Голубой океан vs алый океан
Алый океан — это рынок, который переполнен конкурентами. Чтобы выжить, бизнес должен бороться — иногда довольно жёсткими методами.
Голубой океан — новый рынок, на котором пока нет акул бизнеса.
Стратегия голубого океана предполагает, что вы не пытаетесь обогнать конкурентов, а создаёте свой рынок, где их нет. Для этого нужно придумать что-то особенное — грамотно отстроиться от всех остальных в отрасли с помощью УТП.
Представим, что вы с друзьями-меломанами придумали музыкальное приложение.
Ему непросто тягаться с iTunes и Яндекс.Музыкой. У стартапа появится шанс, если у приложения будет какая-то уникальная функция. Например, ноты и подсказки, как сыграть композицию на фортепиано или гитаре, или возможность отследить, какая музыка повышает продуктивность конкретного пользователя.
Создателю голубого океана нужно стать предсказателем будущего. Он фокусируется на новом: находит идеи, которые отличаются от привычных, и проверяет свои гипотезы в цикле Customer Development.
Создаём голубой океан: 5 советов
1. Ищите возможности на рынке
- Задумайтесь над дополнительными услугами. Они повышают ценность вашего предложения.
- Посмотрите на цепочку покупателей. Иногда продуктом пользуется не тот, кто его покупает.
- Предсказывайте будущее. Подумайте, какие функции будут нужны пользователю через 3 года? А через 5 лет?
- Добавьте эмоциональную привлекательность.
2. Ориентируйтесь на ценности, а не на цифры
Когда сравниваете себя с конкурентами, смотрите не на показатели, а на ценностные предложения. Если они похожи, вы сможете влиять на пользователя только маркетингом. А значит, окажетесь в алом океане.
Если ваши конкуренты делают ставку на богатый ассортимент музыки, их ценность — выбор. Вы можете сфокусироваться на чём-то другом — например, на возможности слушать музыку без Интернета. Ваша ценность — доступность.
3. Заинтересуйте тех, кто ещё не пользовался продуктом
Если в вашем приложении есть возможность почитать о том, как создавались те или иные композиции, вашими новыми пользователями могут стать люди, которые интересуются историей музыки.
4. Проверьте свою идею на жизнеспособность
Функции, которые вы разработали, действительно нужны потребителю?
Готов ли клиент за них платить? Если да, то сколько?
Получится ли продавать продукт по целевой себестоимости?
Ответы на часть вопросов можно получить с помощью пользовательских интервью.
5. Позаботьтесь о команде
Продумайте, как будете воплощать идею. Чтобы стратегия имела успех, нужна поддержка команды. Важно обсудить с сотрудниками результаты, которых вы хотите достичь, быть готовым отвечать на вопросы и вносить изменения в стратегию.