Однако подобные инициативы не раз оборачивались скандалом. Например, немецкое издание Financial Times уличила H&M, C&A и Tchibo в продаже одежды из поддельного «экохлопка», который подменяли обыкновенным.
Мы попросили преподавательницу по текстильному дизайну Нину Вересову рассказать, трудно ли брендам выпускать экологичные товары и каково работать с тканями из необычных материалов.
— Оправданно ли искать альтернативы хлопку, учитывая, что есть куда менее экологичные материалы?
— Хлопок считается премиальным и самым «натуральным» материалом. Он приятен к телу, дышит, дарит ощущение естественности. При этом для его производства требуется большое количество воды, ресурсов, работы. Если взять полный цикл производства хлопковой рубашки или джинсов, то получается совсем не экологично. Так что, если мы будем сравнивать ткани по такому параметру как экологичность, то хлопок сможет сравниться с полиэстером.
Плюс материал довольно быстро приходит в негодность и теряет привлекательный внешний вид. Искусственные ткани, созданные из нефтепродуктов, живут дольше.
Поэтому для того, чтобы сохранить все плюсы хлопка, важно исследовать альтернативные растительные волокна и искать применение растениям, которые не требуют такого трепетного ухода, как хлопок.
Исчезновение Аральского моря — одна из самых известных экологических катастроф, связанных с массовым выращиванием хлопка.
— Что вы думаете о новых тканях PANGAIA? Не является ли это проявлением гринвошинга?
— PANGAIA — уникальный бренд, в основе которого лежит очень мощный R&D (Research and Developement) отдел. Очень здорово, что помимо бизнеса бренд занимается исследованиями и просвещением потребителя. Задумываться о процессах производства материалов очень важно, иначе как еще развить осознанное потребление?
Бренд PANGAIA ломает стереотип о том, что экологично = некрасиво. Конечно же, бренд уловил тенденцию к экологичности, но их исследования и процессы производства доказывают, что это как раз не случай гринвошинга, а правильное использование тренда в бизнесе с образовательной составляющей.
Долгое время крапивная ткань была основным материалом для пошива верхней одежды в Азии. На фото — музей Лиум в Сеуле, где представлены экспонаты из крапивы.
— Приходилось ли вам работать с тканями, изготовленными из сельскохозяйственных отходов? Удобны ли они в использовании?
— Из материалов, которые можно купить в магазине, я работала с тканями из конопли, крапивы. Очень люблю работать с вискозой (она делается из отходов лесообрабатывающей промышленности). Как и любая ткань, экоматериалы имеют свои особенности, которые нужно учитывать. Но никаких невыполнимых условий перед дизайнером нет.
— Должны ли экотовары стоить дороже/дешевле обычных? Стоит ли переплачивать за возможность помочь природе?
— В идеальном мире все материалы экологичны и доступны каждому, а природа не страдает. Но в нашей реальности исполнение принципов устойчивого развития занимает объективно больше времени и обходится дороже. Конечно, за массово произведенный товар из Китая с наклейкой «эко» переплачивать не нужно. Но если процесс бренда прозрачен и покупатель понимает, за что он платит, цена оправдана. А для того, чтобы это стало нормой, важно поддерживать осознанных производителей. Так что да, переплачивать стоит, но важно понимать, за что именно. Идеальный вариант — за развитие направления и индустрии в целом.
По подсчетам компании Nielsen, в среднем эко-продукты стоят на 25% дороже, чем обычные товары.
— Какова роль экологии в программе обучения Британки? Часто ли встречаются осознанные студенты или же стремление к экологическому образу жизни надо сформировать?
— Мы предлагаем студентам осознанно подходить к процессу дизайна и прототипирования. Зачастую выбор неэкологичного пути связан с тем, что это проще и доступнее. Но если добавить экологию в повестку, можно прийти к совершенно немыслимым результатам. Это еще одно ограничение, которое помогает развивать креативность и нестандартное мышление. Сейчас для многих студентов экология — неотъемлемая часть повестки и их жизни в целом. Очень здорово за этим наблюдать и быть причастной.