Продуктовый подход
На сегодняшний день продуктовый подход — это самый эффективный метод развития продукта компании, который приносит прибыль. Он решает задачи бизнеса в любых условиях.
Продуктовый подход — это методология работы, которая даёт результат в виде созданных продуктов. Она приносит ценность для клиента и бизнеса с минимальными рисками и временными затратами.
Характеристики продуктового подхода
1. Фокус на ключевое действие — для бизнеса важна только эффективность решения задачи;
2. Польза — максимальная ценность для клиента и бизнеса через взаимодействие;
3. Простота — движение от простого к сложному и упрощение сложного, чтобы продукт стал доступнее;
4. Метрики — способы объективно измерить результат через научные методы работы;
5. Итерации — работа по этапам, чтобы собирать обратную связь, устанавливать взаимосвязи и корректировать бизнес относительно целей.
Области применения
Продуктовый подход можно применять везде, где он приносит прибыль. Даже — в обычной жизни.
Например, если мы хотим определить человека как продукт, у нас возникают вопросы: «Чем этот человек так полезен обществу и окружающим его людям? Какой результат нужно получить, чтобы повысить его ценность и максимизировать заработок с этого?». После ответов на эти вопросы, мы проверяем, какие навыки действительно важны для этого и далее тестируем, как можно эти навыки получить быстрее всего. Потом у нас появляются гипотезы, кому этот результат продать, автоматизировать и масштабировать.
Мы рассмотрели человека как продукт, но так можно поступать с чем угодно: обучением, развитием коммуникаций с людьми, ремонтом в доме. Весь наш мир и всё, что в нём находится — это один большой продукт в хаотичной системе.
Инструменты
Чтобы создать продукт, нужно комплексно подойти к задаче. Она состоит из множества подзадач, которые друг с другом пересекаются.
Например, мы хотим выйти на рынок превентивной медицины и говорить о важности профилактики и диагностики. Но при этом мы не учли, что эта ниша — игра в долгосрок. Рынок есть и будет расти, а вот потребность у клиента не до конца сформирована, и из-за этого ценность у продукта низкая. Заработать на продукте будет сложно.
Когда мы ищем возможность развития бизнеса, то мы используем комплекс инструментов и подходов: анализ рынка, конкурентов и трендов, исследование аудитории и определение контекста, в котором живёт потребитель.
Параллельно с этим определяется бизнес- и продуктовая модель, рассчитывается экономика и оценивается, как и когда мы начнём зарабатывать. Поэтому сложно рассказывать об отдельных инструментах, так как они очень сильно взаимосвязаны. Но можно выделить четыре больших блока:
1. Анализ рынка — TAM/SAM/SOM, PESTELI анализ, SWOT-анализ, BlueOcean Canvas, 5 сил Портера;
2. Бизнес и продукт — Business и Lean Canvas, Value Chain, Kano model, Market segmentation;
3. Исследования — Persona Canvas, JTBD canvas, Value proposition, Empathy map, CJM;
4. Аналитика и финансы — NSM метрика, Unit-экономика, Cogort analytics, ABCDX segmentation, RFM / Cohort analytics, AARRR воронка, модель AIDA.
Отдельно можно выделить — HOOK model, ТРИЗ, RAT подход, HADI циклы, а также подход Customer Development.
Но использование одного из инструментов не поможет решить задачу. Чтобы достичь цели, нужно использовать продуктовый подход комплексно. Если хотите этому научиться, то приходите на курс «Продуктовая мастерская: как управлять созданием и развитием продуктов в конкурентной среде». На нём вы узнаете, как создавать, масштабировать и развивать продукты, которые решают проблемы компании и приносят ей прибыль. Ближайший старт — 8 февраля.