Впервые мысль создать собственную одежду возникает внезапно. А что, если этому платью добавить объема? Кажется, в таком цвете рубашка смотрелась бы интереснее... Но между первой задумкой и финальной реализацией есть еще множество этапов, которые часто пугают новичков.
На деле все не так страшно. Дизайнер одежды — это креатор. Он создает идеи и помогает связать нечто абстрактное с нашей действительностью: задумку с реальным концептом. Чтобы сделать это, дизайнер должен уметь оформлять идею и передавать ее специалистам, которые будут воплощать задумку в материалах: технологам, лаборантам и портным.
Hard-skills: от скетчинга до виртуальных моделей
Едва идея появляется в воображении, ее нужно перенести на бумагу. Четко и точно зарисовать на плоскости форму, складки и объемы будущего изделия. Для этого дизайнерам одежды необходим навык скетчинга. Научиться этому не сложно и под силу любому человеку — рисовать как профессиональный художник здесь вовсе не обязательно.
Зафиксировав идею на бумаге, дизайнер может перейти к разработке технических эскизов или к созданию виртуальных прототипов. В этом ему помогает навык векторной иллюстрации. Как правило, дизайнеры одежды работают в графических редакторах Adobe — в Photoshop и Illustrator. Часто дизайнеру не обойтись и без навыка работы в Miro и Figma — виртуальных досках, к которой можно подключать разных специалистов и в режиме реального времени работать над коллекциями или конкретными моделями.
Скетчи коллекции Анны Зяблицевой — выпускницы программы «Дизайн одежды».
Чтобы эскизы были не просто красивыми картинками, а зрелыми идеями, которые можно воплотить в жизнь, дизайнеру необходимо владеть основами конструирования и моделирования. Разбираться в свойствах разных материалов и понимать, как складки влияют на объем, как создаются оборки и где не обойтись без вытачек.
Когда готов технический эскиз, пора переходить к созданию масштабного макета. Перед тем, как прийти к финальной форме изделия, дизайнеры создают множество подобных макетов из подручных материалов, тестируя свои идеи на манекенах с реальными пропорциями. Иногда сократить количество итераций помогает программа Clo 3D, создающая визуализации на основе технических эскизов. Интересно, что такой подход роднит дизайнеров с архитекторами, ведь все они используют одну и ту же технологию проектирования.
Вопреки распространенному мнению, творчество занимает лишь малую часть работы дизайнера. Очень много времени уходит на техническую работу: создание скетчей, векторных иллюстраций, 3D-моделей, первых прототипов и технической документации, которые помогают приземлить абстрактную идею на реальные лекала.
Специфические знания об индустрии и soft-skills
Все полезные дизайнеру одежды качества можно условно разделить на два больших блока: на базовые и дополнительные навыки.
Базовые навыки дизайнера одежды. К одной группе soft-skills относится все, что связано с выстраиванием бизнес-процессов в индустрии моды. Особенно важно это для будущих предпринимателей, которые хотят открыть собственный бренд одежды. Сюда относятся знания о fashion-law, ведение бухгалтерии, открытие ИП или ООО, документооборота, найма сотрудников и многое другое. Новички не учитывают этого, когда хотят превратить хобби в полноценное дело, и их амбиции превращаются в страхи.
Но и это лишь вопрос времени, опыта и насмотренности. Амбиции не стоит тушить, их нужно подкреплять новыми знаниями — например, работой в найме на разных позициях и в разных брендах, которая поможет детально разобраться во всех процессах fashion-производства.
Коллекции бренда MERÉ, основанного выпускницами программы «Дизайн одежды» Марией Рафиковой и Натальей Весновской.
Дополнительные навыки дизайнера одежды. В другой группе самым важным качеством является умение находиться в бесконечном потоке актуальной информации и ориентироваться в нем. Для дизайнера важна насмотренность и умение впитывать новое, анализировать работы коллег и на основе всего увиденного создавать что-то интересное.
Когнитивная гибкость помогает специалисту воспринимать множество потоков разом, но при этом оставаться самим собой и не терять внутреннего голоса. Пожалуй, это качество пригодится не только дизайнерам, но для них оно просто незаменимо.
Разработка и создание одежды предполагает постоянное общение со множеством разных людей. Без стрессоустойчивости и умения не терять фокус даже в сложных обстоятельствах делать это достаточно сложно. Надолго «вываливаться» из процесса работы из-за внутренних или внешних конфликтов просто нельзя себе позволить.
И последняя в списке, но не последняя по важности — эмпатия. Когда дизайнер работает с определенной аудиторией, он должен понимать ее с точки зрения социальных, ментальных и психических особенностей. Примерять на себя образ жизни другого человека, чтобы предвосхищать его потребности. И создавать одежду, которая сможет этим потребностям соответствовать.
Карьера дизайнера одежды: найм или свой бренд
Российских брендов одежды становится все больше, а вместе с этим растет и спрос на дизайнеров. Из-за ухода зарубежных брендов перенасыщения на рынке в ближайшие годы точно не предвидится, и это отличная возможность для начинающих специалистов. Дизайнер одежды может развиваться в двух направлениях: пойти в найм или открыть собственный бренд. Все зависит лишь от знаний, опыта и амбиций.
