Какая база нужна, чтобы стать дизайнером интерьера? Обязательно ли художественное образование или можно начать с нуля?
Иван Басов: Все зависит от человека. Мне кажется, каждый может быть очень талантливым студентом-интерьерщиком. Если брать за основу, что архитектор работал с объемом, а графический дизайнер работал с плоскостью, то проще будет тем, кто работал с объемом. Хотя, опять же, если человек уже работал с объемом, то у него могут быть определенные клише, которые будут мешать обучению и смене профессии. Поэтому здесь однозначного ответа нет. В этой ситуации все равны: у каждого будет возможность применить существующие навыки и у каждого будет возможность научиться чему-то новому.
Что касается «старта с нуля», как раз для этого и нужен наш подготовительный курс. Он помогает людям, никак не связанным с профессией, в нее потихонечку влиться.
Полина Лонтани: Я верю в важность академического задела. Чем лучше абитуриент умеет рисовать или отображать свои мысли, окружающий мир каким-то ещё способом: через макет, чертеж, трехмерное моделирование, — тем эффективнее будет его обучение профессии. Важной частью является и теоретическая подготовка: изучение истории искусств, например. Это позволяет в будущем ориентироваться в контексте и проектировать, опираясь на него, а не так, как будто вы первый человек на Земле. Проекты без этой составляющей выглядят зачастую очень беспомощно и наивно.
Почему для дизайнера интерьера так важно пространственное мышление?
Иван Басов: Работа с пространством играет ведущую роль в интерьере, по сути, это и есть дизайн интерьера, своего рода сценография. Чтобы передать то ощущение, которое вам необходимо, нужно обставить пространство предметами, рассчитать их пропорции и правильно осветить.Для человека, который раньше не работал в дизайне и не развивал пространственное мышление, макет — это первый шаг к этому развитию. Когда ты видишь что-то в объеме, можешь физически это потрогать, ощутить расстояние между предметами — это дает многое. Ведь когда все переходит в диджитал, человек не всегда чувствует масштабность, соотношение предметов, их физические свойства. Работая же с реальным материалом, макетом, дизайнер сможет все это изучить и прочувствовать.
Полина Лонтани: Я часто вижу, что студенты в первые месяцы обучения обладают… я называю это «четырехмерным видением». Это очень забавный эффект: когда просишь студента изобразить интерьер в виде развертки (вид спереди или сбоку), почти все без исключения рисуют очень странную картинку: боковая проекция, плавно переходящая в перспективу, а затем в план! Настоящий невозможный объект в духе Эшера. Но как бы ни казалось это забавным на первый взгляд, это раскрывает серьезную проблему: неразвитость пространственного мышления и неспособность представлять объемные объекты во всей полноте их свойств. А разве можно работать на профессиональном уровне с объемными предметами, если с трудом представляешь их? Конечно, нет. Наша профессия - это постоянное «складывание тетриса в пространстве», как я это называю. Это необходимо уметь делать виртуозно.
Физические макеты развивают пространственное мышление лучше, чем компьютерные программы?
Иван Басов: Любая программа требует длительного времени для освоения, это первое. Второе — одной программы нам было бы недостаточно. Физический макет решает все наши задачи: мы можем сделать в объеме интерьер, сделать фотографии и обработать их в Photoshop, продемонстрировать заказчику наглядную визуализацию. Помимо этого еще, конечно, макет — это навык мышления через руки, который влияет на становление студента как профессионала. Работая руками и думая, как собрать интерьер в объеме, а не на компьютере, он учится мыслить по-новому, и обучение становится более эффективным.
Полина Лонтани: Макетирование помогает понять, как ведут себя разные объемы и плоскости в разных обстоятельствах и как они взаимодействуют. А также помогает выявлять проблемы этого взаимодействия, которые не являются очевидными при эскизировании и черчении.. И если эти задачи в определенной степени может решить компьютерное моделирование, то есть одно качество, которое развивает именно макет (и ещё классический рисунок). Это качество — глазомер и умение видеть пропорции без их искажения. Это важнейший навык для дизайнера, потому что именно от пропорций всех элементов проекта зависит, будет ли готовый результат эргономичен, функционален, выдержан в нужной стилистике, эстетически осмыслен. При неразвитом глазомере и чувстве пропорций можно десять раз переделывать проект, и каждый раз ошибаться в высотах, длинах, габаритах предметов, пластике элементов.Зачем нужно подготовительное отделение, если можно сразу пойти на двухгодичную программу «Дизайн интерьера»?
Иван Басов: Во-первых, когда люди меняют профессию или пытаются в нее войти, многим из них поначалу сложно получать профессиональные навыки. Подготовительное отделение хорошо срабатывает на снятие страха, на общее знакомство с профессией, оно кое-где в игровой форме подает материал. Конечно, студентам, которые прошли у нас подготовительный курс, дальше учиться гораздо легче и спокойнее. Если вы никак не связаны с дизайном, я бы посоветовал вам пройти подготовительный курс, чтобы просто посмотреть и понять для себя: мое это или не мое.
Полина Лонтани: У нас многие студенты приходят сразу на базовый курс. Другое дело, что выпускникам подготовительного отделения на базовом курсе, как правило, намного легче, понятнее и интереснее учиться. И если перед вами стоит задача, как можно более полно погрузиться в профессию и существенно облегчить себе взаимодействие с нагрузкой на базовом курсе (а она большая!), то подготовительное отделение очень сильно поможет вам в этом.Какие навыки дает подготовительное отделение?
Иван Басов: В первую очередь, программа научит студента мыслить как дизайнер и понимать дизайн. Он узнает, например, как предметы формируют общее видение интерьера. Студенты научатся базовым навыкам рисования и макетирования, познакомятся с программным обеспечением, будут изучать профессию не только в теории, но и на практике. Мы с ними пройдем путь проектирования интерьера в игровом формате. Выпускной работой станет проект интерьера в формате презентации и физического макета.
Полина Лонтани: Студентов подготовительного отделения ждет погружение в профессиональный контекст и культуру, освоение базового инструментария дизайнера, не только для непосредственно проектирования, но и для поиска идей, формирования концепций. Например, бывает, что студенты, отучившиеся на подготовительном отделении, впоследствии на занятиях на первом курсе ДИБК говорят мне: «Мы сделали ментальную карту, как вы нас учили на подготовительном курсе, и это помогло нам найти актуальную дизайн-концепцию своего курсового проекта». Действительно, такой инструмент очень полезен, но существует он только в программе подготовительного отделения. Так же, как многое другое.Начать свой путь в мир пространственного дизайна без базовых знаний можно на подготовительном курсе Британки. Иван Басов, Полина Лонтани и другие преподаватели помогут вам развить пространственное мышление и дадут вам базовые знания, необходимые любому дизайнеру интерьера. Они помогут вам продолжить обучение на более сложных программах и определить вектор развития карьеры.
На фотографиях: открытая защита студентов подготовительного курса программы «Дизайн интерьера», март 2022.