© 2025 БВШД
Выпускник Британки Филипп Шаклеин (а ныне — арт-директор премиальных сервисов Т-Банка), пришел в графический дизайн из любви к визуальной культуре. От первого проекта и защиты диплома до должности арт-директора прошло несколько лет. О том, как один провал может запустить десятки побед, зачем дизайнеру список «вещей, от которых я улыбаюсь», и почему коммуникация — это база, рассказывает Филипп.
Я закончил Московский инженерно-физический институт (с 2009 года — НИЯУ МИФИ) и получил специальность «Прикладная математика». Потом работал в сфере продажи автомобилей, но параллельно всегда интересовался массовой культурой, кино, журналами, играми, вдобавок увлекался фотографией. Кроме того, у меня был небольшой опыт контент-редактора: мы с партнером делали сайт про авто, я редактировал тексты, искал изображения — было понимание хороших и плохих текстов. И все же дизайн оставался чем-то далеким: я не осознавал, что вообще есть такое ремесло.
В Британскую высшую школу дизайна я попал случайно: когда мне было 30 лет, пошел за компанию на День открытых дверей — к слову, отнесся скептически. Послушали лекции, посмотрели выставки. Я очень вдохновился работами, захотел научиться также и подал документы. Сдал портфолио с фотографиями — потому что больше у меня не было ничего. На собеседовании меня спросили, каких дизайнеров я знаю. Я выдавил: «Ну... Лебедева».
Когда я пришел в Британку, мои навыки работы в Photoshop ограничивались ретушью и знанием, что «работать надо в слоях». Поступил сначала на программу «Основы графического дизайна», а потом на «Графический дизайн. Продвинутый курс». Именно в Британке я понял, каким может быть настоящее обучение. Преподаватели были увлечены происходящим — им было интересно также, как и нам. Кстати, привет им: Максиму Нестеренко, Илье Брябрину, Дмитрию Горелышеву и другим. Максим, хоть и был строг, научил меня изучать, понимать и воспроизводить любые графические стили. Брябрин — достигать результата ограниченными средствами и искать во всем смыслы. А Дмитрий — не бояться рисовать. Помню, как по 5 раз рисовали с натуры одно и то же с разным таймингом. Первые 30 минут я потел, потом отпускало, и начинал получать удовольствие.
Я пытался сделать диплом на реальном кейсе: разработать дизайн детских беговелов, которые собирались запускать мои знакомые, а также придумать для них интересную рекламную кампанию. Хотелось чего-то настоящего и ценного, чтобы потом сказать: «Вот! Это сделал я». Но преподаватели предупреждали — с реальным заказчиком сложно сделать интересный и сильный проект. В итоге диплом не приняли: не хватило проработки и креатива. Я взял академический отпуск и вернулся через два года. На этот раз решил сделать проект, который по-настоящему люблю — про московское метро.


Так появился «Эффективный пассажир» — серия инструкций в духе ИКЕА, как пользоваться метро вежливо и эффективно. Без морализаторства, без «будь культурным» и пафосных или утопических слоганов в духе социальной рекламы низкого уровня. Меня очень раздражало, когда люди не снимали рюкзаки в забитом вагоне, не открывали форточки в жару, просто сидели и потели, ничего не предпринимая, заходили в вагон, не давая выйти остальным. Но я не хотел делать инструкцию в форме злобы и высмеивания. Поэтому сделал ее с узнаваемой на то время айдентикой и вежливыми напоминаниями.
Диплом я защитил, а «Эффективный пассажир» забрал награду на фестивале фейковых кейсов. И, как я подозреваю, мог вдохновить кого-то в московском метрополитене. Потому что спустя лет 5 я начал замечать в вагонах очень похожие черно-белые иллюстрации с близкими посылами.

Британка научила меня не бояться предлагать необычные и интересные решения. Вот эта внутренняя смелость осталась со мной навсегда.
Защитив диплом, я начал работать арт-директором в рекламном агентстве, которое специализировалось на ивентах. Спустя полгода ушел в другое агентство, которое делало все: офлайн, ТВ, digital, SMM, запуски и пиар-проекты — там был мой первый опыт проведения найма и формирования дизайн-отдела. За это время я собрал команду, участвовал в тендерах, работал с крупными компаниями: «Альфа-Банк», «Перекресток», «МегаФон», «Сбер», Ростуризм, AliExpress.

Затем я перешел в финтех-стартап — банк для предпринимателей «Бланк». Начинал с позиции руководителя бренд-дизайна, работал с ONY, выступал на Raiffeisen Design Conf. А дорос до руководителя внутреннего продакшена, который закрывал потребности банка под ключ: строил студию внутри, управлял дизайнерами, редакторами, разработчиками, выстраивал процессы, внедрял agile-подход и настраивал работу с подрядчиками. Потом — Ташкент, другой стартап, не зашло. Вернулся в Москву.

