Что такое сценография
Спектакль «Пастернак. Сестра моя — Жизнь». Гоголь Центр, Москва. Режиссер — Максим Диденко. Сценография и костюмы — Галя Солодовникова, куратор программы «Сценография» в Британке. Фото — Ирина Полярная, 2016 год
Сценография — это театрально-декорационное искусство создания зрительного образа спектакля. Простыми словами — это сценический дизайн театральной постановки, который использует декорации, костюмы, грим, маски, бутафорию, свет, звук, видео и многое другое.
Сценография отвечает не только за оформление сцены, ее задача глубже — через образы правильно донести до зрителя идеи и смыслы. Выразительные средства поддерживают концепцию спектакля, конкретизируют место и время действия, помогают в раскрытии сюжета, описании характера персонажей, создании настроения, коммуникации между актерами и залом.
Занимается сценографическим искусством художник-сценограф, также его называют художник-постановщик.
Галя Солодовникова, куратор программы «Сценография» в Британке:
«Профессия сценографа очень востребована в России, потому что во всех ее регионах много театров. У нас уникальная страна, государство оказывает театрам большую финансовую поддержку, поэтому есть возможность реализовывать художественные замыслы. Постановок очень много и везде нужны художники».
Полина Бахтина, куратор программы «Сценография» в Британке:
«В последние десятилетия в России и за рубежом наблюдается огромный рост интереса к театру, театральной энергии и жизни. Появляется большое количество театральных проявлений, перформансов, жанров и видов. И это не может не расширять зоны применения профессиональных возможностей сценографов.
Когда мы говорим о художнике-сценографе, мы имеем в виду не исключительно театральные сценические площадки. Это могут быть fashion-шоу, музыкальные шоу-концерты, выставочная сценография, новые мультимедийные кросс-жанровые спектакли, квесты, open space, open air, уличные шоу, фестивали и так далее».
Спектакль «Занос», театр «Практика». Художник-постановщик — Полина Бахтина, куратор программы «Сценография» в Британке, режиссер — Юрий Квятковский. Пример мультимедиа в театре: все зрители в наушниках, во время действия зрители могут выбирать разные аудиоканалы и таким образом формировать свой собственный уникальный спектакль
Художник-декоратор и сценограф — есть ли разница
Художник-декоратор — это специалист, который отвечает за художественное оформление сцены. Он непосредственно создает декорации и другие элементы сценографии по замыслу художника-постановщика, воплощает эскизы в реальность.
Cпектакль «LЁ Tартюф. Комедия», Мольер. Театр на Таганке, Москва. Режиссер — Юрий Муравицкий. Сценография и костюмы — Галя Солодовникова, куратор программы «Сценография» в Британке. Фото — Алиса Скальская, 2020 год
Профессия сценографа шире, поскольку он разрабатывает целостный образ театральной постановки. Это архитектор впечатлений, формирующий восприятие зрителя, поэтому он работает в связке с режиссером и наравне с ним отвечает за мизансцены.
Галя Солодовникова:
«Художник-декоратор — это более прикладная профессия, оформительская работа. Например, в оперных театрах декоратор часто занимается росписью задников и в целом всем, что связано с поверхностью декораций на сцене.
Сценограф занимается решением всего пространства, работает с его архитектурой, продумывает, как все будет выглядеть, где будут экраны, что будет светиться, сколько будет уровней, подиумов, балконов, планирует и рассчитывает конструкции, цвета и фактуры и т. д. То есть он придумывает целостное видение, концепцию, как будет развиваться сценография от начала и до конца. Соединяет смыслы и метафоры воедино в материальной форме».
Cпектакль «НОРМА» по мотивам романа Владимира Сорокина. Театр на Малой Бронной. Режиссер — Максим Диденко. Сценография и костюмы — Галя Солодовникова, куратор программы «Сценография» в Британке. Фото — Ирина Полярная и Владимир Яроцкий, 2019 год
Чем занимается сценограф и что он должен уметь
Не только театр: профессиональный художник-постановщик может одинаково успешно создать костюмы для классического спектакля и декорации для кино, оформить цирковую постановку и концептуальный перформанс, музейную выставку и яркое музыкальное шоу. Какие компетенции для этого нужны и кому эта работа может подойти?
Инсталляция «Прошлогодний снег» в рамках фестиваля «Штирийская осень» (куратор Екатерина Деготь). Helmut List Halle, Грац, Австрия. Художник — Ирина Корина. Фото — Liz Eve, 2018 год
Полина Бахтина:
«Сценограф придумывает пространство, в котором все развивается, трансформируется во времени, в котором есть присутствие зрителя. Сценограф всегда работает со зрителем, с его воображением и восприятием.
