Фото: freepik.com
Что такое UX/UI-дизайн
UX/UI-дизайн — комплексное направление в создании коммерческих цифровых объектов и объектов на стыке физической и диджитал-среды. В него входят все аспекты разработки интерфейса для оптимального взаимодействия пользователей с продуктом: от первых впечатлений до удобства при постоянном использовании.
UX/UI-дизайн включает:
- Проектирование пользовательского пути (User Journey Mapping). Задача дизайнера — сформировать сценарии взаимодействия потребителя с продуктом для понимания точек контакта и возможных проблем.
- Разработку информационной архитектуры. Специалист структурирует контент и функции цифрового объекта для удобной навигации.
- Прототипирование и тестирование. Дизайнеры создают и тестируют на людях интерактивные модели продукта, чтобы выявить и устранить проблемные места в юзабилити на ранних этапах.
Кто такой UX/UI-дизайнер
UX/UI-дизайнер — это специалист, который разрабатывает интерфейсы цифровых и околоцифровых продуктов.
Цель работы дизайнера интерфейсов — связать бизнес-цели компании-заказчика с потребностями пользователей, спроектировать в макетах решения, которые одновременно отвечают задачам продукта и соответствуют ожиданиям пользователей.
Ключевая обязанность UX/UI-дизайнера — создать привлекательный и удобный интерфейс и положительный пользовательский опыт, связанный с брендом.
Что делают UX/UI-дизайнеры

Политех: Университет детей — Научно-просветительский проект Политехнического музея. Авторы приложения: студенты программы «UX/UI-дизайн» Полина Мирошникова, Яна Коткова, Светлана Мельникова, Людмила Федорова, Ксения Рипка, Анастасия Афанасьева, Варвара Архипкина
Работа дизайнера интерфейсов охватывает весь процесс дизайна сайта — от анализа пользовательских сценариев до внедрения решений в конечный продукт. Разбираем подробнее.
Исследуют поведение пользователей
Собирают данные о поведении, потребностях и болях целевой аудитории с помощью глубинных интервью, дневников, опросов, анализа метрик и других методов.
Иногда результаты могут быть неожиданными. Например, вы узнаете, что пользователи не завершают заказ, потому что заходят на сайт со смартфонов, а кнопка «Оплатить» в приложении отображается некорректно.
Проектируют информационную архитектуру
Создают эффективную с точки зрения навигации и юзабилити структуру продукта.
Пример. Разработка приложения интернет-магазина. Чтобы сформировать удобное для пользователя пространство, дизайнеры разбивают товары на категории (одежда, обувь, аксессуары), создают фильтры для поиска (размер, цвет, цена, материал), строят понятную и простую навигацию, чтобы пользователи могли быстро переключаться между категориями и страницами.
Прорабатывают User Journey Mapping
Формируют пользовательские сценарии, чтобы упростить и облегчить путь взаимодействия с продуктом.
Пример. Пользователь хочет заказать пиццу через официальное приложение пиццерии. Дизайнер проходит путь от запроса до покупки с позиции покупателя и фиксирует проблемные моменты. В упрощенном виде это может выглядеть так:
- Находит мобильное приложение в App Store (испытывает радость).
- Регистрация требует слишком много действий (раздражается).
- Меню удобное, но корзина долго загружается (разочаровывается).
- Получает заказ вовремя (чувствует радость и удовлетворение).
Составляя подобную карту пути, которая состоит из множества пунктов и слоев, дизайнер понимает, где улучшить интерфейс, чтобы пользователь испытывал положительные эмоции на каждом этапе.
Создают и тестируют прототипы
Дизайнер занимается разработкой эскизов (wireframes), интерактивных прототипов и проводит юзабилити-тесты для проверки гипотез.
Пример:
- Прототипирование. Создаете схематичный вариант мобильного приложения для магазина с основными экранами — главная страница, каталог товаров, корзина — и соединяете страницы в прототип в Figma.
- Тестирование. Показываете прототип реальным пользователям и наблюдаете за тем, как они ищут товар или оформляют заказ. Замечаете, что пользователи не видят кнопку «Добавить в корзину», так как она слишком маленькая. Это — та проблема, которую нужно исправить.
