Два разных пути — одна большая мечта
Как и многие студенты Британки, Максим Иванов и Денис Будилов не сразу поняли, что хотят заниматься творчеством. Максим провел три семестра в МГИМО, но классическое образование быстро наскучило, и он захотел заниматься художественными проектами. Денис отказался от профессии программиста и начал свой путь в фотографию со съемок репортажей для журналов и газет. В какой-то момент этого стало недостаточно: будущие фотографы хотели создавать нечто уникальное и доносить свои идеи через творчество. Тогда было принято решение получить профильное образование и поступить в Британку на программу BA (Hons) Photography (сейчас она называется Contemporary Art).
«Учиться было так же тяжело, как в МГИМО, но если там я чувствовал себя не в своей тарелке, то в Британке я не спал ночами, выполняя задания, но при этом сохранял мотивацию, потому что было интересно. Все наши проекты не шли в стол, а формировали наше портфолио. Я отправлял свои работы на международные конкурсы, где они занимали призовые места. Некоторые проекты развивал уже после учебы, один из них как раз и был представлен на нашей с Денисом выставке», — Максим Иванов, фотограф.
Окончив бакалавриат, Максим и Денис продолжили работать в фотолаборатории Британки и начали преподавать на нескольких программах. Параллельно развивались как фотографы, пытаясь найти авторский визуальный язык. Они хотели отказаться от традиционного понимания фотографии: не создавать очередные картины окружающего мира, а проявлять реальность, не видимую человеческому глазу.
Постепенно Денис Будилов пришел к технике «абсолютной фотографии»: он отсекал все лишнее, как скульптор, оставляя только самую суть, минимум технологического вмешательства и деталей. Фотограф отказался от камер и объективов и заставил материалы взаимодействовать со светом напрямую.
Снимки из серии Archive, представленные на выставке «Проявления стихии». Фотограф Денис Будилов.
«С точки зрения трудоемкости это занимает больше времени. С помощью цифровой техники я делал снимки за пятнадцать минут, но держа их в руках, не чувствовал их ценности. А когда ты делаешь то же самое, но два года в ручном режиме, то ощущаешь себя иначе, происходит более сложный диалог с работой. Максим смеялся, что я вожусь с фотографиями, как с детьми, но по-другому нельзя — ведь это мои создания», — Денис Будилов, фотограф.
С необычными инструментами экспериментировал и Максим Иванов. В рамках дипломного проекта «Победители» он сфотографировал детей, выигравших Всероссийскую олимпиаду по астрономии, и представил снимки на персональной выставке в павильоне «Космос» на ВДНХ. Затем работы выставлялись в галерее «Буксир» в Липецке и в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
Идея «Победителей» заключалась в исследовании жизненного пути одаренного человека. По задумке автора изначально талантливые люди — это некое облако самых разных увлечений и стремлений. При этом не каждый из этих людей становится успешным, словно в какой-то момент не может найти верную точку опоры. Проводя аналогию с формированием настоящих звезд из газа и пыли, Максим решил запечатлеть портреты юных астрономов с помощью телескопа, удаляющего изображение, и прикрепил к передней линзе пленочный фотоаппарат. В результате каждый человек превратился в крохотную точку, а, чтобы его можно было разглядеть на снимке, фотограф при проявке пленки использовал мощный микроскоп, повторно запечатлев изображения через специальную насадку.
Проект «Победители»: фотография, снятая с помощью телескопа, и она же, приближенная через микроскоп. Фотограф Максим Иванов.
«Я получил мини-галактики, которыми и были эти замечательные дети. Когда фотографировал их, я задавался вопросами о том, кто они и кем станут. Мне хотелось бы проследить их судьбу и спустя 30 лет, чтобы узнать, пошли они в науку после той знаменательной победы или нет. Любопытно посмотреть в их глаза — горят ли они, или в их взгляде появилось разочарование», — Максим Иванов, фотограф.