Сейчас я — арт-директор сервисов T-Premium и T-Private. Отвечаю за консистентность коммуникаций и пользовательский опыт в сегменте состоятельных клиентов: это айдентика, внешний вид интерфейсов, медийные размещения, упаковка и банковские карты, мероприятия — в общем, все точки касания аудитории с нашим продуктом. Проверяю, все ли в порядке с tone of voice, провожу ревью, помогаю дизайнерам достичь необходимого результата, развиваю визуальный язык и так далее.
Ролик для сервиса Private в Т-Банке
У меня нет единого фирменного стиля, я умею быть разным. В последнем рекламном агентстве, где я работал, дизайну нужно было быть дерзким, экспериментальным. Цепляться за каждый формирующийся тренд. В «Бланке» — более сдержанным, но при этом простым, искренним и актуальным. Т-Банк — это про технологичность и заботу о клиенте. А так как сервисы премиальные, то еще про спокойствие и комфорт. Но при этом, везде нужно предлагать решения и брать ответственность за них. Видимо, моя главная черта — способность быть разным и не бояться.
Смелость — не всегда про яркие концепты и нестандартные предложения. Иногда это — твердо сказать «нет» на сомнительное «давайте сделаем, как у конкурента».
Когда у тебя большая насмотренность и опыт, на каждый новый тренд ты начинаешь смотреть с легким поднятием брови, со скепсисом. И вот это — важно. Потому что если что-то выглядит классно и свежо — это не значит, что это нужно тебе. Нужно останавливаться и спрашивать себя: «А надо ли это нам? Подходит ли это нашей компании? Нашей аудитории? Мы вообще хотим быть такими? Или мы хотим быть в погоне за каждым новым трендом?»

А если говорить шире: что меня вдохновляет?
Наверное, люди. Разговор с правильным человеком может взбодрить и помочь восстановить силы. Природа вдохновляет сильно: просто выйти на улицу, подняться на крышу, посмотреть на небо, уехать в лес — быть вне стен.
Я очень люблю киноиндустрию. И фильмы — особенно те, что хорошо сняты, с идеей, с грамотным раскрытием и развитием персонажей. Музыка тоже вдохновляет. Я бы даже сказал: она разгружает мозг. Может унести куда-то в мысли, где рождаются идеи.
Я заметил, что чем дальше, тем меньше вещей тебя могут по-настоящему удивить или восхитить. И я завел себе заметку в телефоне — она называется что-то вроде «Вещи, от которых я улыбаюсь». Туда я записываю все, что радует: необычный предмет, который удалось покрутить в руках (последним была лимитированная ручка Pininfarina в сейфе с шифром, выпущенная к 500-летию смерти Леонардо да Винчи), забытая песня, которую не слышал лет 10, но когда-то любил слушать ее на полной громкости, сильный туман в городе рано утром или шторм на море, пробежка в дождь или классно срежиссированная сцена в видеоигре. Все это вызывает такие же эмоции, которые ты испытывал, будучи ребенком, когда многие вещи казались удивительными.

Если заглядывать в этот список периодически, можно напомнить себе, что приносит радость и помогает перезагрузиться. Если чувствуешь усталость, выгорание, потерю интереса — возвращаешься к этим вещам и думаешь: «Что из этого я могу сделать прямо сейчас?». Это помогает.
Желаю верить в себя и свои решения. Знайте: вы все можете — вопрос в том, сколько времени и усилий вы готовы на это потратить. Если у вас есть какие-то принципы, не поступайтесь ими. Это один из драйверов вовлеченности в задачу: когда ты руководствуешься своими убеждениями, ты по-настоящему включаешься.



Ошибки — это не страшно. Признавать ошибки — это не «переобувание», это нормально. Не стесняйтесь просить помощи, не стесняйтесь задавать вопросы. Если кто-то триггерится на ваши вопросы — подумайте, стоит ли вообще с такими людьми работать (если, конечно, вы не задаете по сто одинаковых вопросов одному и тому же человеку.)
Но вот, что еще важно: коммуникация. Я всегда это говорил и обычно называю своей сильной стороной. Но не потому, что я красиво и грамотно говорю, а потому что я не стесняюсь поговорить, задать вопрос, пойти к людям и обсудить то, что меня волнует. Но каждый разговор или вопрос должен иметь цель. Спросите себя, что даст вам ответ? Что именно вы хотите выяснить? Чтобы что? Тогда коммуникация будет эффективной.
105120, Россия, Москва, Центр дизайна Artplay, ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 3
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская
© 2025 БВШД