Создают дизайн-системы
Разрабатывают и поддерживают визуальные и функциональные стандарты для компаний-заказчиков. Дизайн-система состоит из компонентов в Figma, компонентов в коде и фреймворка, который объясняет, как, в каких ситуациях и комбинациях следует использовать эти компоненты.
Пример. Представьте, что вы создаете сайт со множеством элементов: кнопок, шрифтов, цветов. Каждый раз придумывать заново, как должна выглядеть форма связи или заголовок, — долго, а итог может оказаться несогласованным. С дизайн-системой вы один раз задаете правила — и все схожие элементы интерфейса создаются по ним.
Многие компании используют дизайн-системы для своих продуктов: у Google это Material Design, у Apple — Human Interface Guidelines, у IBM — Carbon Design System. В России собственные дизайн-системы есть у Сбера, Альфа-Банка, VK.
Работают в коллаборации с командой разработки
UX/UI-дизайнеры общаются со всеми техническими исполнителями на проекте. Передают продакт-менеджеру и разработчикам макеты, проводят дизайн-ревью, собирают обратную связь на демо-версии, организуют авторский надзор за версткой и следят, чтобы готовый результат соответствовал изначальным требованиям и отрисованному дизайну.
Специфика работы
Специфика работы UX/UI-дизайнера — в фокусировке на пользовательском опыте и взаимодействии. В отличие от графического дизайнера, который ориентирован на визуальную эстетику, специалисту по UX/UI важно разбираться в функциональности, логике навигации сайтов и приложений и законах юзабилити.
Профессиональный UX/UI-дизайнер должен разбираться и в технической составляющей — проектировать интерфейсы цифрового продукта с учетом того, как их можно реализовать с помощью доступных программных решений, API, коробочных решений.
За рубежом существует узкое разделение специализаций в дизайне интерфейсов — UI-специалист больше работает с визуальной составляющей интерфейса, а UX — с общей логикой и удобством использования. В России это профессия два в одном, поэтому чаще всего вы можете видеть вакансии, которые называются «UX/UI-дизайнер» или «Продуктовый дизайнер».
Плюсы и минусы профессии UX/UI-дизайнера
Разбираемся, что может вдохновить на карьеру UX/UI-дизайнера и кому она подходит.
Плюсы
Свобода творчества и самовыражения (но с ограничениями)
Задача UX/UI-специалистов — создавать не только удобные, но и внешне привлекательные интерфейсы. Проектирование макетов и элементов открывает пространство для креативных решений. Но обычно клиентский бриф — в приоритете.
Разнообразие задач
Даже в рамках одного проекта UX/UI-дизайнер работает с разными задачами — от исследования поведения пользователей до создания визуальных решений, поэтому у вас не будет ощущения дня сурка. Это снижает риск выгорания.
Высокий спрос на рынке
Компании понимают, что от качественного интерфейса зависит успех продукта, поэтому готовы инвестировать в талантливых специалистов. При этом почти нет рисков, что вас заменят нейросети: в профессии UX/UI-дизайнера важен человеческий взгляд и опыт.
Удаленная работа
Еще один плюс профессии — гибкость в выборе формата работы: чаще всего вы не привязаны к локации заказчика.
Минусы
Высокий уровень ответственности
UX/UI-дизайнер несет ответственность за эффективность продукта для бизнеса. От него ждут концентрации и развитых профессиональных навыков, чтобы каждый проект был тщательно продуман и протестирован. Есть риск впасть в перфекционизм.
Балансирование между ролями дизайнера и аналитика
Работа UX/UI-дизайнера находится на стыке креативности и аналитики. Иногда сложно переключаться с творчества на задачи, связанные с цифрами, продуктовой логикой и аналитическими инструментами.
Работа с обратной связью и поиск компромиссов
Получение обратной связи — важная часть работы любого дизайнера. Однако не всегда фидбэк бывает конструктивным, и специалисту надо уметь справляться с негативными отзывами. Проще заниматься проектом, если вы умеете как отстаивать свою точку зрения, так и признавать ошибки и искать новые решения.
