Сегодня разработка нового сервиса — сложный и долгий процесс. Вчера идея казалась прорывной, а завтра может стать невостребованной. Поэтому тестирование гипотез нового проекта проводится регулярно и быстро с помощью этого подхода.
Как именно минимально жизнеспособный продукт помогает бизнесу? Ответ кроется в самом термине. MVP — это «облегченная» версия сервиса, которая при этом обладает его основными функциями для задач пользователя.
Преимущества метода:
- Запуск бизнеса с минимальными вложениями без дополнительной разработки и исследований;
- Можно опередить конкурентов и быстрее начать «захват рынка»;
- Можно быстрее получить прибыль и начать окупать вложения, защищая идею перед инвесторами;
- Метод помогает быстро получить обратную связь, чтобы сразу исправить все ошибки или переделать предложение с учетом первых впечатлений пользователей;
- Помогает подготовить почву для новых проектов.
Главная цель MVP для бизнеса — доказать жизнеспособность продукта и увидеть, насколько он представляет реальную ценность для потребителя. Такое тестирование помогает сэкономить большие бюджеты и избежать провала на рынке.
Идеальных и готовых рецептов минимально жизнеспособного продукта нет. Команда решает, каким именно он будет. Но есть несколько популярных типов, на которые можно ориентироваться при разработке.
Типы MVP
Консьерж
Большинство современных сервисов прошли тестирование основной идеи через ручной труд. То есть поначалу услугу оказывает сам персонал, и только после проверки результатов разрабатывается автоматическое решение. Одним из первых эту модель опробовал Чарльз Темплтон в 90-х годах. Он лично бронировал рестораны и билеты для людей перед разработкой полноценного проекта.
Другой известный пример — прокат дизайнерских платьев Rent The Runway: сотрудники сначала самостоятельно предлагали арендовать наряд к выпускному, получили хороший фидбэк от клиентов и сконцентрировались на запуске полноценной платформы.
Продукт с одним параметром
Такой MVP используют, если для решения задачи пользователя достаточно одной функции. Всем известный сервис Spotify начинал именно так: Даниэль Эк и Мартин Лорентсон предложили идею потоковой передачи видео и аудио, чтобы качественный контент был доступен всем. В период расцвета пиратства индустрия и слушатели по достоинству оценили идею: всего за полгода аудитория сервиса достигла одного миллиона человек. Сегодня Spotify — многомиллиардная компания, которая началась с одной мысли: «как можно слушать музыку по-новому».
Разрозненный MVP
Его используют, когда для проверки гипотез и в целом жизнеспособности проекта достаточно взять стороннее решение. Один из популярных примеров — создание сайта компании с помощью простого конструктора лендингов. В других случаях используют Excel и электронную почту для хранения данных и обработки заказов. Когда количество клиентов набирает критическую массу, которую невозможно обслуживать другими сервисами, компания разрабатывает свое решение.
Волшебник страны Оз, или mvp Флинтстоуна
Чтобы понять особенность этого типа, достаточно вспомнить автомобиль из мультфильма «Флинстоуны», где персонажи передвигают кузовы авто своими ногами. компания создает иллюзию полноценного продукта, но по факту использует упрощенное решение. Например, Ник Свинмерн, основатель интернет-магазина Zappos, чтобы проверить гипотезы, не стал сразу арендовать помещение и закупать продукцию. Он просто разместил фото товаров на сайте и только после того, как получал заявки пользователей, приобретал их в другом магазине.
Также минимальные версии продукта можно разделить на продуктовые и маркетинговые, а их — на качественные и количественные. С помощью продуктового MVP через фидбэк от клиента оценивается сам функционал. С помощью маркетинговых можно проанализировать спрос, учитывая выбранные преимущества и позиционирование.
Количественные MVP определяют спрос на продукт, их главная цель — доказать или опровергнуть предположение, что он нужен рынку в оцифрованном виде. Качественные — помогут найти инсайты для улучшения проекта с помощью обратной связи. Фидбэк должен быть понятным и конкретным, поэтому важно тщательно проработать сбор и оценку на каждом этапе тестирования.
Примеры MVP
Большинство популярных сегодня сервисов в начале выглядели совершенно по-другому. Многие компании при запуске используют MVP, лучшие примеры которых можно подсмотреть, например, в кремниевой долине. Чтобы бюджетно и безопасно запустить новый продукт, компании там разрабатывают его базовую версию, которая позволяет оценить рынок, найти реальных клиентов и доказать рентабельность инвесторам.
Рассмотрим, что такое MVP на примере первого прототипа Yahoo! — одной страницы со ссылками на ряд полезных сайтов. В эпоху зарождения интернета этого было вполне достаточно, чтобы оценить спрос на сервис и впоследствии разогнать трафик до невероятных когда-то масштабов, а доход — до пяти миллиардов долларов в год.
Другой пример этого подхода — компания Dropbox. Основатели не стали сразу выводить работающее решение на рынок, а просто создали видео, где была описана концепция минимально жизнеспособного продукта. Получив заветные лайки и реакции, они приступили к реализации проекта.
Но работает MVP не только онлайн, преимущество метода оценили многие офлайн-компании. Ричард Брэнсон, владелец Virgin Air, начинал бизнес с одного самолета и маршрута вовсе не из-за отсутствия у компании денег. Он планомерно проверял свои гипотезы, постепенно увеличивая парк по мере развития бизнеса.
Как правильно создать минимальный продукт
Как правило, запуском MVP занимается целая команда: продуктовый менеджер или владелец, аналитики, маркетологи. Все должны прийти к единому мнению о том, как должна выглядеть первая версия продукта.
