Дизайнер общественных интерьеров
Работа над интерьерами общественных пространств — задача со звездочкой. Нужно не просто продумать красивый функциональный дизайн, но и учесть интересы целевой аудитории, говорить на одном языке с клиентом, бороться с предрассудками и подсказывать верные решения. Обо всем этом — в интервью выпускницы программы «Дизайн общественных интерьеров» Евгении Шебановой. Она прошла путь от студентки до главного архитектора в бюро куратора Британки. Сейчас в ее портфолио крупные проекты, о которых вы наверняка слышали.
Путь дизайнера: вокзал во Владимире и собор в Выборге
Изначально я получила инженерное образование — я разрабатывала бортовые системы для самолётов. Но с детства меня увлекала история строительства и архитектуры. Это переросло в глубокое увлечение, которое я продолжила развивать на различных курсах по дизайну. Мне всегда хотелось учиться новому и реализовывать свои проекты, поэтому я поступила в Московский строительный университет на специальность «Архитектура». После этого я работала в проектном бюро, крупных компаниях и у частных заказчиков. Но и этого было недостаточно — я хотела разобраться в процессе создания общественных интерьеров. Так я пришла в Британку.
Собор в Выборге
Тут я сразу погрузилась в практическую работу. Во время первого семестра мы выполнили два проекта. Первый — дизайн ресторана. Это была работа полного цикла: от поиска локации и анализа целевой аудитории до разработки меню, создания концепции и финальных визуализаций. Второй оказался сложнее — мы исследовали железнодорожный вокзал во Владимире. Из-за того, что здание не было признано памятником архитектуры, оно было в довольно «уставшем» состоянии. Мы с напарницей провели сутки на вокзале, изучая его работу, пообщались с руководством и провели глубинные интервью. На основе этих данных разработали концепцию модернизации вокзала, сделав его современным и доступным для маломобильных граждан.

Собор в Выборге
Дипломная работа стала компиляцией всего изученного. Объектом исследования мы с напарницей выбрали руины кафедрального собора в Выборге. Незадолго до старта нашего проекта собор был признан памятником культурного наследия, поэтому я почувствовала дополнительную ответственность. Мы общались с местными жителями, работниками библиотеки, администраторами замков и даже депутатами, чтобы понять, как лучше восстановить собор. На основе полученной информации мы приняли решение по восстановлению фасадов и прилегающей территории и наделили здание свойствами многофункционального общественного пространства.
Собор в Выборге
Получить приглашение от куратора и стать главным архитектором проектов
После выпуска наш куратор Фёдор Ращевский предложил мне возможность сотрудничества. Так я стала главным архитектором проектов в его бюро OFFCON. Мне важно иметь доступ к крупным проектам и действительно менять дизайн общественных пространств, делая их не только стильными, но и функциональными, — здесь это стало возможно.
Среди моих любимых проектов — реконструкция торговых центров «Золотой Вавилон» и «Европолис». Даже сейчас, встречая в соцсетях фотографии и видео из этих мест, меня берёт гордость: я вижу — вот этот диван я долго разрабатывала, чтобы вписать в интерьер, как и этот цветок. А эту витрину я собирала несколько дней. В общем, я всегда радуюсь, когда узнаю, что предложенные мною решения становятся популярны у посетителей, ведь это значит, что дизайн рабочий и люди взаимодействуют с пространством, которое мы обустроили. Это очень важно, ведь перед каждым проектом мы проводим исследования, пытаясь прогнозировать поведение целевой аудитории. И каждый раз это лотерея.
Торговый центр Fort
А ведь нужно угодить не только посетителям, но и заказчику. Например, новый владелец «Золотого Вавилона», нынешнего «FORT Отрадное» хотел обновить дизайн, но при этом у него было собственное представление. Пришлось искать компромиссы. В итоге мы создали стиль, чем-то напоминающий лофт. Использовали много открытого бетона и высокие стеклянные конструкции. Для создания интересных эффектов мы добавляли композиции в оттенках латуни, но в ограниченном количестве, чтобы не перегружать пространство. Одной из наших важных задач было оформление витрин, поэтому мы разработали специальный брендбук, которому следовали на практике.
При этом мы не стали сносить всё полностью, а провели качественную реконструкцию. Люди могут видеть, как было и как стало. Мы даже оставили часть старого фасада как арт-объект, напоминая, что дизайн общественных пространств может быть совершенно разным.
Торговый центр Fort
Борьба с предрассудками: новые веяния в дизайне общественных пространств
По моему мнению, общественное пространство требует широкого мышления. Необходимо учитывать большое количество нюансов, работать с разными целевыми аудиториями. Создать решение, которое на сто процентов удовлетворит всех, — это, конечно, утопия. Но мы стремимся предсказать, как оно будет влиять на посетителей, и направить их внимание на ключевые объекты, которые чаще всего выставляются на продажу.
Для этого нужны навыки глубокого анализа. Я работала в коллаборации с агентством BBDO над проектом в сфере ритейла: мы разрабатывали интерьер на основе данных, которые получили во время масштабного исследования, и это сработало. Вот такой опыт я бы повторила ещё не раз.
На данном этапе моя главная цель — создавать общественные пространства, которые будут интересны пользователю. При этом второй своей задачей я вижу не слепо удовлетворять потребности заказчиков и потребителей, но и формировать тренды в сфере дизайна общественных пространств. Дело в том, что некоторые клиенты закрыты к чему-то новому из-за каких-то предрассудков. Мне бы хотелось внедрять новые решения, запускать новые веяния. Например, использовать тёмные, даже мрачные цвета в офисах, или наоборот делать что-то строго эстетичное в торговых центрах и галереях.
Получить новую профессию или углубить экспертизу в работе над масштабными проектами общественных интерьеров — офисов, ресторанов, кинотеатров и даже аэропортов — можно на программе «Дизайн общественных интерьеров». Вы научитесь анализировать потребности клиента и его бизнеса, исследовать проекты, грамотно формулировать задачи и превращать интерьерную среду здания в функциональные, эргономичные и эстетически привлекательные пространства.