«Пленка причиняла моим героям боль»
Другой проект Максима Иванова — «Трофеи» — тоже стал частью выставки в галерее на Солянке и был посвящен созидательной функции огня: с его помощью автор создал коллекцию сосудов, свидетельства существования которых есть только на фотографиях. В первоначальном варианте Максим использовал светящиеся палочки, сгибал их, придавая им причудливую форму, а затем начинал вращать гончарный круг и снимал их на длинной выдержке. Но, по признанию художника, результат его не устраивал — в нем не было жизни. Тогда Максим изменил подход и вместо палочек взял обычные свечи.
«Они задавали правила: пока свеча горела, был открыт затвор фотоаппарата. Как итог, получилась история о преодолении большого пути, с изгибами-препятствиями, от начала жизни и до ее угасания. Несколько недель, пока шла выставка в Солянке, я занимался тем, что следил за судьбой пламени, записывая ее в своих работах, которые стали для меня трофеями», — Максим Иванов, фотограф.
Снимки из серии «Трофеи», созданные с помощью гончарного круга, свечи и длинной выдержки. Фотограф Максим Иванов.
Другое настроение было у фотографа при создании серии «Обиды». В ней Максим сосредоточился на человеческих переживаниях и поставил психологический эксперимент, в ходе которого участники помещали в рот кусок незасвеченной цветной пленки. Им предлагалось вспомнить свои прошлые обиды и соотнести их с физическим опытом вынашивания в себе фотографического слайда. Итогом работы стал триптих из самой пленки, отражавшей «степень обиды» разных людей, и портреты, сделанные до и после эксперимента.
«Пленка причиняла моим героям дискомфорт и боль, царапала кожу. Ходить с ней было тяжело, ведь она в прямом смысле отравляла жизнь — горчила из-за реакции со слюной. Кто-то уходил в себя, в темноту, пытаясь метафорически выплакаться, а кто-то старался терпеть до последнего. Тогда мы делали второй портрет — следы пережеванной обиды, слепки света, иногда принимавшие демонические очертания, — все это производило эффект как на меня, так и на самих героев», — Максим Иванов, фотограф.
Исследования света и тьмы
Если художественная практика Максима Иванова направлена скорее на исследование внутренних, связанных с человеческой жизнью стихий, то работы Дениса Будилова посвящены изучению стихий внешних: океанов, планет и времени. Одним из проектов, представленных на выставке, был Septem Maria — серия, вдохновленная фильмом Андрея Тарковского «Солярис». Автор стремился исследовать, как цвет влияет на черно-белую фотографию. Для этого Будилов залил пленку светом определенного спектра. На слайде появлялись волны «океана», которые с помощью компьютерной симуляции переводились в аудиодорожку.
Слева: проект Septem Maria, справа: проект Cadere. Фотограф Денис Будилов.
В проекте Cadere Денис сделал падающие созвездия символом несбывшихся мечтаний человека. При этом в реальности это были не звезды, а лучи света, которые фотограф запечатлел таким образом, чтобы возникла иллюзия трагедии. В серии Genesis он переосмыслил природу света, который «разрушает спасительную тьму». Денис поместил пленку в плотный конверт и начал наносить бумаге порезы, через которые на пленку проникал свет и создавал фотоизображение.
Самым масштабным произведением выставки стала серия Дениса Будилова Archive, работая над которой фотограф подвергал светочувствительную эмульсию прямой засветке солнцем в течение 499 секунд (за столько свет доходит от Солнца до Земли), тем самым создавая архив света.
Одна выставка объединила работы двух совершенно разных художников. Хотя и Денис, и Максим признаются, что их взгляды на фотографию довольно близки — во многом благодаря той базе, которую они получили на программе бакалавриата Contemporary Art. Будучи студентами, они смогли попробовать себя в разных направлениях творчества, нашли свой визуальный язык и поняли, чем хотят заниматься дальше. Такая возможность есть у всех студентов бакалавриата Британки. В первый год обучения (Foundation Year) они занимаются разными областями дизайна и искусства, и только после этого выбирают, на кого хотят учиться дальше.