Что такое тренды? И чем они отличаются от тенденций?
Тренд — это всегда про изменение, развитие, модернизацию, переход из одного состояния в другое. И совершенно не важно говорим мы о моде, искусстве или о математике и экономике. Тренды существуют там, где меняются потребности, нормы и реакции общества, экономика, понятие эстетического. Тенденция более обширное понятие - это совокупность отдельно существующих трендов. Например, известные всем макро тенденции — это sustainability, диджитализация и инклюзивность относятся ко многим сферам.
Как распознать микротренды и макротренды?
В первую очередь, они различаются по уровню влияния на жизнь и процессы в обществе. Так, в fashion-индустрии микро изменением может послужить тренд на определенный цвет или паттерн, которые будут характерны для определенного сезона или двух. Макротрендом можно считать — oversize или тяготение к определенной стилевой эпохе.
Помимо микро- и макро уровней существуют еще мега тенденции — тектонические сдвиги. Так, в свое время мега трендом было появление интернета, который поменял абсолютно все сферы нашей жизни.
Здесь также важно сказать про базовую теорию диффузии инноваций — это концепция объясняющая, как инновации воспринимаются обществом и как их распространение может быть ускорено. Есть прекрасная книга американского социолога Эверетта М. Роджерса «Диффузия инноваций» (Diffusion of Innovations, на русском языке уже не найти практически нигде) рассказывает о способах распространения новых идей и технологий, о реакциях потребителя на циклы инноваций и как этими событиями можно управлять. На этой теории во многом построено прогнозирование тенденций.
Учитывая сегодняшние реалии, можно ли спрогнозировать тенденции и на какой срок?
В период неопределенности можно и нужно прогнозировать тенденции, чтобы быть гибким и готовым к глобальным переменам. Самыми точными сейчас будут прогнозы на краткосрочную перспективу. В среднесрочной перспективе тоже есть устойчивые тенденции — например, NFT или Web 3.0, такие масштабные изменения уже вряд ли остановить, нужно лишь постоянно корректировать свои прогнозы с учетом текущей ситуации. Как такие тенденции отображаются в определенных нишах? В моде это выражается в растущей популярности виртуальной одежды и метавселенных — серьезные тренды, развитие которых сейчас наблюдают аналитики по всему миру.
На чём основана такая тренд-аналитика?
Прежде всего важно понимать, что есть разные уровни аналитики. Есть кулхантинг — наблюдение и выявление сигналов о новых, только зарождающихся инновациях и трендах. Кулхантеры («охотники за трендами») обладают хорошей насмотренностью, умеют быстро реагировать на изменения в блогосфере, социальных сетях, политике, выявляют драйверы, которые определяют скорость и вектор движения тренда.
Трендвотчинг — это наблюдение за трендами от момента их зарождения и в процессе развития. На этом уровне мы работаем с уже существующими сигналами, предсказываем развитие тренда на основе его восприятия в обществе и текущих реалий.
И, наконец, форсайтинг — прогнозирование тенденций на долгосрочную перспективу. Важно понимать, что у каждой форкастинговой компании есть свои собственные методики и практики, для того, чтобы работать с трендами, их анализировать и строить долгосрочные прогнозы. Часть этих нам доступны, другие скрыты и являются секретными. Подробнее методики и «фишечки» мы будем разбирать на интенсиве «Анализ и прогнозирование трендов».
Можно ли искусственно масштабировать (или популяризировать) тот или иной тренд?
Безусловно, да. Это вечный спор о том, что появляется раньше: сам тренд, который был замечен форкастинговым агентством или кулхантером, или они, выпуская аналитическую подборку, создают эти самые тренды. Или крупная компания, избрав для себя определенный вектор развития, создает и популяризирует тенденции, которые потом подхватывают ближайшие маленькие конкуренты. Тоже самое делают и инфлюенсеры, подхватив микротренд, они масштабируют его на многомиллионную аудиторию, тем самым постепенно превращая его в мейнстрим.
В каких сферах будут востребованы навыки тренд-аналитика сегодня?
Во всех, но особенно в экономике, культуре, креативных сферах. Среднесрочные и долгосрочные прогнозы важны в первую очередь для больших компаний, которые распределяют бюджет на несколько лет вперед. Они всегда стремятся быть в авангарде последних тенденций и инноваций, вступать в те рынки и искать потребителей там, где еще достаточно свободная ниша.
Для малого бизнеса нужны краткосрочные прогнозы. Для них важна тренд-аналитика социальных сетей, какой контент сейчас популярен, какое направление для развития выбрать или какой продукт создавать и дополнять существующий ассортимент. И инфлюенсеров, на которых стоит смотреть и приглашать для коллабораций.
Так или иначе, в большом или маленьком масштабе с тренд-аналитикой, по сути, работаем мы все.
Программа учит работать с повесткой и определять взаимосвязь между образом жизни потребителя, культурой и макро-тенденциями индустрии. Вы сможете делать прогнозы, составлять мудборды и тренд-отчеты, станете быстрее адаптироваться к изменениям, узнаете как работать с прогнозированием во времена неопределенности и быть на пять лет впереди конкурентов. Стартуем 6 февраля!