Поговорили с Аленой Елатанцевой — Head of UX в Сравни.ру, куратором интенсива UX/UI: продуктовый дизайн в Британке. Алена поделилась своим опытом вхождения в индустрию, рассказала, что нужно для старта в UX/UI-дизайне, с чем сталкиваются начинающие специалисты и чего им точно не стоит бояться. Оказывается, новички зачастую развиваются стремительнее опытных специалистов и становятся более востребованными — рассказываем, почему.
— Алена, привет. В твоих социальных сетях много солнца, природы и семьи. Но судя по твоей загрузке, кажется, что ты должна быть у ноутбука 24 на 7. Когда ты все успеваешь?
— Привет! Я считаю, что работа — это важная часть жизни, но и здоровье, семья, личное развитие, путешествия для меня не менее важны. Поэтому я много работаю над тем, чтобы выстроить work-life balance в своей жизни. В этом мне помогает психотерапия и разные практики осознаности.
— Работа в UX/UI позволяет не привязываться к рабочему месту и планировать время, чтобы все успевать?
— Да, UX/UI — это профессия, которая позволяет параллельно работе исследовать мир и знакомиться с новым. Меня очень вдохновляет возможность быть свободным и работать из любой части земного шара: то у океана, то из леса, то из пустыни — откуда захочешь.
— А как ты думаешь, почему UX/UI стал таким востребованным?— На самом деле UX/UI был всегда, просто назывался по-другому. Дизайн появился для того, чтобы делать пространства, продукты, экспириенс удобными для людей. Когда появился интернет, информация стала стала распространяться очень быстро, люди тоже стали быстрее учиться и обмениваться информацией. Человек всегда выбирает то, что требует меньше усилий. В какой-то момент это перешло в диджитал и обрело название UX/UI. Он помогает получать классный результат и не тратить на это много сил.
— А вот допустим такую ситуацию: человек не связан с диджитал дизайном, но ему интересна тема UX/UI. Как ему понять, что стоит попробовать себя в этом направлении?
— Тут все просто. Любите рисовать? Вам нравятся сложные системы и вы видите, как можно их упростить? Отмечаете какие-то улучшения и идеи по изменению продукта при взаимодействии с ними или сервисами? Любите людей, сопереживаете и любите помогать им, вам нравится делать этот мир лучше? Умеете хорошо анализировать, синтезировать любую информацию? Тогда вам точно стоит попробовать себя в UX/UI.
— А как ты сама пришла к UX/UI? С чего всё началось?
— Я попала в UX/UI случайно. До этого я много лет проработала в киноиндустрии и шоу-бизнесе. А потом 6 лет назад молодой человек переманил меня в дизайн. Когда я попала в индустрию, даже слова не понимала: инсайты, роадмепы, гипотезы, — что это все такое? В итоге я так прониклась к UX-дизайну, что быстро начала развиваться как исследователь и проектировщик. Этим я и занимаюсь по сей день, при этом постоянно развиваюсь в процессе.
Я считаю, что у данного пути нет какой-то финальной точки. Мы живем в такое время, что каждый день происходят серьезные изменения. Нужно в них уметь быстро адаптироваться и постоянно учиться новому.
— Обучение UX/UI в Британке выделяется реальными брифами и кейсами во время учебы и погружением в индустрию через комьюнити и опыт уже состоявшихся специалистов. А чего ждать новичкам?
— Для новичков это отличная точка входа в индустрию. Например, на интенсиве «UX/UI: продуктовый дизайн» за 4 дня студенты получают знания, полезные знакомства, а иногда и предложения о работе.
— Есть ли примеры историй успеха, когда к тебе на программу приходили люди из других областей, а в процессе обучения и после него становились востребованными специалистами в UX/UI?
— Часто наблюдаю, как новички с горящими глазами и сердцем начинают стремительно развиваться. В итоге они растут быстрее специалистов, которые уже несколько лет работают в индустрии.
Да, у нас есть немало примеров успеха, когда люди без бэкграунда становились более востребованными, чем специалисты с опытом. У новичков рвения будто бы больше. Но тут зависит от человека: если поставить цель, то можно быстро вырасти. Главное — желание, терпение, труд и ежедневная работа. Вот вам секрет успеха.