Этапы запуска:
- Определение проблемы, которую решит минимальная версия продукта. Необходимо выбрать главную функцию, которая удовлетворит клиента. Этому поможет Lean Canvas — упрощенная бизнес-модель, где отражены основные потребители, проблемы и предлагаемое решение. Инструмент помогает посмотреть на идею компании с разных сторон и ответить на главный вопрос этого этапа. Держите в голове важный критерий мвп: одна теория и одна боль, которую продукт должен решать на данном этапе.
- Исследование емкости, динамики и конкурентного окружения рынка. Большинство компаний сейчас создаются на высококонкурентном рынке. Многие стартапы отличаются друг от друга лишь одной функцией или моделью монетизации. Конкуренты могут быть и непрямыми. На этом этапе необходимо собрать как можно больше информации о рынке и его окружении, чтобы выделить ключевую гипотезу для проверки концепции.
- Исследование целевых аудиторий, составление описания портрета клиента. После анализа рынка нужно сформулировать основные вопросы к пользователям: «как они решают текущую задачу», «что нравится, а что мешает?» и другие. Это поможет услышать важные инсайты от реальных людей и узнать минимальный набор функций, нужных аудитории.
- Составление карты пути клиента. Детальное исследование аудитории дает представление, как именно клиент решает свою задачу, какой путь для этого он проходит. Минимально жизнеспособный продукт тоже может быть частью custdev — развития клиента с помощью быстрого запуска и получения обратной связи, поэтому важно корректировать CJM после старта проекта.
- Определение необходимых функций для MVP и методы оценки успешности. Любому этапу разработки предшествует скрининг идей и гипотез. Расставляйте приоритеты всей командой: через обсуждение и споры можно прийти к единому пониманию, каким должен быть проект на начальной стадии. Далее остается выбрать способ реализации решения, метод управления им (Scrum, канбан, Lean и так далее), критерии успеха и провала.
- Многоэтапное тестирование решения, даже если оно кажется идеальным. Альфа-тестирование проводится на сотрудниках в течение нескольких дней, после этого запускает бета-тестирование на ограниченном количестве людей в течение одной-двух недель, дальше отзывы клиентов анализируются.
Основные критерии рабочего MVP и топ ошибок
Качественный MVP должен быть простым, но ценным для потребителя. Иначе минимальным продуктом никто не захочет пользоваться. Пока проект не показывает реальные продажи, его нельзя считать жизнеспособным.
В minimum viable product обязательно должен быть настроен сбор обратной связи, иначе все труды уйдут в пустоту. Конечно, какие-то данные и информацию о спросе вы получите, но без общения с клиентом понять ситуацию глубже не выйдет.
В основе минимальных жизнеспособных продуктов — философия бережливого стартапа, работа над продуктом на этой стадии проходит постоянный цикл разработки — анализа — обучения. После запуска нельзя оставлять все «как есть», необходимо работать над проектом и совершенствовать его регулярно, пока он полностью не будет соответствовать рынку. MVP не про сиюминутную прибыль, он должен показывать перспективу использования продукта не в моменте, а на протяжении долгого периода.
Не стоит сосредотачиваться на одной функции при разработке нового проекта, их может быть и пять, и пятнадцать, главное — удовлетворять реальным потребностям пользователя. При этом важно сохранять баланс спроса, жизнеспособности и осуществимости. Многие совершают ошибку, выводя на рынок «идеальный», но мало кому нужный немасштабируемый стартап.
Недостатки MVP
Помимо преимуществ у подхода есть и недостатки. МVP подразумевает облегченный проект, и подход настолько его упрощает, что создатели забывают об удобстве использования. Без хорошего UX не взлетит ни один проект, даже если его минимальным функционалом можно восхищаться.
Еще один риск — испортить репутацию компании. Иногда крупные игроки выпускают такой MVP, за который становится стыдно всему бренду. Поэтому создателям стартапа важно делать его с умом.
Недостаток кроется и в самом понимании термина: некоторые компании настолько сосредоточены на своей идее и минимальных затратах, что выводят минимальный концепт, не заостряя внимание на сборе обратной связи. А именно она может вовремя сообщить, что надо повернуть в другую сторону. Компании, ослепленные идеей, теряют главный смысл запуска минимально жизнеспособного продукта.
Чем MVP отличается от PoC и MVaP
Из-за недостатков MVP появился другой подход — Minimum Valuable Product — минимально ценный продукт. Он отличается тем, что команда концентрируется не на создании прототипов ради прототипов, а на разработке действительно нужного для потребителя сервиса. Для этого они проводят исследования, делают юзабилити-тест, создают пользовательские кейсы под разные сегменты и сценарии. Клиенты оценивают несколько прототипов, после чего собирается обратная связь, какая из идей им принесла ценность. MVaP обойдется дороже, зато результат получится более качественным и с меньшими репутационными рисками.
Существует еще одно понятие в методологии бережливого стартапа, такое как PoC или Proof of Concept, где перевод означает «доказательство правильности концепции». Чем отличается MVP от PoC? В основном тем, что «доказательство» проверяет то или иное предположение в теории, тогда как минимально жизнеспособный продукт доказывает это непосредственно на практике. PoC может касаться конкурентоспособности, гипотез, того, в какой срок или бюджет необходимо уложиться или какое техническое решение лучше реализовать.
При оценке используют:
- маркетинговые исследования и опросы;
- технический анализ;
- фидбэк потенциальных пользователей на анонс проекта.
Создание минимально жизнеспособной версии помогает быстро запустить, проверить идею и собрать обратную связь. Не забывайте отслеживать реакции потребителей и менять траекторию, если эксперимент показал такую необходимость.