Для новичков лучшим выбором будет найм — масс-маркет, производство среднего звена или локальный бренд. Это отличный опыт, который позволит увидеть работу бренда изнутри, понять жизненный цикл продукта. И вместе с тем для самого себя определить вектор дальнейшего развития. Начать свою карьеру с найма решили и некоторые выпускники Британки прошлого года: Дмитрий Часовских сейчас работает дизайнером в «Спортмастере», а Екатерина Акерблом — в 12 STOREEZ.
Выпускная коллекция студентки программы «Дизайн одежды» Татьяны Фомичевой.
В масс-маркете практически нет дизайна, но есть проверка на прочность и работа в режиме аврала. В небольших марках дизайнер работает с существующей концепцией — раскладывает ее на инструменты, идеи, более мелкие частицы, с помощью которых дальше создает коллекции.
Разная специфика позволяет прожить все циклы работы с продуктом и выбрать ту нишу, в которой хочется остаться. Хороший дизайнер — это тот специалист, который прошел несколько таких циклов и теперь может применить свои знания в разных областях. Может создать коллекцию и для I AM STUDIO, и для «Эконики», понять ДНК бренда, полностью исключить свои субъективные эстетические предпочтения из процесса и сделать качественный продукт.
В сфере fashion-предпринимательства кратно возрастает ответственность. Это не только работа с идеями, но и выстраивание бизнес-процессов, которые отнимают большую часть времени и сил. 80% времени будет уходить на работу с документами, сотрудниками, поставками и только 20% — на дизайн и творчество.
На старте такая задача может стать слишком амбициозной и сложной в реализации. Но если потратить 3-5 лет на работу в найме, изучить процессы индустрии изнутри, а вместе с тем — лучше понять самого себя, то открытие своего бренда уже не будет казаться такой сложной задачей.
Нина Самохина несколько лет назад окончила программу «Дизайн одежды» в Британке, а в 2016 году основала собственную марку одежды — Secret Garden. Secret Garden изначально был задуман как бренд, выпускающий пижамы и рубашки с флористическими принтами. Впоследствии интерес к формообразованию, вдохновение природой и ностальгические воспоминания легли в основу более разнообразных коллекций.
«Secret Garden — марка одежды и текстильных аксессуаров в стиле ироничной романтики. Я занимаюсь разработкой коллекций марки, бренд-менеджментом и курирую ателье. Все знания о дизайне, технологии и производстве одежды я получила в Британке», — Нина Самохина, выпускница программы «Дизайн одежды».
Коллекция бренда Secret Garden, основанного выпускницей Британки.
В индустрии дизайна одежды можно быть мультидисциплинарным специалистом, а можно выбрать узкую специализацию и стать профессионалом в конкретной сфере. Например, заниматься только графикой, делать эскизы или работать с тканью.
Почему в России нет и не будет высокой моды в ближайшие 5 лет
Как ни странно, сейчас для дизайнеров очень перспективное время. После ухода и немногочисленного возвращения зарубежных брендов российские потребители стали больше доверять локальным дизайнерам. Такие бренды, как Gloria Jeans, Sela, Lime стали агрессивно развиваться, получив большую долю рынка.
Но в этом просторе важно не потеряться и найти вектор, который будет востребован. Высокая мода сегодня и в ближайшие годы не будет интересна потребителю, так как в России нет исторической преемственности, нет домов моды, как в Европе. Концептуальные проекты современных дизайнеров не находят своего применения — это нужно учитывать в своем карьерном развитии.
Большая неохваченная доля рынка — инклюзивная одежда. Масс-маркет растет в геометрической прогрессии, но если на шаг отступить от стандартов красоты и фигуры, которые мы видим на обложках каталогов, то мы не найдем там ничего. Это огромный простор для дизайнеров.
Одежда, разработанная студентами Британки для людей с расстройством аутистического спектра и учитывающая их физические и ментальные особенности.
На программе Британки есть блок, посвященный работе с людьми с инвалидностью и особыми потребностями. Когда студенты доходят до него, у них происходит перелом, взгляд кардинально изменяется. От «я художник, я так вижу» человек приходит к осознанию чужих потребностей, контексту использования одежды, фокусу на функциональность с акцентом на физиологию и ментальные особенности. Дизайнер понимает, что такое одежда для людей, а что — просто красивая картинка в каталоге.
Чтобы освоить все навыки, необходимые дизайнеру одежды, понадобится минимум два года. На программе «Дизайн одежды» за это время вы сможете комплексно погрузиться в профессию: проведете более 650 часов на практике в fashion-мастерских, научитесь работать с текстилем, швейным оборудованием и специализированным ПО, попробуете себя в инклюзивном дизайне. А в конце обучения создадите собственную коллекцию одежды и будете полностью готовы к тому, чтобы запустить новый бренд.