— Паша, привет. На твоем сайте большой баннер: «Сайтом заниматься некогда, работы много». Сразу назревает вопрос — почему такая заглушка?
— Ох… Мой сайт — это вечный недострой. У меня на него всегда какие-то грандиозные планы, которые в итоге заканчиваются заглушкой. Вот недавно я снова попробовал его доделать, но из-за очередного проекта отложил. Вот честно и написал: «Сайтом заниматься некогда, работы много», тк до руки не доходят.
— Я так понимаю, рынок моушн-дизайна в России растет?
— Работы в моушене много, особенно в последние пару лет. К сожалению, у меня нет цифр или исследований на эту тему, поэтому опираюсь только на собственные ощущения. Вот например лет 5 назад выпускники спрашивали, есть ли в моем окружении открытые вакансии. Сейчас мне пишет уже то самое «окружение», а нет ли у меня толковых моушн-дизайнеров. При этом в чате с выпускниками полная тишина: у всех всё хорошо, все при деле. Теперь я заранее приглашаю потенциальных работодателей на защиту дипломов, чтобы они могли сразу пригласить на работу перспективных ребят. С прошлого выпуска я и сам забрал к себе в команду троих.
— Знаю, ты в сфере уже очень давно. Расскажи, как моушн изменился за последние десять лет?
— Ну сам моушн не столько изменился, сколько заметно подрос и окреп. А вот сфера применения существенно изменилась. Например, 10 лет назад моушн-дизайн использовали в основном на телевидении. Оно и понятно — других экранов особо и не было. При этом сама профессия была вполне состоявшейся, но не самой распространённой. Так сказать, доступной избранным.
Как только начала развиваться цифровая среда, спрос на толковых моушн-дизайнеров начал превышать предложение. Всё логично: теперь у каждого в кармане смартфон, на руках электронные часы, вокруг огромное количество мультимедийных фестивалей, выставок, рекламных экранов. Нас просто окружает всё это. Соответственно, моушн-дизайн стал более востребован и распространен. Телевидение, конечно, никуда не делось, но оно сильно изменилось и подстроилось под цифровые реалии.
— А как ты думаешь, повлияет ли кризис в России на рынок моушн-дизайна? Если да, то как?
— Понятно, что последние события существенно повлияют на расклад. Но смотря в каком ключе смотреть. Например, со сложностями уже столкнулись ребята, которые работали с заграничными заказчиками. А их, кстати, предостаточно: российский моушн очень востребован за границей. Настолько, что многие ребята работают только с внешними заказчики. Так вот многим из них пришлось релоцироваться в сопредельные государства, чтобы продолжить работу. В остальном, рискованно сейчас делать какие-то точные прогнозы о том, как всё это скажется на внутреннем рынке. Но лично я смотрю на перспективы профессии достаточно оптимистично.
— А насколько сильные моушн-дизайнеры в регионах России?
— Ну, с учетом того, что сейчас многие моушн-дизайнеры переезжают за границу, возможно у нас только в регионах дизайнеры и останутся. Кроме шуток, большинство крутых моушн-дизайнеров — это ребята, которые когда-то приехали в Москву из небольших городов. Тем более сейчас география не так важна — ведь можно работать на удаленке. Знаю нескольких ребят, которые приехали в Москву, получили опыт и наработали контакты, а потом вернулись на родину и продолжили работать удаленно.
— А что теперь будет с софтом? Ждать ли альтернативу стандартам? Как планируете решать этот вопрос в программе «Моушн-дизайн»?
— Сейчас мы работаем только на ПО с бесплатными и открытыми лицензиями на использование, либо приобретаем их. Ни о каких пиратках речи быть не может. Вообще, мы преподаем, то что будет работать завтра. Это может быть даже какой-то нестандартный индустриальный софт. Например, еще год назад мы выбрали в качестве основного ПО Blender. Он бесплатный, активно развивается, и в нем спокойно могут работать дизайнеры из России. Причём он так хорошо развивается, что некоторые студии всерьез рассматривают вопрос о частичном или полном переходе на него в ближайшее время, в том числе и моя студия.
Я постоянно изучаю альтернативные инструменты, особенно кросс-платформенные решения с открытым кодом. Сейчас они, конечно, не могут в полной мере заменить индустриальные стандарты. Но в случае массового перехода на open-source альтернативы, их ждет очень интенсивное развитие. История с Blender это подтверждает.
— Расскажи, в каких сферах сегодня особенно востребован моушн?
— Помимо классических рекламных, маркетинговых и медиа задач, последние несколько лет в топе были всевозможные ивенты: контент для шоу, выставок, музеев, форумов и конференций. Например, очень много российского моушена было на «Дубай Экспо 2022». Не знаю, как будет дальше, но пока эта ниша все еще есть.
Еще активно растет спрос на моушн со стороны цифровых экосистем — это контент для SMM, продуктовый моушн, сплеш-скрины, онбординиги, эксплейнеры и т.п. Одни из самых активных заказчиков на рынке сейчас — такие компании как Сбер и Яндекс.
С учетом того, что диджитал активно преобразует традиционно нецифровые индустрии, моушн-дизайн теперь востребован и там. Например, в приложениях банков и онлайн-маркетплейсов нужно удерживать пользователя, увеличивать время контакта, коммуницировать, внедрять новые продукты и услуги. В ход идут все цифровые инструменты, а моушн-дизайн — один из самых востребованных и эффективных.
— С чем интереснее работать тебе?
