Community: дух университетской библиотеки и электронная музыка
Синиша Лазаревич — клубный промоутер и арт-директор. Известен открытием таких проектов как Circus Club, «Театральная квартира», «Шамбала DJ Бар», «Зима», «Лето», «Осень Proжект», «Дягилев». Над Community работал совместно с дизайнерской студией Sundukovy Sisters.
История здания, в котором располагается Community, начинается в 1928 году. Это почти столетний памятник конструктивизма, который располагается неподалеку от Кремля.
— Изначально мы с командой должны были выступить в качестве консультантов: дать идею, что можно сделать в помещении, где когда-то был клуб. Я же сразу понял, что здесь на самом деле была библиотека. Во времена СССР здание занимал Институт легкой промышленности, сейчас здесь расположен Университет дизайна и технологий им. Косыгина. Он и оказался заказчиком.
Изначально проект назывался Pelevin Community. Потом создатели отказались от отсылки к писателю. Сейчас проект включает в себя ресторан, ночной клуб, бар, театр и лекторий в пространстве концептуальной библиотеки.
— Помещение имеет необычную форму: оно очень длинное и узкое. Размером около 600 квадратов. Длина — 60 метров, ширина варьируется от 12 до 20 метров.
Дизайнеры спрашивали у меня: «Какая там должна быть атмосфера?» Я им говорил: «Как будто это старый поезд, который стоит в депо. Мы возвращаемся в прошлое, и мне надо разбудить этот поезд. Как будто он не возвращается на свои рельсы, а попадает на магнитную подушку и идет в будущее, которое уже наступило».
Я люблю бетон в интерьере, он никогда не бывает лишним. У нас не было возможности использовать этот материал в Community, поэтому мы использовали другой приём — мы расположили по высоте стен полки с книгами.
Посетители могут их читать и оставить в любом месте. Мы, как фея-библиотекарь, ночью вернем их на место. В баре старые книги, а в ресторане — современная литература. Не поверите, но люди все-таки читают.
В штате Community работает более 100 человек. Большинство из них занимаются тем, что приводят в порядок многочисленные книги библиотеки.
— Я думаю, еда — самый близкий путь к сердцу. В музеях, вокзалах и прочих общественных местах всегда есть маленькая точка питания. Здорово, если кафе или ресторан в общественных пространствах можно сделать интересным для вашей аудитории.
Точки притяжения в Community — ресторан c авторской кухней и бар.
За книжными шкафами в Community находится светодиодное панно, которое раньше было установлено в танцевальном клубе. Когда книги немного устают от наших гостей, мы включаем диоды и питаем их энергией. Легенда в том, будто бы за этой библиотекой живет дух. Когда люди готовы его слушать, он выходит из шкафа и начинает вещать.
В Community проходят лекции и вечеринки с такими хэдлайнерами электронной музыкальной сцены как Jan Blomqvist (Berlin), Viken Arman (France), Be Svendsen (Denmark) и другие. Местным исполнителям тоже рады, среди них Izhevski, Fake Mood, Agraba, Volen Sentir, Nikola Melnikov.
Ни один кинотеатр не может жить, показывая только артхаусное кино. Все равно он умрет. Но если в кинотеатре показывают только блокбастеры, то место ему в торговом центре. Я думаю, Community балансирует между двумя крайностями, выбирая из них самое захватывающее.
«Суперметалл»: масштаб, бетон, тиктокеры
Мария Яско — архитектор, автор переосмысления здания «Цеха» и создания многофункционального лобби в «Суперметалле».
— Есть два типа заказчиков. Одни просто бизнесмены, которые думают только о прибыли. Вторые — мечтатели и художники, но они хорошо понимают, чего хотят от пространства и уважают историю места. Я предпочитаю работать именно с такими людьми.
Когда я показала ребятам из «Суперметалла» свои наработки, они увидели в этом больше, чем эстетику. Сказали: «Если мы реализуем этот проект, то сможем привлечь в «Суперметалл» современную аудиторию». Собственно, так и случилось.
«Суперметалл» — деловое пространство, в котором можно арендовать или купить офис. Большая часть площади трех корпусов «Цех», «Лаб» и «Гараж» занята представителями креативных индустрий.
— «Суперметалл» занимает 17 тысяч квадратов. Я занималась лобби, где было 2 тысячи квадратов. Пространство длинное, узкое и вытянутое — более 130 метров в длину.
Когда я там оказалась в первый раз, то была восхищена масштабом. В помещении не было ничего, что можно было бы сопоставить с человеком. Мне показалось, что надо найти смелость в себе и ответить этому масштабу.
Фасад главного здания НИИ «Чермет» является памятником архитектуры — сталинский ампир здесь сочетается с минимализмом.
— Мы не трогали периметр, но готовы были действовать внутри. Мне хотелось, чтобы это не было похоже на футбольное поле, где все напоказ. Я собиралась создать место, где есть несколько композиционных точек: здесь люди сидят с ноутбуками, здесь общаются за большим столом всей командой, здесь зона переговорных. Мы задумывали определенный маршрут и теперь наблюдаем, как люди ему следуют.
Название «Суперметалл» осталось со времен 90-х, когда в здании размещалось одноименное юридическое лицо. Создатели решили ничего не менять.
