— Расскажите немного о себе. Почему вы начали заниматься именно производством сыра?
— Я предприниматель и ищу возможности для создания успешного бизнеса с пользой для себя и общества. Мой первый бизнес был связан с поставками казеина* из России в Европу и Америку. Я много общался с поставщиками, наблюдал за производством сыра и понял, что мне интересно развивать направление свежего сыра в России. Еще в 90-х годах на наших прилавках подобного продукта не было. Появилась идея, я уже знал, каким вкусным может быть свежий сыр и углубился в изучение этого вопроса. Понял преимущества продукта — сыр состоит их трёх компонентов, и его рецептура не меняется годами. Понял, что производство качественного вкусного сыра — это ценность для людей и моя возможность для самореализации и роста. Сыр оказался для меня очень правильным продуктом, который вписывается в концепцию моей жизни и приносит пользу обществу.
*Казеин (казеиноген) является одним из основных белков молока, сыров, творога и других молочных продуктов наряду с сывороточными белками.
— Что делать, если есть желание создать новый продукт, но нет понимания с чего начать?
— На самом деле у меня тоже иногда возникает желание создать новый продукт, не имеющий отношения к сыру. Для этого нужен ресурс.
Я считаю, что нужно запускать продукты в более или менее свободном рынке. То есть начать нужно с анализа. Если взять рынок сока, то, на мой взгляд, он очень плотно укомплектован и выходить туда очень сложно. Он давно развит, присутствуют сильные бренды, сильная рецептура, международные компании. Другой вопрос, что можно выходить с какими -то другими напитками. Например, чайный гриб камбуча. Это и не сок, и не пиво, и не газировка, ЗОЖный продукт. Всегда можно найти возможность выйти на рынок с другим, чуть отличающимся продуктом. Поэтому, проанализировав нишу и представленные в ней продукты, можно начинать работу над своим.
Если ресурсов нет, даже в свободной нише трудно заниматься предпринимательством. Предстоит пройти большой путь поиска: определить продукт, найти финансирование, найти ресурсы, команду и так далее. Если же у вас уже есть предприятие, то работа предстоит не сложная, главное — самому ее не усложнять.
— То есть, какова степень сложности вывода на рынок нового продукта питания в цифрах, где 0 — очень легко, а 10 — очень трудно?
— Если у вас еще вообще ничего нет (а нужен завод, технология, знания и ресурсы), то это, конечно, 10. Если у вас есть производство, технологии, есть идеи и специалисты и есть возможность поставить продукт на полку, то это 1. Ничего тут сложного нет.
— Что способствовало прорыву бренда Unagrande?
— В нашем случае залог успеха — это качество продукта. Когда есть качество, бренд занимает ту долю рынка, которую он может занять, несмотря на достаточную плотность ниши. Мы начали продвигать продукты в 2007-2008 годах, и за 7 лет заняли свою долю рынка. На первых порах еще были вопросы с качеством: идеально все сделать с самого начала — такого в реальности не бывает. Поэтому для меня в первую очередь вопрос не в том, как упаковка выглядит, хотя это тоже важно. Первая причина — все-таки качество и себестоимость. Если вы сможете сделать качественный продукт по адекватной себестоимости, он займет свою долю рынка. Если нет хорошей себестоимости, то наверх пробиться очень трудно.
— Помогают ли некоммерческие проекты вашему бизнесу?
— Знаете, они некоммерческие, поэтому я даже не задаю такой вопрос. Я для себя решил, что занимаюсь этим, потому что мне это нравится. Я считаю это полезным, и так как никто не мог или не хотел переводить эти книги, я сказал — окей, я сам их переведу и выпущу. В то же время я считаю, что проекты некоммерческие точно не мешают, а помогают ли — это уже другой вопрос, который не должен особо волновать, он же некоммерческий проект.
Алексей поддерживает бизнес-образование выпуском бизнес-книг и лидирует проект Unagrande Yoga Club – бесплатные уроки йоги
— Unagrande Yoga Club — это маркетинговый инструмент или ваше хобби?
— Это и маркетинговый инструмент, и мое хобби. Я в принципе занимаюсь в жизни только тем, что мне интересно, и когда коллеги мне предложили сделать йога-проект, я согласился. Во-первых, Unagrande заходит на территорию здорового образа жизни и это очень важно для бренда. Во-вторых, я сам занимаюсь йогой по готовым видео-урокам в этом приложении, я сделал его удобным для себя. Unagrande Yoga Club, проект «Сочетайзер», по которому я сам готовлю – это и маркетинг и хобби. Я считаю, что нужно делать только то, чем пользуешься. Я сам ем сыры, сам использую те проекты, которые мы запускаем, и никогда не буду тратить время и силы на продукт, который мне не нравится.
— Обучение и дополнительно образование — залог успешного бизнеса?
— Это часть успешного бизнеса. Нельзя сказать, если вы обучились, то все у вас обязательно будет хорошо. Все-таки есть еще другие факторы: везение, врожденные качества человека. Настойчивость, например, очень важна для предпринимателя. Но чтобы шлифовать свои качества, необходимо обучаться. Допустим, я для себя принял решение, что я каждый год буду обучаться для поддержания уровня знаний, чтобы черпать новые идеи, узнавать об инновациях. Это не залог успеха, но очень полезно.
Алексей обучается в бизнес-школах, в числе которых Гарвардская Школа Бизнеса
— Настойчивость как важная черта характера предпринимателя. Какие еще черты вы можете выделить?
— Основное — это желание сделать достойный продукт, на который есть запрос у потребителя, и любить то, что делаешь. Быть по-хорошему сумасшедшим в этой любви к продукту.
Настойчивость, повторюсь, необходима. На пути к запуску и выводу нового продукта на рынок нужно быть готовым к преодолению многих сложностей.
И третье — я считаю, что нужно быть предпринимателем. Предпринимателем по сути. Если в человеке нет предпринимательских навыков, качеств и черт характера, выйти на рынок очень сложно.
— Что вас привлекает в передаче знаний и опыта?
— Я думаю, что преподавание — это процесс взаимного наполнения: когда ты учишь, ты и сам учишься, систематизируешь свои знания, расставляешь все по полочкам. Чтобы другим что-то объяснить, нужно самому прежде всего эту тему хорошо знать, обладать собственным опытом в том, о чем говоришь, быть в своей области экспертом. Процесс преподавания очень ценен для развития преподавателя и мне есть, что передать заинтересованным людям.