Экологичный подход
Из года в год индустрия моды наносит непоправимый ущерб экологии. По результатам «Всемирного экономического форума», fashion-производство вошло в десятку самых загрязняющих планету отраслей: создание коллекций одежды сопровождается тоннами вредных выбросов в атмосферу и таким же количеством не переработанных материалов.
Появление апсайкла стало первым шагом индустрии к решению экологических проблем. Теперь устойчивый дизайн стал главным приоритетом многих современных брендов.
Алина Картричева, ex-ведущий дизайнер направления устойчивого развития в 12 STOREEZ: «Апсайкл — это хороший способ сделать крутой и честный продукт. И к тому же продумать полный цикл жизни вещи: ее производство, реализацию и дальнейшую судьбу. Для нас этот бизнес не только про деньги. Он про этические нормы. Нам важно понимать, что мы можем что-то сделать, чтобы минимизировать вред, который производство наносит природе, ведь у нее нет бесконечных ресурсов».
Новая коллекция апсайкл-бренда Nereja, основу которой составили старые перешитые шубы.
Роман Уваров, дизайнер одежды, основатель бренда Roma Uvarov Design: «Апсайкл — это такая, наверное, ментальная болезнь, которой мы страдаем, но которая нам нравится. Мы не задумываемся об окружающей среде, углеродных выбросах, о том, сколько воды мы используем и как часто заказываем доставку. Но зато у нас есть мания — перерабатывать все, что мы накопили, и делать из этого что-то оригинальное. До какого-то момента мы считали, что такой подход к работе будет как-то менять нашу культуру, воспитывать общество, учить людей вокруг нас относиться по-другому к жизни. Но все оказалось сложнее».
Самовыражение через апсайкл и одежда как воспоминание
С помощью апсайклинга дизайнеры создают необычные, эксклюзивные вещи. Это привлекает покупателей, потому что для многих одежда — это отражение внутреннего мира, а апсайкл, в свою очередь, дает возможность создавать особенные, аутентичные образы. Для многих вещи перестали быть бездушными элементами гардероба, — история предмета стала иметь не меньшее значение. В результате начал формироваться эффект причастности, заставляющий людей из раза в раз возвращаться в бутики с переработанной одеждой.
Это подтверждает Валерия Дунаевская, основательница винтажного магазина Fuflovo, выпускница программы BA (Hons) Fashion Design: «Особенность нашего бренда — минимальная деформация одежды. Мы дополняем её концептуально, с помощью апсайкла лишь расставляем акценты и привносим новые смыслы.
Мы собираем вещи с территории бывшего СССР и коллекционируем их истории. Стараемся лично общаться с прошлыми владельцами, спрашивать, как и откуда у них появилась эта одежда, с какими воспоминаниями она связана. В итоге сталкиваемся с множеством умопомрачительных историй, ведь в советские времена все эти вещи были безумно желанными и дефицитными. И люди относились к ним иначе. У кого-то эта одежда была связана, например, с первым свиданием, у других — с незабываемым путешествием или даже свадьбой. Узнавать такие детали всегда очень интересно и трогательно. Поэтому мы стараемся делиться своими впечатлениями с нашей аудиторией и погружать ее в историю вещей через тексты и фотопроекты.
Переосмысление одежды из восьмидесятых и девяностых с помощью апсайклинга. Бренд Fuflovo.
Второе направление нашего проекта — более коммерческое. В него вошла винтажная одежда из восьмидесятых и девяностых, которая похожа на дефицитные товары прошлого: джинсы, яркие олимпийки, куртки и свитшоты. Все вещи подлежат строгому отбору: мы смотрим на марку, фасон, технологию производства. Это целая наука.
Как реселлеры мы знакомим людей с историей брендов, которые они много лет носили, но ничего про них не знали, — все это прививает обществу более бережное отношение к вещам и способствует осознанному потреблению.
Экономия для покупателей, выгода для производителей
C финансовой точки зрения, приобретение вещи после апсайклинга очень выгодно. Исключение трат на закупку новых тканей и оптимизация производственных процессов помогают брендам экономить на сырье, что влияет на итоговую стоимость продукта. Покупатель получает возможность купить стильную качественную одежду по заниженной цене.
Роман Уваров (Roma Uvarov Design): «Для людей правда важна цена. Чем она ниже, тем лучше. И в современных реалиях те вещи, которые сделаны из переработанных материалов, стоят намного дешевле, чем вещь из новой ткани. Это стимулирует покупателя брать переработанную одежду и приносит дополнительный заработок бренду.
Коллекции одежды от бренда Roma Uvarov Design.
Например, у нас есть свой производственный цех. В основном мы перерабатываем какие-то винтажные материалы, — этим занимаются специальные сотрудники. Само сырье в большинстве случаев мы получаем бесплатно, что нам, как бренду, безусловно выгодно. Если бы мы делали ту же самую работу на аутсорсе, это бы повысило себестоимость вещи до 60%».
Бизнес с особенной философией
Конкуренция в индустрии моды побуждает дизайнеров искать ДНК собственного бренда — то, что будет выделять их на рынке. В этом плане апсайклинг — крайне удачная бизнес-модель, преимуществом которой является особенная философия. Ностальгия по прошлым временам, ощущение причастности к большому комьюнити, забота об экологии и любовь к нестандартным стилевым решениям в одежде, — все это привлекает людей, для которых шоппинг является своего рода саморефлексией. Производители, в свою очередь, активно используют это в маркетинге.
Алина Картричева (дизайнер): «В рамках недавнего сотрудничества с Британкой у 12 STOREEZ был апсайкл-проект, в котором мы вместе со студентами последнего курса «Дизайна одежды» восстанавливали и переосмысляли коллекции. Размышляли, почему эти вещи не продались и что можно сделать, чтобы они снова вошли в цикл продажи.
Мы дали студентам шесть типов вещей: это были разные блузки, платья, брюки и так далее. Они могли выбрать любую из них на свой вкус и трансформировать ее с помощью технологий апсайклинга. Нам было интересно посмотреть на спектр разнообразных решений при работе с одинаковыми вещами и количество вариантов, которые подойдут для промышленной адаптации, доработки на производстве и масштабирования. У студентов получились крутые вещи с большим коммерческим потенциалом.
Апсайкл-коллекция одежды — совместный проект студентов Британки и 12 STOREEZ.
Перед собой мы ставим важную бизнес-задачу: стоки остаются абсолютно у всех брендов, и необходимо сделать усилие, чтобы как-то вернуть эти вещи в оборот. Потому что лучшее, что может произойти с одеждой, — это быть любимой долго, а не быть переработанной каким-то суперсложным способом. Носить вещь — это лучшее решение, которое мы можем придумать в рамках устойчивого развития.
Валерия Дунаевская (Fuflovo): «Мы занимаемся ресейлом и апсайклом, проводим интересные обучающие движухи и даем возможность людям, которые никак не связаны с творчеством, попробовать сделать что-то своими руками. Мы проводим мастер-классы по концептуальному апдейту вещей и организовываем мероприятия, например, своп-вечеринки, на которых можно обменяться вещами и рассказать друг другу их историю. В общем, максимально стараемся собрать вокруг себя домашнее комьюнити людей, заинтересованных в апсайкле, готовых узнать о нем что-то новое и поделиться этим.
Я вижу, как интерес к винтажу и переработанной одежде увеличивается. Если буквально три года назад вообще никто не знал про вторичное использование, и люди с ухмылкой спрашивали: «Это что, б\у?!», то сейчас все гордо произносят слово «винтаж».