— Дизайн для диджитал-среды и «традиционных» каналов коммуникаций сейчас правда все больше отдаляются друг от друга или, наоборот?
— Граница между дизайном для диджитал- и офлайн-среды существует, но довольно условно. Например, если мы говорим про абитуриентов, то это разделение хорошо иллюстрирует запрос, с которым минимум половина из них приходит на наш курс — перейти из графического дизайна в диджитал. Из основных причин — востребованность, зарплата и задачи. Я думаю, что с цифровым продуктом интереснее взаимодействовать, поскольку он как живой организм, который ты постоянно развиваешь.
Но с точки зрения профессионалов, эта граница стирается, потому что они думают в целом о клиентском опыте, который складывается из совокупности каналов коммуникации.
— То есть дизайнеры становятся все более универсальными?
— Мне кажется, в мире профессионалов зачастую существуют одни и те же подходы, но есть специфика. Я не верю, что есть универсальные дизайнеры и студии, которые могут хорошо делать и продуктовую разработку, и айдентику. Хотя с точки зрения бизнеса, это было бы удобно. В любом случае, какие-то компетенции более развиты, а какие-то провисают.
— В чем специфика каждого направления и какие подходы объединяют дизайн для диджитал- и офлайн-среды?
— По моим наблюдениям, цифровые дизайнеры чаще оказываются ближе к владельцам бизнеса и продуктов, это сильно деформирует с точки зрения взгляда на ремесло. Даже задачи диджитал-дизайнерам часто формулируют с позиции бизнеса — повысить конверсию продукта, улучшить взаимодействие с продуктом.
Диджитал-дизайнер участвует в продуктовых исследованиях, когда проектировать макеты ещё рано, а нужно изучать рынок и пользователей. Можно сказать, здесь у нас меньше пространства для творческого эксперимента, а может нам просто интереснее разрабатывать дизайн-решения в условиях большой зоны неопределенности, ограничений и измеримых результатов работы.
В то же время я знаю профессионалов в айдентике, у которых тоже очень продуктовый подход. Про них не скажешь, что они где-то в облаках и думают только о впечатлении, которое производит их работа.
Думаю, что правила, на которые опирается хороший дизайн, универсальны для любого направления. Можно вспомнить 10 принципов Дитера Рамса, который работал еще в середине ХХ века. Они сформулированы для промышленного дизайна, но в целом справедливы и для нас.
Тем не менее сегментация есть и внутри диджитал-дизайна. Например, есть очень популярный проект awwwards.com, который регулярно отбирает лучшие примеры веб-интерфейсов, и здесь скорее важен некий вау-эффект. Также есть European design awards, Red Dot и другие международные конкурсы, где, как правило, побеждают проекты, которые сильно отличаются от цифровых решений, которые дизайнеры разрабатывают для нашей повседневной жизни. Соответственно, каким-то дизайнерам интересно это международное признание, награды, а для кого-то главный вклад в том, что они привносят в реальный продукт для тысяч пользователей и как их работа влияет на метрики бизнеса.
На курсе мы больше внимания, конечно, уделяем второму, но стараемся рассказать про все возможности. И в портфолио наших выпускников есть международные награды. Более того, мы считаем в принципе важным подготовить ребят к работе не только в нашей стране, но и целимся в глобальный рынок, международные стандарты.
— А есть ли какая-то преемственность между цифровым и «физическим» дизайном в визуальных инструментах и приемах?
— Думаю, что какие-то визуальные тренды переходят из диджитал в графический дизайн, и наоборот. Нет какого-то определенного порядка. Эстетика диджитал-дизайна часто продиктована бизнесом и технологиями. Например, когда появились первые смартфоны, перед компанией и дизайн-подразделением стояла задача научить пользователя. Поэтому элементы интерфейса были объёмными, детализированными, с отсылками к предметам из реального мира — иконки с фактурами дерева, кожи и так далее (так называемый скевоморфизм). Со временем люди поняли принципы взаимодействия с приложениями, экранами, все немного устали от избытка деталей, и дизайнерам можно было чуть минимизировать трудозатраты. Дизайн стал более «плоским». Сейчас Apple активно развивает AR-движок, поэтому в графике отчасти происходит реинкарнация скевоморфизма.
Мне кажется, что тренды в дизайне всегда будут привязаны к новым технологиям, а новые сервисы будут появляться там, где будет запрос аудитории, в частности, молодого поколения (вспомним TikTok, Clubhouse), а также бизнес-среды.
— Какие дизайнеры будут востребованы в ближайшем будущем, с учетом активного развития технологий AI и других?
— Прогресс и бизнес отсеивает многое ненужное. Мы на пороге новой революции, локомотивом которой стал искусственный интеллект. Он пока на заре своего развития, но определенно многое, в частности, большинство профессий, поменяется до неузнаваемости. Главной задачей человека станет решение уникальных задач. Мы наконец будем заниматься смыслами.
Я думаю, в ближайшее время будет тренд не на дизайнеров-универсалов или каких-то узких специалистов, а на высокий профессионализм. Тот слой простых задач, которые решаются джуниор-дизайнерами заменят инструменты, а затем технологии. Профессиональная экспертиза может выражаться в разном: сочетание графических компетенций и понимание технологий, либо навыки в дизайне и глубокое знание какой-то отрасли (например, финансовый сектор или ритейл и тд). Узкие ниши для супер-профессионалов в каком-то конкретном навыке (условно, отрисовывать иконки), будут оставаться. Но если говорить про рынок, то он о продукте в целом.
Безусловно, сейчас рынок дизайна «перегрет» — большой спрос, высокие зарплаты. Я думаю, эта волна пройдет, будет какая-то коррекция, оптимизация. Поэтому сейчас самое время прыгнуть в этот вагон, но важно проверить свою мотивацию, причем какими-то минимальными усилиями. Например, в контексте Британки это могут быть интенсивы. И если дизайн увлекает тебя по-настоящему, уже полноценно вкладываться в эту профессию силами, рублем, временем.
Наша работа безумно интересная по многим причинам, в частности, за счет связи с новыми технологиями, бизнесом, возможностью создавать продукты для миллионов людей. А заниматься любимым делом, которое еще и хорошо оплачивается, — вообще счастье!