— Я люблю медиа-кейсы: оформление телеканалов, художественных и документальных фильмов, онлайн-кинотеатров, фестивалей и всякое такое. Это проекты, в которых востребована моя многолетняя экспертиза в брендинге, дизайне коммуникаций и моушн-дизайне одновременно. Например, за прошедший год мы оформили несколько телеканалов и онлайн-кинотеатр START. Еще из любимых кейсов — это международный фестиваль фильмов ужасов «НСТ ХоррорФест».
— Помимо своих проектов ты еще преподавал в Scream School, а теперь курируешь программу «Моушн-дизайн» в Британке. Расскажи, что в ней изменилось?
— Не секрет, что Scream School и Британская высшая школа дизайна входят в Universal University. Только теперь Scream School стала больше школой компьютерных игр, поэтому моя программа переехала в Британку. Она встроилась в новую структуру программ Российского ДПО в Британке и, конечно, немного изменилась.
Убрали лишнее и сократили период обучения. В Scream School программа шла 2 года → в Британке идет 1,5 года. Дело в том, что прежде мы обучали с самых азов, а сейчас нет такой необходимости.
Изменили уровень поступающих для более эффективного обучения. В Scream School можно было прийти учиться с нуля → в Британке уже нужно иметь базу в дизайне. Здесь есть подготовительная программа по дизайну, где начинающий специалист может изучить базу и понять, в каком направлении двигаться. А дальше уже прийти на мою программу и глубоко погрузиться в моушн, если ему это реально интересно.
Актуализировали программу под современные запросы заказчиков. Мы сохранили преподавательский состав, ключевые программы по софту, но структуру поменяли. В основном актуализировали ее после того, как провели исследования и глубинные интервью с представителями индустрии, потенциальными работодателями и заказчиками моушн-дизайна.
Построили программу на подходе problem solving. Теперь весь курс разбит на модули, построенные вокруг практики — живых брифов и дипломной работы. Так студенты полностью погружаются в процесс, изучают задачи и комплексные подходы к их решению.
Разработали спиральный принцип обучения. Работает так: в первые месяцы студенты получают базовый набор навыков и знаний и могут сделать свой первый законченный проект. Затем спираль «раскручивается»: студенты продолжают углубляться в софт и смежные дисциплины, параллельно делают три курсовых брифа. В итоге к дипломному проекту студент подходит во всеоружии, добирая уже специфические, профильные знания.
Расставили акценты для комплексной подготовки специалистов. В Scream School фокус был на технических навыках: 80% уделяли софту → В Британке стараемся подойти к подготовке комплексно и выделяем целых пять направлений развития:
— творческие навыки и креативность;
— технические навыки;
— софт-скилы и командная работа;
— самопрезентация и личный брендинг;
— продюсирование.
Основное внимание, безусловно, сохраняется на творческих и технических навыках, а часть занятий по новым направлениям включает профильные мастер-классы, например по авторскому праву или финансовому менеджменту. Со всеми этими знаниями специалист сможет полноценно начать работать после выпуска.
— Не так давно твои студенты работали с брифом от дизайн-команды VK. Расскажи подробнее, что делали ребята и как справились с задачей?
— Да, в тот момент VK занимался ребрендингом и сменой названия — и ребята из дизайн-команды предложили студентам Британки поэкспериментировать с новым логотипом. Каждый студент сделал ролик в своей стилистике, в основном сразу в 3D — а ведь это был только первый бриф и опыт работы в Blender! Еще меня удивило, что они собрали не только моушн, но и поработали со звуком. На финале ребята из VK разобрали и прокомментировали работы, рассказали, как они стартовали в индустрии. Студентов это, конечно, очень замотивировало и поддержало.
— Я правильно понимаю, что брифы от серьёзных компаний — это такая практическая основа программы «Моушн-дизайн», чтобы студенты могли сразу поработать над реальным проектом?
— Да, конечно. Студенты практикуются только на реальных кейсах от известных брендов, например от Яндекса, VK, Tinkoff, телеканалов FAN, НСТ, Discovery, и даже от МХАТ им. Горького. При этом компании консультируют в процессе работы, участвуют в защите брифов и выставляют оценки вместе с преподавателями. Бывает такое, что после защиты студентам сразу предлагают работу. Это неудивительно: многие компании прямо заявляют, что хотели бы получить новый подход к решению задач и возможно найти для себя перспективных специалистов.
— И в завершение разговора, может, ты хочет что-то посоветовать нашим читателям, которые планируют учиться моушн-дизайну?
— Не бояться, что вас бросят сразу на глубину, придется бороться и кому-то что-то доказывать. По крайней мере, если планируете учиться на моей программе в Британке. Мы делаем особый акцент на коммьюнити, и здесь важно, что студент оказывается не один на один с новым предметом, а в окружении таких же людей.
Коммьюнити — это все окружение в процессе обучения: одногруппники, преподаватели, ведущие компании в индустрии. У нас все максимально открыто, например не нужно сидеть два часа у деканата, чтобы задать вопрос преподавателю. Каждый готов поддержать, подать руку, открыт к обмену опытом и обратной связью, обсуждению проектов. Например, мои выпускники поддерживают связь после выпуска, а некоторые даже образуют творческие команды и открывают дизайн-студии.
Даже если взять защиту дипломов — она тоже открытая. На нее приходят представители индустрии, креативные и арт-директора ведущих моушн-студий, представители компаний-заказчиков. Я не могу представить себе более крутого входа в индустрию. Это вход через парадный подъезд по красной ковровой дорожке.