изготовления и поставки очень большой, для многих заказчиков этот вариант не подходит из-за сжатых сроков реализации проектов. В связи с этим вырос спрос на индивидуальное производство в России.
Для меня проектирование светильников очень увлекательный процесс, в будущем я планирую разрабатывать световые инсталляции для архитектурных проектов.
Научиться находить прорывные идеи и создавать современные предметы, устройства и комплексные продукты, которые эффективно решают задачи пользователя, делая жизнь комфортнее и безопаснее, можно на программе Британки «Промышленный дизайн».
105120, Россия, Москва, Центр дизайна Artplay, ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 3
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская
© 2025 БВШД