О царь-дубе, ГОСТах и важности сучков
Как правило, игровые зоны «Бюро Чехарда»* сделаны из дуба и лиственницы. По ГОСТу для детских площадок можно использовать только деревья твердых пород. Лиственница — самое распространенное из них. В отличие от сосны, она не дает смолу и устойчива к атмосферным воздействиям.
Дуб нам нравится из-за его геометрии: ни у одного другого дерева нет таких красивых извилистых ветвей. Они довольно толстые и выдерживают высокую нагрузку, поэтому мы не обрезаем их и используем в производстве. Для нас важно сохранить естественную форму дерева, насколько это возможно.
«Ракушка времен большой воды», село Богатые сабы, 2017 год. Заказчик: фонд «Институт развития городов Республики Татарстан».
Мы всегда стараемся наделить наши площадки смыслом. Например, помещая туда красивые деревья, мы помогаем детям и взрослым увидеть то, что уничтожают города. Общение с природой кажется нам базовой потребностью для психологического и физического здоровья человека: формы, текстуры, запахи — это невозможно повторить искусственно, к этому человек тянется подсознательно. Мы верим, что созданное природой — истинно.
Когда мы вели обучающие курсы в Барселоне, придумали с испанскими коллегами выражение «rough nature». В переводе: грубая природа. То есть природа такая, какая она есть, не адаптированная. Мы хотим дать ее людям именно в таком виде. Поэтому, когда проектируем площадку, максимально стараемся вписать природу (например, траву и рельеф) в ландшафт и сохранить деревья, которые уже растут на участке.
Людей часто будоражит вид настоящего ствола дерева. Реакции могут быть очень неожиданными. Однажды кто-то забавно сказал: «Разбросали коряги на площадке...». Но это было скорее удивление, а не негатив. Многие удивляются, что можно привезти в город что-то необработанное, а мы помещаем на площадку дерево прямо с комелем** и торчащими сучками. В обычном производстве сучок — это недостаток, а мы, наоборот, выбираем части с ними. А чтобы сучки держались и не выпадали, мы заливаем их специальным составом. И люди иногда говорят: «Господи, у вас такие дорогие площадки, а они все в сучках!». Обычно мы на такое отвечаем, что сучки — и есть преимущество наших площадок. Для детей это новые тактильные ощущения, для взрослых — новый эстетический опыт. Поэтому у нас и площадки стоят недешево, ведь мы корпим над каждым стволом и каждой веточкой. Кроме того, деревья сами по себе очень масштабны, их транспортировка и установка стоят дорого.
«Вышка-Бабушка», Ишимбай, 2020 год. Заказчик: Институт развития городов Республики Башкортостан.
О цветном пластике, высоте и вкусах старшего поколения
Есть мнение, что дети любят все разноцветное. Но наши площадки выглядят совершенно иначе. Бабушки этому обычно не удивляются: они еще помнят деревянные площадки из СССР. Для них это такое же приятное воспоминание, как и натуральные продукты, которые они покупали на рынке. Диссонанс же возникает у родителей 30-40 лет. Именно эта группа уверена, что детям нужно все яркое, пластиковое и безопасное.
Но на самом деле детям не важен цвет, особенно если площадка «засасывает» их игровыми функциями и тактильными ощущениями. Куда больше их интересует, какого размера горка.
«Скрипучие Пни», Екатеринбург, 2018 год. Заказчик: ИКЕА.
Есть элементы, обязательные в любой площадке, а есть то, без чего легко можно обойтись. Свою первую игровую зону мы сделали без качелей, ведь в дикой природе их не встретишь. И получили абсолютно неожиданный фидбэк: «Без горки и качелей — это не площадка!». Мы усвоили урок, и теперь почти всегда добавляем и то, и другое.
Есть элементы, которые хотят видеть люди. А есть те, что мы ставим, руководствуясь детской психологией. К последним можно отнести, например, лазалку, имитирующую бурелом. Это куча бревен, которые мы располагаем на разной высоте. С чем играют дети, когда оказываются в лесу? Они перешагивают через ветки, подлезают под ними, пытаются забраться и ухватиться — в городе эту функцию выполняет лазалка.
Есть еще пеньки — наша любовь. Дети по ним ходят, прыгают, карабкаются. Пусть это не самый привлекательный архитектурный элемент, но зато очень функциональный. Мы ставим пеньки абсолютно на каждой площадке.
Еще стараемся делать высотные элементы. Высота — это риск. А риск привлекает аудиторию постарше.
«Молекула ДНК», Ижевск, 2022 год. Заказчик: Девелопер «Железно».
Про подростков и допустимые риски
Некоторые наши заказчики специально подчеркивают, что им нужна площадка для детей постарше. Но обычно у нас получается создать игровую зону действительно «для всех». Редко кто-то работает с подростковым сегментом целенаправленно. Вот ребенку исполнилось десять, а что дальше? Вряд ли ему будет интересно на площадках для спорта и воркаута.
Мы создавали площадки даже для подростков 14-17 лет. И это был успешный опыт, потому что они активно на них играли. На всех этих площадках есть высотные доминанты, ведь подростки обычно хотят отделить свою зону от той, где играют малыши. А высота дает им чувство эксклюзивности.
Сейчас мы объединились с психологами из педагогического института и вместе исследуем потребности подростков. Это нужно, чтобы создать новый продукт именно для этой аудитории. Пока для подростков места в городе нет. Есть лавочки и фудкорты, но это скорее лаунж, а мы за движение. Какими будут эти площадки, мы пока до конца не понимаем. Для нас это вызов, а вызов нам интересен всегда.
