© 2025 БВШД
Когда страсть к театру встречается с решимостью — рождается настоящая история успеха. Выпускница программы «Сценография» Елена Устименко смогла превратить свою любовь к сцене в профессиональный путь, а обучение в Британке открыло возможности для участия в больших конкурсах и сотрудничества с Большим и Александринским театрами. О том, как образование и практика стали фундаментом ее карьерного роста и признания, — рассказывает Елена.

До обучения в Британке я работала в сфере дизайна интерьера и изобразительного искусства: занималась 3D-визуализацией и участвовала в небольших театральных проектах как художник-помощник — это дало мне базовое понимание образного языка. Через любовь к театру и желание создавать атмосферу, которая помогает рассказать историю, в моей жизни появилась сценография. Я решила, что именно оформление сцены — то, что меня вдохновляет больше всего, и захотела сделать это своей профессией. Поэтому пошла учиться в Британскую высшую школу дизайна.
В Британке, в 2018 году, я уже получила дополнительное профессиональное образование на программе «Дизайн интерьера. Базовый курс», поэтому была знакома со школой и высоким уровнем преподавателей. Именно желание глубоко освоить сценографию и возможность учиться у лучших преподавателей, чтобы реализовать свои творческие амбиции, стали главным стимулом для поступления.

Обучение на «Сценографии» было интенсивным и вдохновляющим. Особенно запомнились занятия с преподавателями, которые не только делились знаниями, но и поддерживали творческий поиск. Например, Галя Солодовникова, Полина Бахтина, Нана Абдрашитова, Ольга Павлюк и Ольга Медведева помогли мне раскрыть новые подходы к работе с пространством и материалами. Занятия у Аллы Шендеровой тоже отложились в памяти. Было сложно совмещать теорию и практику, а также выдерживать высокий темп работы. Иногда не хватало времени на отдых, но именно это помогло мне научиться эффективно планировать свое время и работать в условиях стресса. Обучение дало мне практические навыки создания сценического пространства, опыт работы с разными материалами и понимание того, как выстраивать сотрудничество с режиссерами и всей постановочной командой.
Проект «Саморегенерация»: создание арт-объекта «Сердце» с помощью 3D-печати и ручной работы

Самым ярким событием учебного года стало участие в проекте «Саморегенерация» — перформансе, созданном вместе с командой Дома культуры «ГЭС-2». Я создала арт-объект «Сердце» в инсталляции «Границы»: разработала его модель, напечатала детали на 3D-принтере, соединила их в единое целое и сшила кожаный чехол — все это руками художника, ищущего гармонию между техникой и искусством. Этот проект стал моим личным выражением внутренней энергии и чувств, воплощенных в материале. В итоге, «Сердце» не только украсило выставку в галерее «Граунд Солянка», но и стало символом моего роста и способностью соединять идеи с техникой в единое целое.
Дипломный проект: сценография оперы «Евгений Онегин» через призму тюрьмы «Кресты»

Мой дипломный проект был посвящен созданию сценографии для оперы «Евгений Онегин». Я использовала минималистичные формы и световые решения, чтобы подчеркнуть эмоциональное состояние героев и создать атмосферу внутреннего конфликта. Для своей сценографии выбрала петербургскую тюрьму «Кресты»: взяла ее исторический путь от начала и до момента продажи на аукционе. Мне кажется, характеры героев оперы и атмосфера времени особенно подходят для тюрьмы — так как рамки и устои того общества воспринимаются мной как ограничения.
После выпуска я получила возможность работать над более крупными и интересными проектами, расширила профессиональные связи и стала увереннее в своих силах как сценограф. Еще во время учебы стала участницей театральной лаборатории от Союза театральных деятелей России в Казани — там я смогла показать свои работы перед профессионалами сцены, которые высоко оценили уровень образования в Британке. Еще благодаря программе «Сценография» случилась поездка на фестиваль «Таврида.АРТ». Именно вера в себя, которая была дана на учебе, помогает участвовать во всех проектах и подавать заявки повсюду. Верю, что каждая моя работа — это шаг к тому, чтобы оставить след в мире театра.
ArtMasters, Большой театр и лаборатория Александринского: первые крупные проекты после выпуска

Сейчас я участвую в лаборатории «Театр: Алгоритмы будущего» от Александринского театра. В сентябре пройдет питчинг концепций — это шанс представить миру свою уникальную визуальную речь. Возможность показать спектакль на Новой сцене Александринского театра в декабре — не просто цель, а мечта: стать частью живого театрального диалога. Верю, что все получится!
Параллельно участвую в Национальном открытом чемпионате творческих компетенций ArtMasters — соревновании талантов со всей страны. Вошла в десятку лучших из 850 заявок! Это признание моего художественного мышления и мастерства. Сейчас я активно готовлюсь к финальному этапу. Также работаю над проектом для командных соревнований ArtMasters: отрывок оперы будет представлен сначала в Школе драматического искусства, а затем — на Новой сцене Большого театра. Мы решили соединить классическую оперу с актуальными визуальными решениями, чтобы сделать ее более доступной и эмоционально насыщенной для современной аудитории. Работа в команде — это важный аспект театральной деятельности, а умение находить общий язык — ключ к успеху. Работа с режиссером Большого театра — тоже важный опыт после завершения учебы.

В будущем хочу создать авторский спектакль, где буду отвечать и за режиссуру, и за оформление. Но пока далеко не загадываю, так как планов уже очень много. Учеба в Британке дала не только фундаментальные знания и профессиональные навыки, но и возможность познакомиться с ведущими специалистами — а это значительно ускорило мой карьерный рост.

Советую быть максимально открытыми к новым знаниям, не бояться экспериментировать и работать над собой. Учеба — это не только получение знаний, но и постоянный творческий поиск. Важно сохранять страсть и не бояться ошибок.
Научиться создавать декорации и костюмы к сценическим проектам, а также придумывать тотальное визуальное решение сценического действия, можно на программе Британки «Сценография». Старт нового потока — 10 октября, присоединяйтесь!
105120, Россия, Москва, Центр дизайна Artplay, ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 3
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская
© 2025 БВШД