Для каждого проекта он изобретает свой уникальный авторский язык и создает с его помощью среду. Суперкозырь профессии — в ней фактически невозможно выгореть. Вы каждый раз с нуля придумываете мир, который существует по установленным вами законам, и получается, что для этого мира вы становитесь ни много ни мало демиургом — выгореть от этого процесса невозможно».
Спектакль «Полярная болезнь», МХАТ им. Чехова Художник-постановщик — Полина Бахтина, куратор программы «Сценография» в Британке. Режиссер — Марина Брусникина. Фото — Александра Торгушникова
Сценограф должен обладать огромным количеством навыков, потому как профессия включает в себя все виды визуальных и не только искусств. Это живопись, графика, архитектура, режиссура, драматургия, кино, понимание основ света, законов композиции, построения произведения в пространстве.
И этим можно емко определить ключевое отличие этой профессии от графического дизайнера или дизайнера интерьера. Сценограф — не прикладная профессия, это не художник, который создает дизайн, красоту или функционал. Сценограф работает со смыслами, сообщениями, которые он доносит своими средствами.
Сергей Рябов (театральный и цирковой художник, выпускник программы «Сценография»):
«Для меня сценограф — это человек, который всегда думает о двух категориях. Первая — пространство. И вторая, как ни странно, время. Когда пространство живое, а время течет динамично, мы можем говорить о качестве работы художника-постановщика.
Соответственно, вывод здесь очень простой: если человеку неинтересно работать с этими двумя вещами, значит, ему не стоит заниматься сценографией. А если у него есть хоть какое-то художественное видение пространства, то здесь он точно найдет себе применение. Размах у профессии достаточно широкий: от театра до кино, от витрин до открытия Олимпийских игр».
Дмитрий Мучник (художник-постановщик, сценограф):
«Далеко не всегда мы работаем именно в театре. Это могут быть и мероприятия, и концерты, и телевизионные шоу, и выставки, и городские пространства. Каждый проект — это всегда что-то новое. Работа дает возможность побывать в таких местах, куда обычному человеку вход закрыт.
В этой профессии мне больше всего нравится, когда на белом листе появляется первый эскиз, из пустоты рождается идея, которая потом превращается в огромную сцену или декорацию. Люди приходят в театр или смотрят телевизионное шоу и таким образом попадают в эту гармоничную среду. В мир, который я создал».
Ирина Корина (современный художник):
«Сценограф — универсальная профессия, которая требует понимания многих аспектов. Мне кажется, обучение сценографии должно включать в себя еще и занятия по литературе, сценарному мастерству, архитектуре и мировому искусству. Без уверенных знаний во всех этих дисциплинах работать в театре будет сложно».
Оформление выставки «Мечта москвича» в Музее транспорта на ВДНХ. Художник — Ирина Корина, 2021 год
Юрий Квятковский (режиссер):
«В каком-то смысле работа сценографа похожа на работу режиссера. Художник-постановщик тоже должен уметь анализировать пьесу: видеть ее сверхзадачу и сквозное действие, знать психологию героев и мотивы их поступков, чувствовать энергию той или иной декорации, сцены, реквизита. Когда художник понимает, какая деталь и что конкретно значит в тексте, появляется правильная сценография».
Виды декораций
Опера «Русалка», Большой Театр, Москва. Режиссер — Тимофей Кулябин. Сценография — Олег Головко. Художник по костюмам — Галя Солодовникова, куратор программы «Сценография» в Британке. Фотографии — П. Рычков, 2019 год
Декорации — одно из главных выразительных средств, которые использует сценограф, и первое, на что обращает внимание зритель. Разновидностей театральных декораций очень много, чаще всего их классифицируют по выразительным качествам, особенностям конструкции и назначению. По характеру выразительности и задачам выделяют такие виды:
• Повествовательная декорация. Дополняет описательную часть спектакля. Благодаря ей зритель получает информацию о месте действия, времени суток, эпохе, погодных условиях, обстановке или других фактах.
Метафорическая декорация. Обобщает образ всей постановки, транслирует идею спектакля.
• Живописная декорация. Это декоративное решение, доминанта в котором — цветовая палитра, художественный образ спектакля. Колорит усиливает лирическую и эмоциональную выразительность постановки.
• Архитектурно-пространственная декорация. Это масштабные вертикальные и горизонтальные конструкции, которые создают грандиозный и эпический образ постановки. Декорация может зрительно увеличивать высоту сцены, добавляя образу спектакля значимости и пафоса, или расширять пространство для передачи чувства свободы, воли, бесконечности.