— Ты упомянула интенсив «UX/UI: продуктовый дизайн». В описании сказано, что это первый шаг в UX/UI. Какой опыт и знания должны быть у студента на этом этапе?
— На интенсив приходит две аудитории. Первая — это люди, которые уже работают в индустрии и хотят получить основные знания методологий и фреймворков, капнуть сильно глубже. Вторая — это люди, которые хотят попробовать себя в UX/UI.
Мы работаем в командах, так студенты могут попробовать себя в разных ролях и процессах, выбрать своё. Мы проходим практически весь дизайн-процесс от получения брифа до финального питчинга своего решения.
Вот основные навыки и умения, которым учатся студенты:
-
решать сложные задачи;
-
договариваться;
-
аргументировать свои решения;
-
анализировать информацию;
-
упаковывать свои мысли: выбирать из общего объема информации самое главное;
-
упрощать.
Если абитуриент не умеет рисовать, это не проблема. Мы работаем в Фигме, а она довольно простая. В ней можно быстро разобраться, чтобы рисовать каждый день. Например, можно начать с отрисовки интерфейсов, которые кажутся классными.
— Я слышал, на интенсиве преподают практики из индустрии?
— Да, мы всегда собираем команду практиков. Искренне считаем, что без практики сложно чего-либо изучить. Особенно важны для реальных знаний личные кейсы, работа над задачами, ошибками и факапами. Теорию можно изучить как-угодно и где-угодно, только после этого непонятно, как ее применить на деле. А практики как раз всё показывают и помогают разобраться.
Так студенты прекрасно понимают, как решать сложные задачи, какие методы и приемы можно использовать. Также наши преподаватели все очень отзывчивые и всегда остаются на связи: студенты могут обратиться с вопросом или даже предложить свою кандидатуру для работы.
— А что в модулях программы? Какие навыки осваивают студенты?
— Мы проходим реальный дизайн-процесс — все как в жизни. Студенты на 4 дня будто попадают на работу в зрелую продуктовую команду. Они решают реальные задачи, которые необходимо сделать очень оперативно с использованием самых передовых методологий и практик. Конечно, они сталкиваются с трудностями, которые решают вместе с командой. В процессе учатся взаимодействовать.
Мы начинаем с брифинга кейсов, распределяемся на команды и идем исследовать людей, которые пользуются данным продуктом. Далее учимся синтезировать информацию, ищем боли и потребности аудитории, придумываем решения, делаем прототип, тестируем и упаковываем все в финальную презентацию. По итогу проводим защиту работ перед стейкхолдерами из российских и зарубежных компаний, на которой учимся презентовать и аргументировать свои решения.
— Здорово. А с чем студенты обычно сталкиваются и чего им точно не стоит бояться?
— Чего точно не стоит бояться, так это нашей команды. Мы за бережное общение, поэтому стараемся создать максимально теплую атмосферу. В нашем комьюнити каждый может раскрыться и проявить себя любым способом, например, предлагать авторские смелые идеи, экспериментировать и создавать новое.
Студенты точно сталкиваются с высокой интенсивностью погружения в работу и реальными проектами. Им приходится много думать, практиковаться, решать сложные задачи, учиться договариваться с командой и отстаивать свою точку зрения. Только так можно быстро чему-то научиться. Поэтому я всегда рекомендую хорошо выспаться и отдохнуть перед интенсивом. А потом все эти четыре дня быть с нами и ни на что не отвлекаться.
Это невероятные драйвовые 4 дня в жизни студента. Обычно уровень энергии и идей зашкаливает, но могут быть и волны: это когда в какой-то момент кажется, что ничего не выходит, а потом вы выходите на следующий этап проектирования — и снова появляются силы, идеи и энергия.
Ну и в заключение хочу сказать, что перебарывать свой страх и выходить из зоны комфорта — это большая точка роста. В процессе психика учится пробовать новое. В итоге, когда делаешь в первый раз — страшно, а во второй и третий — уже проще. Как раз в эти моменты происходит обучение и формирование новых нейронных сетей.
Уже 29 июля начнется обучение на интенсиве UX & UI: продуктовый дизайн. Студенты этого курса сделают свой первый шаг в UX/UI: наработают необходимые компетенции для старта карьеры, потренируют навыки аналитики и генерации идей.Узнать об интенсиве подробнее и записаться на курс можно по ссылке.