Про офисные иконки, Стива Джобса и первый HTML
— Как зародился продуктовый дизайн и что ему предшествовало?
— История профессии дизайнера диджитал продукта началась давно — со всеобщей компьютеризации в 70-е годы. Тогда о красоте речи не шло, главное, чтобы все работало. Этим занимались разработчики и именно с них начался примитивный, но веб-дизайн.
В 1973 году Xerox Alto стал первым компьютером в мире с графическим интерфейсом пользователя (GUI). В дизайне иконок была использована метафора «офиса», которая была призвана сделать интерфейс знакомым для пользователя. Спустя более 30 лет иконки калькулятора, документов, папок и корзины почти не изменились.
Здесь в работу уже включались дизайнеры. Они помогали упростить взаимодействие с интерфейсом для широкого круга пользователей. Так и оставалось в дальнейшем. Специалисты в основном работали над сайтами и десктоп-приложениями, которые представляли платформы.
Потом постепенно появлялись графические элементы, которые сделали сайты привлекательнее. На веб-страницах появились таблицы, которые затем постепенно превратились в модульные сетки и макеты. Таблицы делали сайты более динамичными, но они совершенно не были приспособлены для телефонов. В то время, этого и не требовалось. Но с появлением iPhone в 2007 году произошла революция в пользовательском опыте.
— Почему именно презентация iPhone?
— Во-первых, в кармане каждого из нас появился полноценный
компьютер. Во-вторых, произошла интересная перемена в
управлении интерфейсом. Теперь мы стали пользоваться не кнопками, а дисплеем.
В-третьих, это совпало с массовым распространением интернета. Возникло множество цифровых продуктов и сервисов, которые прочно вошли в нашу жизнь. Сложно представить нашу действительность без цифровых продуктов от банкинга до дейтинговых приложений.
Про функционал дизайнера, нейросети и новые задачи
— А что представляет собой профессия продуктового дизайнера сегодня? Что изменилось?
—Теперь мы используем больше инструментов. Если раньше это были Touch Screen интерфейс и графика, то теперь к ним добавилсязвук, VR, AR и многое другое. Что еще мы освоим в будущем? Это нам только предстоит узнать.
Также сейчас дизайнер отвечает не только за эстетику и эргономику, но и участвует в важных вопросах, связанных с экономикой и экологией. Это сложная работа в больших командах, где нельзя быть оторванным от производства.
— А раньше это было не так?
— Да, раньше дизайнер в основном генерировал макеты для дальнейшей разработки. Теперь он стал полноценной частью команды, работающей над продуктом. Владельцам бизнеса очень полезно посвящать дизайнера в финансовые модели, чтобы тот лучше понимал потребности компании и цели продукта. Только тогда можно ожидать хороших результатов от подразделения дизайна.
— А что если руководитель видит дизайнера исполнителем, а не частью команды?
— К сожалению или к счастью теперь он совсем не прав. Нельзя брифовать дизайнера так, чтобы он «просто увеличил зеленую кнопку на этой странице». Нет, вы должны говорить именно о проблеме, которую хотите решить. Например, о конверсии. Тогда дизайнер сможет выполнить поставленную перед ним задачу, а не будет слепо выполнять задумки клиента.
Про тысячу имен дизайнера
— И как же все же называется ваша профессия?
— Формулировок нашей специализации множество. Это будут и продуктовые дизайнеры, и UX\UI-дизайнеры, и диджитал-дизайнеры. Дизайнеры интерфейсов работают над прослойками между пользователем и бизнесом. Это тоже очень важные специалисты.
— Есть ли принципиальная разница между ними?
— В разных компаниях компетенции дизайнеров меняются, следовательно, и называть их нужно по-разному. Многое зависит от типа компании.
Если мы говорим с вами об аутсорсе, то эти ребята лучше умеют запускать продукты. Часть скиллов у них прокачана чуть сильнее, чем у тех, кто работает в корпорациях либо стартапах.
Зато те ребята, которые работают в стартапах и корпорациях, лучше знают предметную область и владеют отраслевой экспертизой.
С другой стороны, современный диджитал-дизайнер становится более мультидисциплинарным, начинает осваивать те области, в которых до этого не имел компетенции.
— Что насчет международных компаний? Можем ли мы составить конкуренцию иностранным специалистам?
— На мой взгляд, следить за диджитал-дизайном в России интересно именно потому что многие наши коллеги трудятся в международных компаниях. Российские специалисты зарекомендовали себя как классные разработчики и дизайнеры, поэтому за ними хочется наблюдать и равняться на них. Отсюда все внимание и интерес к этому востребованному ремеслу.