• Динамическая декорация. Использует движущиеся элементы оформления, создавая ритм постановки.
• Световые декорации. Сценический свет есть в любом спектакле, но здесь он становится акцентом, несет главную смысловую нагрузку. Например, световые эффекты могут передавать светлую лирику или иметь мистический подтекст.
• Проекционная декорация. Основана на передаче изображений на сцену и кулисы. Декорации могут быть статическими (колонны, здания, пейзажи) или динамическими (движущиеся облака, вихрь урагана).
В зависимости от особенностей конструкции сценические декорации бывают жесткие и мягкие. У жесткого типа есть каркас, плоские и объемные элементы. Чаще всего их делают из дюралюминия и дерева. Некоторые жесткие декорации задействуют в представлении, например мебель. Другие выполняют исключительно функцию фона, создавая нужную атмосферу.
Мягкие декорации для театра делают из тканей, например бархата, синтетики, холста и тюля. К этой группе можно отнести кулисы, задники, создающие фон, или падуги, закрывающие верх сцены.
Галя Солодовникова:
«Декорации очень разнообразны, различаются по видам и жанрам постановки, мы изучаем их на нашем курсе на предмете «Технология сценического производства». Например, есть электробутафория — это разнообразные световые объекты, которые создаются с участием электриков. Бывают декорации, которые печатают на 3D-принтере, в том числе большие фрагменты. Есть мультимедиа — это все, что связано с экранами и диодными панелями, в том числе создание специальной плоскости для 3D-мэппинга — объемной проекции изображения.
Также декорации классифицируют по тому, как они входят в репертуар. Это могут быть разборные конструкции, которые должно быть удобно хранить в помещении, монтировать и демонтировать. Учитываются время и сроки на монтаж-демонтаж, схема воссоздания конструкции. Но есть постановки, которые не требуют разборных декораций. Они выстраиваются прямо по месту, инсталлируются, отрабатывают свою функцию и после этого утилизируются».
Спектакль «Чапаев и Пустота» в театре «Практика». Режиссер — Максим Диденко. Сценография и костюмы — Галя Солодовникова, куратор программы «Сценография» в Британке. Фото — Тимофей Колесников, 2016 год
Полина Бахтина:
«Декорации, объекты и костюмы в театре могут быть совершенно любыми в зависимости от того, какой мир мы сочиняем и какие ассоциации должны запускаться от увиденного. Сценограф создает концепции и миры, которые совсем не обязаны быть связанными с некими материальными декорациями.
Иногда работа сценографа заключается в создании спектакля вообще без декораций. Или же декорация может выглядеть как очень точно, выверено расставленные в пространстве предметы, например стулья. Или представлять собой работу с дымом, который направляется вентиляторами, сочетается со световой партитурой и синхронизируется со звуком.
Театр впитывает в себя все, в том числе технологические, усовершенствованные объекты, которые ранее не были характерны для сцены. Например, надувные и динамические арт-объекты, мультимедийные декорации, голографические экраны.
Главное правило — все, что появляется на сцене и в рабочем поле, должно быть оправданно. Если что-то можно убрать без потери для целого, то это точно нужно сделать».
Балет «Пиковая дама», Большой театр. Художник-постановщик — Полина Бахтина, куратор программы «Сценография» в Британке. Хореограф — Юрий Посохов. Пример технологичных, в частности надувных аэродинамических декораций
Архитектура впечатлений
Сценография должна производить впечатление на зрителя. Именно в этом многие театральные художники и видят ее основную задачу. Другой вопрос: обязана ли она при этом быть этому зрителю понятна? И должен ли художник при работе над постановкой пытаться ставить себя на место своей аудитории и ориентироваться на ее ожидания?
Спектакль «Маяковский», Гоголь Центр, Москва. Режиссер и сценограф — Филипп Григорьян. Художник по костюмам — Галя Солодовникова, куратор программы «Сценография» в Британке. Фото — Ирина Полярная, 2018 год
Валерий Печейкин (сценарист, драматург):
«Как человек театральный, я прекрасно понимаю, почему съемка спектаклей обычно запрещена. В основном из-за сценографии. Если человек выкладывает в социальные сети фотографии или видео декораций к спектаклю, костюмов, световых схем, он практически уничтожает работу художника. Сценография построена как раз на живом воздействии на зрителя. А если человек заранее знает, как будет организовано пространство спектакля, сценография не произведет на него нужного эффекта».