— Для меня было откровением, что все вдруг полюбили бетон и металл. Кому-то этот интерьер показался холодным и неуютным, но таких отзывов было совсем немного.
Удивительно, что в интерьере нет вообще ничего дорогого и зарубежного. Вся мебель и прочий декор — российского производства. Например, столики из металла сделаны в мастерской, организованной прямо там, на «Суперметалле».
Несмотря на ограниченный бюджет, мы понимали, что не будем использовать фейки известных брендов. Мы нашли решение и сделали проект с кастомизированной мебелью, сделанной на заказ
Создатели оставили открытым для всех посетителей пространство «Цех». Спрос на открытое рабочее пространство превысил все ожидания: каждый день лобби заполнено.
— Когда мы создавали проект «Суперметалл», то не ожидали, что он окажется таким востребованным. У нас не было задачи сделать место суперпопулярным, но люди стали туда идти. Офисным сотрудникам такой наплыв посетителей откровенно мешал. Мы оказались к этому не готовы и перекрыли часть лобби.
Почему им так понравился «Суперметалл»? Я долго думала, чего же люди хотят от новых общественных пространств. Мне кажется, помимо комфорта, им нужно что-то большее. Что-то концептуальное. Что-то красивое.
Да, запрос может быть до конца не сформирован. Но мы как архитекторы должны предлагать людям новое, а там уже будет понятно, пользуются они этим или нет.
«Палаты»: закрытый клуб ценителей русского искусства
Варвара Шалито — архитектурный дизайнер, создатель интерьера «Палат».
— Мне кажется, люди тянутся к истории. Здорово, когда можно прикоснуться к вещи, которая принадлежала кому-то задолго до твоего появления. И чтобы это все было не только на словах, а в действительности.
С нашими палатами XVII века все совпало. Мир наших учредителей соприкоснулся с миром этого старинного, немного заброшенного здания. В результате получилась синергия, в которой людям комфортно, классно и интересно.
Двухэтажные палаты ткацкого двора конца XVII века — это единственное сооружение, оставшееся от Хамовной ткацкой слободы.
— После пандемии для меня общественное пространство — это место, где всем должно быть хорошо. Все должны кайфовать от общения и создавать что-то классное впоследствии.
80% предметов интерьера «Палат» было куплено на Авито.
— Я сразу поняла, что с ними практически ничего делать не нужно. Гипсокартонные потолки и перегородки, оставшиеся от предыдущего арендатора, были уже сняты. Остался паркет советского периода, белокаменные стены и амбарные двери, которые вписывались в этот проект. Нужно было только все это грамотно задекорировать.
Здесь мы оторвались по полной, потому что нашей суперзадачей, было привлечь именно российских производителей, наших друзей. Для моей профессии важно поддерживать связи с местными производителями, уметь общаться с ними и находить близких по духу. Многие были родом из Коломны, города, который я нежно люблю.
Например, коломенские мастера сделали для «Палат» панели, которыми мы задекорировали неприглядные радиаторы. Они придумали для нас интересный паттерн в виде вышитой скатерти, который чудесно вписался. Каждая деталь выполнена с любовью и кропотливостью.
Сложено поверить, что раньше здание «Палат» занимала бухгалтерия.
— Думаю, дизайнеры должны уметь искать бриллианты в золе. Даже если что-то не получается купить в привычном месте, то всегда найдется мастер, который сделает не хуже. Может, чуть-чуть по-другому, но все равно классно. Найти такого производителя — одна из основных задач дизайнера.
Я могу буквально про каждый предмет в этом интерьере рассказать. Многие идеи мне подсказала моя помощница Лера Нестеренко, выпускница Британки. Мы с ней обожаем Авито. Там было куплено практически все.
У нас был эпизод, когда мы нашли какого-то старьевщика в Малаховке. Нам пришлось ехать к нему в зимнюю стужу на электричке. В итоге на его старом складе мы купили 80% всего, что сейчас стоит в «Палатах».
Еще нашли мастера в Белоруссии, который ищет старые сараи и дома, чтобы разобрать их и сделать что-то прекрасное. Он сделал для нас стол из старых амбарных досок и подстолья в ванные комнаты.
Люстру сплела Наталья Мельник, художница из Коломны. Она использовала около километра нитей. Панели для радиаторов выполнил художник Сергей Пономарев.
— Наша задача была не изменить, а дополнить. В интерьере нет никаких кислотных цветов, все очень умеренное. Акцент был на прекрасные своды, окна, камерность и тепло. Русскость, если можно так сказать.
Само помещение не такое уж и большое — 270 квадратов. Каждый уголок продуман до мелочей. В «Палаты» вложено очень много любви.
Создатели вдохновлялись традицией светских салонов XIX века.
— Сейчас это закрытый клуб с платным членством, где проходят лекции по современному искусству, истории, музыке, балету. Многие сейчас тянутся к искусству: знакомятся с российскими мастерами, собирают их работы. Мы постарались создать пространство именно для таких людей.
Создавать подобные проекты учат в Британке на программе «Дизайн общественных интерьеров». Хотите работать с крупными заказчиками в этой сфере? Тогда ждем вас.