Ключевые навыки UX/UI-дизайнера

Приложение для горных походов Echo-ho. Авторы проекта: Владимир Демченко и Анна Васильева — студенты программы по подготовке senior UX/UI-специалистов Product design lead
Рассказываем, какие soft skills и hard skills требуют работодатели в части UX.
Soft skills
Эмпатия и внимание к пользователю — умение понимать потребности и проблемы пользователей, чтобы создавать рабочий продукт.
Коммуникация и работа в команде — навыки четко излагать идеи, выступать перед командой, защищать стратегии и концепции, уметь слышать альтернативные точки зрения от коллег и находить компромиссы.
Адаптивное мышление — умение гибко адаптироваться к изменениям в проекте, корректировать наработки в ответ на новые данные или ограничения и находить оптимальные решения.
Креативность — способность решать нетипичные задачи, предлагать новые идеи и нестандартные решения, которые улучшат пользовательский опыт.
Скрупулезность — для дизайнера важно уметь замечать все детали и точечно прорабатывать даже мелкие элементы интерфейса. Многие из них серьезно влияют на юзабилити и могут испортить впечатление от продукта.
Hard skills
Знание информационной архитектуры. Проектировать структуру контента и навигацию нужно так, чтобы пользователи могли быстро находить нужную информацию и доходить до цели. Элементы, меню, подписи, функция поиска должны быть заметными и понятными.
Проектирование пользовательских путей (User Flow). Навыки построения логичных и удобных пользовательских маршрутов для перехода от одного сценария взаимодействия с интерфейсом к другому.
Создание простых и интерактивных прототипов интерфейса. Дизайнер создает интерфейс продукта в три этапа. Сначала рисует wireframe — упрощенный эскиз интерфейса. Потом создает макет — подробную цветную схему продукта с необходимыми визуальными элементами: логотипами, картинками, заголовками. Финальный этап — интерактивный прототип. Это уже полноценная модель сайта или приложения, готовая к тестированию: меню, формы и кнопки в ней кликабельны.
Навыки маркетолога-аналитика. Дизайнер должен знать, как проводить опросы пользователей и тесты интерфейсов и правильно интерпретировать результаты исследований.
Юзабилити-тестирование. Интерактивный UX-прототип проверяют на привлекательность и удобство использования: дают пользователям потестить продукт, проводят опросы, анализируют тепловую карту движения по интерфейсу и внутренние переходы. После проверки становится понятно, как аудитория реагирует на цвета и размеры элементов, легко ли достигает целей и что стоит исправить в шаблоне.
Для работы с UI важны насмотренность, вкус, знание основ графического дизайна и умение работать с цветом, шрифтами, композицией и управлением вниманием пользователей.

Мобильное приложение для поиска специалистов «ТыНеОдна». Авторы проекта: студенты программы «UX/UI-дизайн» Янис Мацегора и Дана Миндзаева
Hard skills в части UI
Работа с профессиональным ПО. Знание профессионального ПО для создания макетов интерфейсов и внешнего вида элементов — Figma, Sketch, Adobe XD, Adobe Photoshop.
Понимание правил дизайна. Умение применять основные принципы дизайна, чтобы интерфейс был логичным, гармоничным и удобным.
Тестирование прототипов. Понимание, как протестировать интерфейс, умение видеть ошибки и оперативно менять стратегию.
Знание основ HTML/CSS. Понимание технических нюансов поможет верно преобразовать задумку дизайнера в код и лучше коммуницировать с веб-разработчиками.
Знание основ брендинга. Узнаваемость дизайна конкретного продукта или бренда — один из основных аспектов UI, влияющий на конкурентоспособность.
Признаки хорошо спроектированного интерфейса
Ясность. Элементы пользовательского интерфейса и пути следования понятны пользователям.
Лаконичность в графическом оформлении. Отсутствие перегруженности элементами помогает лучше ориентироваться на платформе.
Узнаваемость. Если заказчик не поставил задачу сделать интерфейс креативным, лучше использовать привычные для пользователей элементы, например галочки для подтверждения или крестик для отмены операции. Шаблонные знаки подойдут любому проекту: по ним легко догадаться о значении тех или иных иконок, кнопок и частей страницы.