Юрий Квятковский (режиссер):
«Основная задача художника — через работу выражать свою позицию, не ориентируясь на то, будет она понятна каждому зрителю или нет. Однако ставить себя на место своей аудитории иногда бывает полезно. Когда мы придумываем спектакль, в какой-то момент сами начинаем смотреть на него как зрители, пытаемся угадать их впечатления: работает этот образ или не работает, держит ли эта сцена в напряжении или нет, понятно ли залу то, что мы хотим до него донести».
Хип-хопера «Копы в огне», проект Le Cirque de Charles la Tannes. Художник-постановщик — Полина Бахтина, куратор программы «Сценография» в Британке. Режиссер — Юрий Квятковский. Фото — Евгения Сирина
Ирина Корина (современный художник):
«Сценограф находится где-то посередине между архитектором и дизайнером. Но задача последних — создавать что-то прекрасное. Художник же не ограничен эстетикой, может выбрать совершенно иной путь и придумывать как пугающие, так и отталкивающие образы.
Мне кажется, это наше большое заблуждение — думать, что мы можем понять другого человека и узнать, что происходит у него в голове. Поэтому в работе над проектами я стараюсь в первую очередь определить: а что хочу сделать я? Что я хочу сказать своим творчеством? А думать о том, понравится это зрителю или не понравится, бессмысленно и непродуктивно».
«На отдыхе», групповая выставка «Город завтрашнего дня», Новая Третьяковка. Художник — Ирина Корина. Фото — Анастасия Соболева, 2019 год
Сергей Рябов (театральный и цирковой художник):
«Сценограф — это архитектор впечатлений. Мне очень нравится это определение, потому что оно не требует от нашей работы быть максимально понятной для любого зрителя. Визуальный язык не обязан быть простым и доступным. Даже если зритель ничего не поймет, но получит какое-то впечатление, при этом неважно какое — положительное или отрицательное, — этого будет уже достаточно, чтобы признать работу сценографа качественной».
Эскизы костюмов и декораций для China International Circus Festival. Художник-постановщик — Сергей Рябов
Можно ли создать что-то новое
Мы живем в эпоху постмодернистского искусства, которое само по себе отрицает возможность создания чего-то нового. Как писал философ Альфред Уайтхед, «вся европейская философия на самом деле — ряд примечаний к Платону». Ни одно творческое высказывание сейчас не может быть полностью оригинальным и оторванным от того, что делали наши предшественники. Это не ставит его на ступень ниже, но требует от современного художника принципиально новых навыков. Например, чувствовать границу между цитированием и воровством. А также экспериментировать — технологии и инновации дают возможности для этого, прежде всего нейросети.
Полина Бахтина:
«Новые технологии расширяют инструментарий сценографа, а нейросети — это наша реальность, с которой современный театр активно работает. Игнорировать AI невозможно, поэтому мы уже в прошлом году имели практику — один модуль нашего курса включает визуализацию идей с помощью нейросетей.
Это некий эксперимент, но ни в коем случае не панацея и не тот инструмент, который заменит все остальные необходимые навыки, такие как умение придумывать, визуализировать, рисовать, доносить свою идею, делать ее понятной и образной для своих соавторов и зрителей. Нейросеть может быть только помощником, с которым надо взаимодействовать очень дисциплинированно, чтобы она не увела художника от уникального авторского видения».
Галя Солодовникова:
«Художник-сценограф пользуется нейросетями для вдохновения. Я пока не нашла того, как добиться реализации в точности моих идей, все равно все эскизы создаю руками, сама. Но для вдохновения использую искусственный интеллект, поскольку он дает возможность по-другому посмотреть на тему, которую исследуешь.
Бывает, что наши студенты используют нейросети для исследований. AI также иногда помогает сдвинуться с мертвой точки, когда ты не знаешь, куда идти, а свои идеи не вдохновляют. В этом случае нейросети могут предложить какие-то другие решения».
Дмитрий Мучник (художник-постановщик, сценограф):
«Креативность и индивидуальность важны в детстве или на тех этапах, когда человек учится чему-то новому. Когда я учился в Суриковской школе, преподаватели прививали нам привычку придумывать все самостоятельно, а с одноклассниками мы соревновались в том, у кого получилось сделать задание оригинальнее. И в тот момент это было очень правильно, потому что воспитывало в нас креативность и индивидуальное видение мира. Заложило базис, на который потом в профессиональной жизни уже стало легко нанизывать и какие-то сторонние вещи: из кино, книг и Pinterest».
