Функции миссии
Во-первых, миссия — это основа для определения видения компании. По сути она отвечает на вопрос: «Зачем мы здесь собрались?». В свою очередь, видение — это то, в какой точке мы будем через определённое количество лет. Когда компания решает, что она меняет в этом мире, то она определяет, куда ей следует идти.
Во-вторых, миссия мотивирует команду. Миссия — это про изменение мира, про людей. Поэтому, когда сотрудники понимают, что компания может дать миру — они видят свой вклад, и у них появляется желание что-то делать.
В-третьих, миссия ограничивает в хорошем смысле. На её основе можно сказать, что мы делать точно не будем. Например, у Disney миссия — сделать людей счастливыми. Поэтому они не создают мультфильмы, на которые страшно отправить детей.
Правила рабочей миссии
Способов создания миссии много, но в этой статье мы хотим сконцентрироваться на результате. Вы можете прямо сейчас либо проанализировать свою текущую миссию, либо проверить новую.
Формула: Что делать/сделать + для кого вы это делаете + контекст
Миссия:
1. Не достижима. Поэтому начинается с глагола несовершенного вида (что делать?), либо за глаголом совершенного вида (что сделать?) идёт часть, которая недостижима полностью.
2. Не содержит способ её реализации.
3. Меняет мир или людей и направлена вовне.
4. Вдохновляет и выражает ваши страсти и стремления.
5. Проста и понятна всем, без сложных слов и фраз.
6. Фокусирует. Вы должны быть способны сказать «нет» на основе миссии.
7. Базируется на ваших сильных сторонах.
8. Должна опережать эпоху, быть еретичной (опционально).
Удачные примеры:
1. Google. Организовать информацию мира и сделать её повсеместно доступной и полезной.
2. Facebook. Дать людям возможность общаться и сделать мир более открытым и единым.
3. Twitter. Дать каждому возможность обмениваться идеями и информацией мгновенно, без барьеров.
4. Nike. Доносить вдохновение и инновации до каждого спортсмена в мире.
5. TED. Распространять идеи.
Принятие миссией команды
Важно сделать так, чтобы команда поверила в миссию. Тогда она действительно будет повышать эффективность сотрудников. Есть 2 подхода создания миссии, при которых команда будет воспринимать её как свою.
Первый — правильно миссию донести. Если она ёмкая, краткая, вдохновляющая, то на неё сразу откликнутся те, кому она близка. Это будут как клиенты компании, так и члены команды. Но если команда у вас уже сформирована, то это может быть не лучший путь. Они могут воспринять миссию как чужую и навязанную им, если она не глобальная и не меняет мир.
Так что если миссия обещает быть более приземлённой, то лучше использовать второй подход. Команда должна сама найти миссию. Для этого используются разные методики, некоторые из них мы рассмотрим на курсе «Управление командой в новой реальности». На курсе вы научитесь не только грамотно мотивировать сотрудников, но и использовать инструменты, которыми можно измерять эффективность команды.