В последние месяцы Интернет пестрит новостями о том, как нейросети перенесли героев одного фильма во вселенную другого или создали антропоморфные образы животных или городов. Дизайнеры относятся к новинке с опаской: кто-то говорит о шаблонизации творчества, кто-то опасается не выдержать конкуренции с искусственным интеллектом. Но правда в том, что с нейросетями пока мало кто умеет работать.
Нейросети — главный козырь дизайнера
Дизайнеры уже давно пользуются нейросетями, но искусственный интеллект уже настолько органично вписался в их рабочую рутину, что многие перестали отдавать себе в этом отчет. Так же как и профессиональный софт когда-то, нейросети призваны скорее помогать человеку, а не отбирать у него работу. Еще двадцать лет назад архитекторы делали все отмывки и чертежи вручную, сегодня об этом не идет и речи: настолько удобным оказалось использование AutoCAD и Rhinoceros 3D. Сегодня же с развитием нейросетей Midjounrey, ChatGPT, Stable Diffusion, DALL-E 2 архитекторы могут делегировать программе не просто создание чертежей, а разработку целых концептов.
«Важно держать руку на пульсе и постоянно развиваться. Без человека нейросети пока мало что из себя представляют. Они способны избавить дизайнера от рутинных задач, сэкономить время и увеличить скорость работы. Например, если раньше на прототипирование идей уходили недели работы, с помощью ИИ это время можно сократить до нескольких часов или даже минут», — Валерия Руднева, архитектор, выпускница интенсива.
Тем не менее использование нейросетей в творческой работе не означает, что искусство и дизайн становятся все более шаблонными и неинтересными. Скорее они начинают более точно отвечать запросам клиента. Искусственный интеллект отлично умеет анализировать потребности определенной целевой аудитории, может помочь грамотно представить проект и эффективно провести переговоры с заказчиком. А это — ключ к успеху любого современного специалиста.
«Мир меняется у нас глазах: прямо сейчас происходит революция в креативных индустриях. Чтобы оставаться востребованным специалистом, нужно быть в курсе последних тенденций в мире дизайна, связанных с нейронауками и искуственным интеллектом. Для создания проектов и реализации своих идей в новой реальности дизайнеру необходимо учиться использовать нейросети. Но не забывать о том, что человеческие отношения сейчас важны как никогда прежде», — Евгения Альшанская, нейропсихолог, куратор интенсива.
Дизайн мебели, созданный на интенсиве Британки с помощью нейросетей.
Без технической поддержки невозможно воплотить в реальность самые смелые идеи. На занятиях студенты Британки учились работать с нейросетями Midjourney и ChatGPT и использовать их функционал для прикладных целей: в дизайне, архитектуре, искусстве, разработке продукта и создании инновационных экосистем. Это дало возможность открыть для себя новые подходы к решению рутинных задач.
Во второй день интенсива куратор дала задание студентам разбиться на группы, выбрать свою нишу на рынке, создать и презентовать новый продукт. Нужно было глубоко погрузиться в особенности рынка, полностью продумать, какой предмет в будущей линейке будет делать основные продажи, а какой станет продуктом-активатором, то есть привлечет внимание к бренду, сможет попасть в СМИ и произвести «вау-эффект».
«Наша группа придумала бренд, который выпускает посуду. Прототипы и витрины магазина мы сгенерировали с помощью Midjourney, остальное объяснили словами», — Валерия Руднева, архитектор, выпускница интенсива.
Группа Валерии взяла за основу линейки чайный сервиз, простой по форме, но с необычным анималистичным принтом. Отсюда родилась идея создать несколько капсул, вдохновленных разными животными, которые можно было бы миксовать между собой. Активирующими продуктами стали чайники более необычных форм, не очень удобных в быту, но производящих нужный для продвижения эффект и подходящих для коллекционирования.
Чайный сервиз, созданный с помощью нейросети Midjourney.
«Дополнительно мы могли использовать Midjourney для иллюстрации собственных проектов в финале интенсива, — говорит Валерия. — Мой проект был посвящен взаимодействию сценографии и архитектуры, и то, что удалось создать за четверть часа с помощью нейросети, превзошло все ожидания»
Где еще может пригодиться нейропсихология
Нейропсихология — это универсальный набор знаний, который используется разработчиками искусственного интеллекта и который способен помочь любому человеку. Например, если вы знаете, как устроены гормоны и нейромедиаторы, вам будет значительно легче владеть собой. Перед дизайнером же знание нейропсихологии открывает качественно иные возможности. С ее помощью можно управлять впечатлением зрителя или заказчика, но для этого нужно понимать, как взаимосвязаны чувства и эмоции, что они из себя представляют и как именно мозг их обрабатывает. Так, «вау-эффект» определяют эмоции, а качественный и хороший дизайн — чувства.
Финальный проект Валерии Рудневой, созданный с помощью нейросети Midjourney.
Куратор интенсива «Нейроэстетика: мозг, дизайн, искусство» Евгения Альшанская считает, что для эффективной работы дизайнер должен пройти этап самопознания, то есть изучить собственные чувства и эмоции для самоподдержки и комфортного общения с клиентами даже в условиях стресса.
«Заказчики — это своего рода партнеры в реализации творческих идей. От того, как будет выстроена коммуникация, зависит успех вашего тандема. Психология общения важна как минимум для понимания, твой заказчик перед тобой или вам не по пути», — Валерия Руднева, архитектор, выпускница интенсива.
Уловив настроение и предпочтения заказчика, можно использовать более точные дизайнерские решения, которые с большей вероятностью понравятся клиенту. Изучая базовые принципы человеческого восприятия, читая научные труды известных ученых и исследуя свои сильные стороны и эмоции, участники интенсива учатся использовать принципы нейропсихологии в реальной работе: для эффективной коммуникации с заказчиками, повышения качества своих проектов и создания уникального дизайна.