Валерий Печейкин (сценарист, драматург):
«В 90-е годы наше поколение привыкло к пиратству: сначала из-за видеосалонов, а потом из-за только появившегося интернета. Его мы воспринимали как свободное информационное поле: если там что-то выкладывалось, то как будто сразу становилось общим. Ни у кого даже мысли не было, что существуют авторские права на тот или иной контент. Считается, что идеи витают в воздухе. На мой взгляд, это и есть вдохновение. Я сам интересуюсь многими авторами, и наверное, в моих работах можно найти следы их влияния. Поскольку я сам вдохновляюсь другими, то буду рад, если смогу повлиять на кого-то еще».
Ирина Корина (современный художник):
«Цитирование других художников — вполне постмодернистская практика. Конечно, вы не должны претендовать на то, что открыли это сами, но пересобирать вы можете. Особенность нового мира в том, что все мы живем в бесконечном потоке информации, из которого выбираем то, что важно именно для нас».
Юрий Квятковский (режиссер):
«Я вообще не верю, что можно создать что-то новое. Что бы ты ни придумал, все равно найдется начитанный и насмотренный человек, который придет и разберет твое творение на составные части. В современном искусстве понятие „художник“ уже стало неактуальным. Появилась другая профессия — компилятор. У нас в открытом доступе находятся знания, собранные за всю историю человечества, и мы, как алхимики соединяем эти элементы — элементы, которые изобрел уже кто-то до нас. Добавить новые уже невозможно. И талант проявляется именно в нашем вкусе, чувстве меры, смелости и способности креативно соединять совершенно несоединимые на первый взгляд вещи».
Самое тяжелое в работе
Опера «Тангейзер», Вагнер. Новосибирский Театр Оперы и Балета, Новосибирск. Режиссер — Тимофей Кулябин. Сценография — Олег Головко. Художник по костюмам — Галя Солодовникова, куратор программы «Сценография» в Британке, 2014 год
Невозможность выбрать команду, с которой предстоит работать, сложности в коммуникации с режиссером, недооцененность роли художника-постановщика в кино, — как и у любой другой профессии, у сценографии есть свои минусы. Однако при выборе карьеры очень многое зависит от того, как мы реагируем на те или иные рабочие моменты и с какими минусами готовы мириться, а с какими нет.
Дмитрий Мучник (художник-постановщик, сценограф):
«В свое время я окончил ВГИК и успел поработать на съемках пяти или шести полнометражных фильмов. Но оказалось, что это совсем не мое. Представьте: вы построили огромную декорацию, потратили много времени и сил, а от всей этой декорации в фильме показали только крупный план актера. Остальное — в расфокусе.
В театре же работа сценографа всегда видна: и твои декорации, и твои костюмы, и твоя бутафория. То же с концертами и даже телевизионными шоу. Ты можешь без стеснения сказать: „Я делал вот это“. А в кино художник, к сожалению, теряется на фоне продюсера, режиссера и актера».
Сергей Рябов (театральный и цирковой художник):
«Режиссер всегда может выбрать, с кем будет работать: с какими актерами, гримерами и любыми другими специалистами. А сценограф, как правило, работает с тем, что ему предлагают. Мы не можем выбрать ни материал, ни труппу, ни бюджет. Поэтому наша сверхзадача — найти в том, что тебе предлагают, что-то свое, свои смыслы и свой визуальный язык. И попытаться это воплотить.
Одна моя мудрая коллега посоветовала мне всегда перед началом работы четко определять свою мотивацию. Зачем вам эта работа? Например, вы хотите сделать спектакль с каким-то именитым режиссером. Вам сложно найти с ним общий язык, но вы понимаете, что пришли сюда только для того, чтобы положить этот проект в портфолио и пойти дальше. Если держать свою цель в голове, то и разочарований от профессии у вас, скорее всего, не будет».
Семистейдж «Война и мир. Наташа и Андрей», театр «Новая Опера». Сценограф — Сергей Рябов, 2024 год
Освоить базовые навыки и понять особенности работы сценографа вы сможете на курсе «Основы сценографии». На интенсиве вы попробуете себя в разработке декораций, познакомитесь с процессом создания произведения от идеи и эскиза до его финальной реализации.
А глубоко погрузиться в профессию поможет годовая программа «Сценография», в рамках которой вы сделаете постановку для театральной сцены или выставочного пространства. Под руководством кураторов — многократных лауреатов премии «Золотая маска» — вы на практике разберетесь в принципах работы с пространством, узнаете, как использовать мультимедиа-технологии, научитесь делать эскизы, костюмы и декорации для своих проектов.