Единообразие. Стилистические решения не должны дезориентировать пользователя, поэтому лучше выдерживать единую цветовую палитру и не использовать не подходящие друг другу шрифты, иконки и формы.

Приложение для XR-знакомства с историей Москвы. Авторы проекта: студенты программы «UX/UI-дизайн»
Как стать UX/UI-дизайнером
Ключ к успешной работе UX/UI-дизайнером — профессиональное образование.
Вузы или курсы
Освоить профессию дизайнера интерфейсов с нуля можно в вузе или на курсах дополнительного профессионального образования.
В Британке есть сразу три программы — на каждой из них вне зависимости от продолжительности студенты работают над настоящими кейсами и взаимодействуют с реальными заказчиками.
Попробовать на практике, что такое UX/UI-дизайн, сделать первый шаг в индустрию и погрузиться в цикл продуктовой разработки можно на трехнедельном «UX & UI: продуктовый дизайн — онлайн-интенсив». Программа курса построена на принципах дизайн-мышления — вы изучите весь цикл создания продукта: исследование, формирование идей, прототипирование, тестирование и презентация результатов заказчикам. Примерите несколько ролей: дизайнер, исследователь, продакт — чтобы понять, в каком направлении хотите развиваться. Для поступления необходимо подать заявку на сайте. По окончании вы получите сертификат о прохождении обучения по программе дополнительного образования.
Другая программа для начинающих — «UX/UI дизайн: погружение в профессию». Вы познакомитесь с карьерными возможностями в области UX/UI-дизайна. Студенты учатся создавать детализированные прототипы мобильных, голосовых и веб-интерфейсов, интерфейсов нейросетей, изучают основы типографики, верстки, работы с цветом и артефактами (user flow, CJM). В рамках программы вы научитесь проводить различные виды исследований (глубинные интервью, юзабилити-тесты), тестировать прототипы на пользователях и презентуете свой проект перед стейкхолдером.
Годовая программа «UX/UI-дизайн» позволяет профессионально освоить дизайн интерфейсов, собрать сильное портфолио и сразу начать работать. Студенты учатся генерировать идеи, исследовать поведение пользователей, разбираться в стратегиях UX/UI. Получают навыки в прототипировании и аналитике, работают с кейсами Сбера и Яндекса, осваивают базовые навыки VR/AR. Новичкам в дизайне курс не подойдет: нужно портфолио или одна специально подготовленная работа в Figma (макет одного приложения или веб-сайта) и пройти собеседование с куратором. При успешном окончании курса вы получите диплом о дополнительном профессиональном образовании установленного образца.
Востребованность профессии
За 2024 год количество вакансий в этой области выросло на 17%. На одну вакансию приходится от 1,4 до 2,8 резюме. UX/UI-дизайнеры востребованы в веб-студиях, диджитал-агентствах, рекламном бизнесе и IT-сфере. Компании стараются привлекать таланты, публикуя подробную информацию о том, сколько получают такие сотрудники, например, в корпоративных блогах.
Зарплата UX/UI-дизайнера
Зарплата UX/UI-дизайнера по открытым данным различается в зависимости от региона, однако старт везде одинаковый — 60–70 тысяч рублей. С опытом работы от 1 года до 3 лет средняя зарплата — 110 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге работодатели готовы платить дизайнерам интерфейсов уровня middle от 200 тысяч рублей. У senior-дизайнеров и лидов проекта суммы еще выше — от 300 тысяч рублей.
Пример вакансии, где требуется диплом Британки:

Источник tgstat.ru
Как найти работу
Стать UX/UI team lead без опыта не получится, но найти работу на позиции стажера или junior-специалиста в компании вполне возможно — вы будете расти до уровня senior, постепенно набирая опыт.
Однако это не единственный способ. Второй путь — фриланс. Подойдет, если вы готовы много работать, самостоятельно искать заказчиков, вкладывать время и средства в собственное профессиональное развитие.
Учащиеся Британки собирают портфолио во время учебы, благодаря чему студенты часто получают приглашения на работу в серьезные компании еще до выпуска.