Шаг первый: узнайте контекст
Прежде нишу керамической посуды в основном занимали иностранные бренды — Zara Home, H&M Home и IKEA. С уходом ключевых игроков ситуация на рынке изменилась. Эстафету приняли локальные марки, которые столкнулись с трудностями: спрос на качественные и недорогие изделия вырос, при этом доставлять сырье, необходимое для производства, проблематично.
На цепочки поставок повлияла пандемия коронавируса, а на фоне внешнеполитических событий заказывать глину и глазурь из-за рубежа стало еще сложнее. Остро ощущается нехватка мастерских: большие заводы не могут гарантировать стабильное качество, которое так необходимо брендам в условиях турбулентности. Бизнес нуждается в новых решениях: вот почему сейчас удачное время, чтобы открыть свое дело.
Работы кураторов программы «Керамика. Базовый курс»
Шаг второй: определитесь с целью
Если вы хотите зарабатывать на керамике и декоре, подумайте, какие изделия и для кого вы хотите производить. От этого будет зависеть и траектория продвижения на рынке. Я выделю три направления — отталкивайтесь от того, что ближе именно вам.
Первый вариант — монетизация творчества. Керамика прошла путь от бытовой утвари до арт-объекта. Сегодня изделия из глины считаются самостоятельным видом искусства, участвуют в биеннале, ярмарках и модных коллаборациях. Например, в 2020 году бренд Jacquemus представил капсульную коллекцию посуды совместно с греческой керамисткой Дафной Леон. Чтобы сотрудничать со звездами и получать гонорары, нужно регулярно заявлять о себе. Стоимость работ определяется количеством выставок и весом в художественной сфере — чек за дизайнерские вещи стартует от пяти тысяч и достигает пяти миллионов рублей. Ниша ограничена и связана с высокой конкуренцией, а успех во многом зависит от умения подать себя и наличия маркетингового мышления.
Другой способ заработка — крафт. Изделия ручной работы пользуются спросом в сфере В2В. Чаще всего заказчиками являются рестораны: для них значение имеет не только внешний вид изделия, но и его износостойкость. Еще важна кастомизация — возможность выбрать цвет или поставить логотип. Заведения берут предметы оптом, поэтому могут просить скидку. Под их обстоятельства тоже приходится подстраиваться: иногда заказ на тираж посуды появляется за месяц до открытия точки и работа ведется в быстром темпе. Производство требует сил и вложений, но доходы покрывают расходы, если грамотно рассчитать себестоимость изделий.
Работы кураторов программы «Керамика. Базовый курс»
Бизнес, ориентированный на массы, — третья ниша для заработка на керамике. Для запуска понадобятся серьезные инвестиции, зато рынок шире и можно быстро выйти в плюс. У розничной торговли есть недостатки: финансовые риски, содержание складов и дорогостоящего оборудования, работа на перспективу с постоянными корректировками. Чтобы проект развивался, следует заранее провести анализ аудитории, изучить предложения на рынке и составить портрет потенциального покупателя. Мне кажется, массовый потребитель заинтересован в эстетике, привлекательности вещи и простоте использования. Преграды не должны помешать человеку приобрести предмет, поэтому стоит дать доступ к продукции в онлайн- и офлайн-форматах.
Михаил Жаглин и Руслан Шерифзянов открыли свой проект по производству керамической посуды. Среди клиентов DVKB — Novikov Group, White Rabbit Family, Ginza Project.
Шаг третий: учитывайте конкуренцию
Новичку под силу конкурировать с производствами: для этого нужно делать то, что они не умеют. Слабые стороны предприятий могут стать вашими преимуществами.
Во-первых, они неповоротливые. Работа в больших цехах подчинена строгой системе: продукт изготавливается в одном дизайне, внести правки, ручную роспись или добавить кастомизацию нельзя. Кроме того, им сложно общаться с клиентами — маленькому бренду легче выстроить и поддерживать коммуникацию. Для соперничества с дешевой посудой можно пойти «от обратного». Установите цену на товар выше рынка — это и будет вашим конкурентным отличием. Не бойтесь пробовать разное: в экспериментах рождаются необычные идеи, которые могут стать вашей визитной карточкой.
На продажи и интерес влияет бренд-составляющая. Развивайте социальные сети, пробуйте коллаборации с другими марками и организуйте живые встречи с гостями, чтобы повысить доверие и запомниться аудитории. Чем больше люди знают о вашем бизнесе, тем охотнее совершают покупку.
Работы кураторов программы «Керамика. Базовый курс»
Шаг четвертый: посчитайте экономику
Ключевое звено цепи — оборудование. Планируя бюджет, отталкивайтесь от количества изделий, которые помещаются в печь и получаются на выходе. Если не сделать этого заранее, экономика не сложится. Другой значимый аспект — материалы. Вы должны понимать, где купить и как работать с красной и гончарной глиной, фарфором и другими массами, уметь отличать токсичные вещества от нетоксичных, соблюдать технику безопасности.
В случае найма лучше довериться профессионалам — их труд стоит дороже, но вы будете уверены в качественном результате, который не могут гарантировать люди без специальной подготовки. Не терять, а зарабатывать на каждом предмете особенно важно для начинающего предпринимателя.
Все необходимые знания для старта карьеры в керамике можно получить на программе «Керамика. Базовый курс». Обучение длится 5 месяцев и охватывает все этапы изготовления керамики: от разработки концепции до запуска в тираж. Студенты знакомятся с видами оборудования и способами обработки материалов, изучают историю дизайна, продуктовые ниши и тренды. Курс завершается дипломной работой: авторской серией посуды, готовой к запуску в производство.
Работы кураторов программы «Керамика. Базовый курс»
Работы кураторов программы «Керамика. Базовый курс»