Бумажная книга против электронной: кто победит?
Разговоры о том, что бумажные книги исчезнут и на смену им придут электронные, продолжаются уже много лет. Но время идёт, а этого не происходит.
На любую книгу всегда найдется свой читатель: что-то удобно поглощать в электронном виде, что-то хочется иметь на полке в личной библиотеке, чтобы в любое время можно было пролистать, ощутить вес и фактуру, рассмотреть детали. И тем более не собирается исчезать детская книга, в которой визуальность — основной медиум, а тактильные свойства и драматургия объекта так же важны, как и сюжет. Даже наоборот, с каждым годом мы видим все новые и новые находки и решения в этом жанре.
У многих издательств сейчас начался трудный период, и способы выхода из него все ищут очень разные. Выделю важное для нашей профессии и в некоторой степени позитивное: так как покупать книжные проекты за границей становится все сложнее, все больше и больше издательств начинают работать с местными иллюстраторами и делать проекты с нуля вместе с российскими авторами и художниками.
Разворот иллюстрированной детской книги «Как работает маяк». Автор Роман Беляев; напечатано в издательстве «Самокат».
Что делать автору без имени?
Многие думают, что автору без имени нереально издать свою книгу. Но это миф: издательства всегда заинтересованы в новых авторах и иллюстраторах. Арт-директора активно смотрят портфолио, устраивают опен-коллы и конкурсы (например, «Книга внутри» и ABCDbooks). Проекты издаются, новые лица появляются.
Бывает и такое, что в издательство проекты приходят не только в виде сырого текста, который надо превратить в книжку. Например, у иллюстратора есть возможность принести в издательство проект, в котором автором идеи, текста, макета и картинок является он сам. Визуальная книга, где история, рассказанная внутри, является детищем одного художника-автора — значимая тенденция в современной детской литературе. На нашей программе в Британке мы, например, будем заниматься именно такого рода проектами и учить художников создавать законченное произведение, не ограничиваясь одними только иллюстрациями.
Обложки иллюстрированных детских книг. Слева: «У льва есть план» Аллы Беловой. Справа: «Морж как морж, ничего особенного» Дарьи Димитровой (напечатано в издательстве «Самокат»).
Как создается книга?
Производство книги — это работа команды. До того, как книга уйдёт в печать, над ней поработает огромное количество специалистов. Сначала автор напишет текст, а редактор сформирует его структуру, предусмотрит место для изображений, продумает проект с точки зрения производства и будет следить за работой команды. Затем арт-директор и художественный редактор придумают книгу целиком: как она будет устроена и срежессирована, после чего художник вместе с ними приступит к работе над макетом и визуалом. В это же время корректоры будут проверять и вычитывать тексты, верстальщик идеально вставит их в полосы, а специалист пре-пресса (допечатной подготовки) и цветокорректор подготовят файл к печати. А еще есть отдел продаж, бухгалтерия и другие сотрудники издательства...
Книга — это синтетическое произведение; история, рассказанная одновременно разными способами: вербально и визуально. Через букву, слово, ритм, пластику, сюжет, драматургию, архитектонику. Это то, что надо продумать сразу на многих уровнях. Поэтому работа книжного иллюстратора кардинально отличается от работы станкового художника, который думает только о содержании картинки.
Книжный художник создает не отдельно взятую иллюстрацию, а книгу целиком, учитывая даже все технические элементы разворота. Он думает о композиции, развернутой во времени: от обложки до последней страницы.
Научиться совмещать в себе роль автора и художника и создать свое законченное произведение можно на программе «Создание детской книги». Студенты пройдут все этапы работы над иллюстрированной книгой: от идеи и формирования авторского стиля до презентации готового продукта издательству.