— Насколько дизайнер в целом осознаёт свою ответственность?
— Промышленный дизайн в отличие, скажем, от веб-дизайна — это всегда определённые рамки. Если сайт можно сделать, не выходя из комнаты, для этого нужен только компьютер и специалист, то в промышленном дизайне для создания предмета, который будет запущен в производство, нужны производственные мощности — завод, фабрика и т.д. Значит, дизайнер должен принять решение, которое будет оправдано с технологической или с экономической точки зрения. Но мы работаем не в вакууме и необходимо говорить об ответственности перед поставленной задачей. Абстрактная идея в промдизайне не имеет права на существование, так как есть масса ограничений. Например, в сфере железнодорожного транспорта: поезда строят исходя из существующей инфраструктуры, а значит, ты не можешь спроектировать футуристический агрегат в духе «Звёздных войн», какой бы захватывающей идея не казалась на бумаге. Или, скажем, президентский автомобиль. Вы знаете, что создавая, казалось бы, ультраштучную машину, машину мечты, нужно рассчитать его габариты таким образом, чтобы автомобиль входил в грузовой отсек президентского борта? То есть на размеры автомобиля оказывают влияние особенности его перевозки авиатранспортом. Проектируя предмет, нужно представлять себе его историю, бэкграунд, его жизненный цикл. Вплоть до того, как он будет доставляться (например, упаковки должны вставать на стандартные паллеты в стандартной фуре) и продаваться.
— Ещё в 1970-х промдизайнеры били тревогу: пластик вреден, общество пожирает само себя, потребляя больше, чем в действительности нужно. Вспомним, например, известного теоретика и провидца Виктора Папанека. Почему эта проблема стала актуальной сейчас? Дизайн eco green стал потребностью?
— Мы недавно наткнулись на интересное исследование компании Procter&Gamble. 69% россиян готовы тратить больше денег на приобретение эко-товаров. 80% россиян выступают за то, чтобы упаковка товара содержала переработанные материалы. Вплоть до того, что ответственное потребление входит в список семнадцати глобальных целей, определённых ООН для мировых лидеров — глав государств, брендов, крупных корпораций.
Насколько это оправдано — другой вопрос. Если не использовать пластик, его нужно чем-то заменить. Скажем, бумагой. Но если бы всё, что сейчас сделано из пластика, делалось из дерева или бумаги, лесов бы не осталось. Принципы Папанека — максимальная полезность, дешевизна производства, изготовление в регионе конечного использования, максимальная простота конструкции, экономия ресурсов при изготовлении — идеальная формула, но часто жизнь вносит свои коррективы. Вы бы действительно хотели ездить на автомобиле, сделанном из переработанных жестяных банок?
Или другая модная тема — электромобили. Вы знаете, что в 1930-х их было больше, чем машин с двигателями внутреннего сгорания? Так что это не новая тема, но почему-то хорошо забытая. Почему? Если разобраться, вопрос экологичности этого производства тоже можно поставить под сомнение. Чтобы выработать электричество, на котором ездит такая машина, нужно точно также сжечь мазут или уголь, а значит, снова загрязнить природу. Утилизировать же батареи электромобилей — пока настоящая головная боль.
Безусловно, проектируя изделие, нужно стараться использовать новые материалы. Так идёт прогресс. Скажем, мобильные телефоны: если бы не внедряли touch-технологию, мы бы до сих пор пользовались кнопочными. Недостаточно только видоизменить форму. Хотя часто к дизайнеру обращаются именно с этой просьбой: доработать внешний вид предмета, чтобы он лучше продавался. По большому счёту, прибор не будет работать ни лучше, ни хуже, но станет в разы востребованнее.
— Как дизайнеру разрешить это противоречие: польза и экологичность или коммерческая отдача? Ведь продукт должен не только отвечать канонам eco green, но и продаваться, иначе бизнес рухнет.
— Это настоящая дилемма. Конечно, идеальная ситуация — когда ты создаёшь вещь на века, которая учитывает все потребности человека, не вредит окружающей среде и так далее. Однако, вечные вещи — это конец маркетинга, а значит, производства и бизнеса. Ты не можешь купировать коммерческую составляющую проекта. Конечно, есть примеры вроде планетарных миксеров компании KitchenAid с колоссальным сроком службы, для которых можно подобрать множество насадок и менять их в зависимости от задачи, таким образом используя один прибор вместо десяти. Но нужно понимать, что это дорогая вещь. Да, ты можешь купить одно изделие и пользоваться им годами, но это будет существенной тратой, которую могут себе позволить немногие.
Проектируя изделие, можно и нужно стремиться к использованию новых, как можно более экологичных материалов. Вспомним гениального британского архитектора Нормана Фостера. Его объекты снабжены световыми шахтами и системами естественной вентиляции. А, например, Дитер Рамс считал, что процесс проектирования заканчивается, когда ты понимаешь, что ты сказал всё, что хотел. Ни убавить, ни прибавить. Конечно, нужно продумывать варианты многофункционального использования. Кстати, пример из практики концерна ТМХ, с которым мы много работаем. Спроектировали универсальный локомотив, который за счёт продуманной конструкции не только проще и быстрее ремонтировать (то есть он прослужит дольше и будет использоваться эффективнее), но и легко модифицировать. Можно поставить и дизельный двигатель, и литиевые батареи. Или оставить только последние, если со временем они окажутся экологичнее и экономичнее. Есть тепловозы «микст», которые работают и на дизеле, и на газе. Но стоит не только внедрять новые виды топлива или просчитывать их экономию, но и продумывать стадию эксплуатации. Это существенный момент. Значительную часть времени тепловоз стоит и тратит топливо впустую. Уже есть разработки, которые оснащены старт-стоп системой, применяющейся для автомобильных дизельных двигателей. Это моментально снижает расход топлива.
— Что такое честный дизайн? Возможен ли он в принципе?
— Главное понимать, что ты делаешь и зачем. Есть определённая дизайн-этика. Кто-то наотрез отказывается проектировать оружие. Кто-то никогда не возьмётся за дизайн бутылок для спиртного. Как правило, это уже сложившиеся дизайнеры с чётко очерченной позицией. Но нужно отдавать себе отчёт в том, что такой подход могут себе позволить немногие. Я бы сказал, что в дизайне, как и искусстве, нет высокого и низкого. Надо делать на совесть. Причём вне зависимости от того, это гоночный автомобиль или зажигалка. У каждого своя парадигма, порог приемлемого и неприемлемого. Но честность состоит в том, чтобы сделать вещь, которой ты будешь доволен по Рамсу. Твой продукт — это высказывание, законченная фраза.
В ноябре в БВШД стартует новая программа «Промышленный дизайн», партнером которой стал Центр 2050.ЛАБ. В рамках сотрудничества студенты программы смогут проходить стажировки в дизайн-студии 2050.ЛАБ, а эксперты Центра и преподаватели Британки будут проводить лекции, посвященные промышленному дизайну.