В детской психологии существует понятие «допустимый риск». Но при этом есть и ГОСТы, которые утверждают, что игровые элементы нельзя делать выше трех метров. Это теория, но у нас есть примеры того, как она работает в реальных условиях.
Скажем честно, в 2022 году мы проектируем не так, как в 2016-м. У нас больше насмотренности, больше понимания того, как люди ведут себя именно на площадках «Бюро Чехарда». Удачные наработки из прошлого опыта мы повторяем, а ошибки учитываем. Например, мы заметили, что в дождь бревна становились скользкими и дети с них падали. Тогда мы придумали канаты, чтобы можно было удержаться. В Казани нас попросили сделать дополнительные перила, которые облегчают детям подъем. Теперь мы добавляем их сразу.
Вообще, если ребенок нормально развивается, он может сам оценить последствия. Вряд ли он будет прыгать вниз с трехметровой горки, потому что уже сам осознает, что падать с такой высоты больно. Мы стараемся руководствоваться здравым смыслом и думаем, что сделали бы сами будучи детьми. Например, если на готовой площадке мы видим способ залезть на небезопасную крышу, то мы придумываем, как этот путь заблокировать. Но если совсем исключить риск, то площадка не будет интересна даже малышам. Риск должен быть для каждого возраста свой.
Часто, отвечая на вопросы родителей о риске, мы говорим, что детская площадка — это не место, где ребенок не падает. На площадке ребенок знакомится с миром: здесь он может построить причинно-следственные связи и пользоваться ими в дальнейшем. Поэтому на площадке относительно безопасно: нет торчащей арматуры, колючей проволоки, стекла. Если ребенок и упадет, то с допустимой высоты и на специальное покрытие.
«Дракон», г. Уфа, 2020 год.
О заказчиках, брифах и осеннем интенсиве
В октябре Британская высшая школа дизайна запускает интенсив «Дизайн игровых пространств», куратором и преподавателем которого нам предложили стать. Во время обучения мы расскажем, как сделать площадку, которая будет одновременно интересной, функциональной, обучающей и экологичной (что тоже немаловажно в современном мире).
Эта неделя будет как маленькая жизнь. Студенты смогут не просто придумать проект и начертить его на бумаге, они смогут реализовать его на практике. Я думаю, главная задача нашего интенсива — это научить студентов проектировать игровые элементы и пространства. И заодно показать им, как выглядит дерево в коре и без коры. Дать им почувствовать материал и увидеть, как происходит монтаж.
В первый день мы будем изучать ГОСТы на примере нашей площадки в ЖК «Символ». От авторов проекта студенты узнают, как формировать функцию площадки и ее игровые элементы, создавать ТЗ и брифовать подрядчика. Чтобы было понятнее, мы возьмем студентов на встречу с реальным клиентом и побеседуем все вместе. Потом разделимся на группы и будем делать наброски, проекты, макеты. Каждая группа создаст несколько вариантов лазалок или других игровых элементов. Потом соберем это вместе и приступим к самому интересному — реализации.
Студенты увидят, как из красивого проекта на бумаге получается реальный объект. Мы дадим им четкую инструкцию: что делать сначала, а что — потом. Желающих возьмем с собой в цех, в котором можно будет поработать с деревом самостоятельно: ощутить его вес, почувствовать текстуру. Когда материал на производстве будет готов, его привезут на участок. В это время мы со студентами вынесем проект «в натуру», иначе говоря, перенесем с бумаги на его законное место. При желании студенты смогут поучаствовать в монтаже площадки. Например, помочь с установкой бревен. Это даст возможность лучше понять физические свойства материала, почувствовать вес дерева и на практике изучить особенности работы с ним.
А в конце авторский надзор: нужно проверить углы, наклоны и правильность установки. Когда монтаж заканчивается, мы начинаем сами играть на площадке. Это нужно, чтобы проверить все элементы на прочность и удобство. Если что-то кажется ненадежным и травмоопасным, просим бригаду переделать. Ну и заключительный этап — это защита проекта перед заказчиком.
«Садик-шарик», Московская область, 2019 год.
Кстати о заказчиках. В нашей работе они бывают разные: к нам приходят как застройщики, так и городские администрации. В Москве почти во всех парках есть неплохие площадки, и девелоперы стараются от них не отставать: хотят, чтобы их пространства были не хуже городских. Поэтому на нашу работу есть спрос.
Несколько человек в соцсетях писали нам, что на их выбор жилья сильно повлияла наша площадка. Одна женщина выбрала ЖК девелопера «Самолет» именно из-за нашей площадки «Старый Маяк». Это было очень приятно.
На интенсиве «Дизайн игровых пространств» у вас будет возможность создать свой проект игрового объекта под руководством «Бюро Чехарда». За пять дней вы пройдете все этапы разработки: от идеи и подбора материала до финального монтажа.
* «Бюро Чехарда» создает пространства для детей на стыке архитектуры и искусства, используя природные материалы, в том числе деревья неизмененной формы. Среди их работ культовые гнёзда для фестиваля «Архстояние Детское» и «Горка-Лиса» в Казани. Проекты бюро — победители премий АРХИWOOD и Martela EdDesign Award.
** Комель — толстая нижняя часть дерева непосредственно над корнем.