Создание дизайна: творчество или жёсткие правила
Когда съемочная группа создаёт фильм, на площадке могут возникнуть неочевидные проблемы. Например, фокус у камеры может быть настроен неверно, и актёры на картинке получаются размытыми. Микрофоны могут записать шумы, а свет падать не под тем углом. Поэтому так много деталей нужно учесть, чтобы в итоге получить качественный фильм, в котором всё идеально.
В дизайне похожая ситуация. Существуют жёсткие правила расположения элементов, а их нарушение влечёт за собой появление новых правил. И так по цепочке появляется целая энциклопедия под названием «графический язык» или «дизайн-система».
И, к сожалению всех специалистов, эта энциклопедия постоянно пополняется и всегда будет пополняться.
Люди пользуются приложениями, делают это по-своему, задают свои паттерны, которые нужно учитывать. К примеру, в мобильном приложении просто нельзя сделать кликабельную область меньше, чем 32×32 пикселя, иначе палец по ней не попадёт.
Источник вдохновения и критерий оценки дизайна — всегда человек
За горой правил и чётких инструкций всегда скрывается одна цель, которую стремятся достичь дизайнеры. Это незаметность дизайна. Если коротко ответить на вопрос: «Что такое хороший UX/UI дизайн?», ответом будет: «Незаметный».
Если пользователь, сам того не понимая, зашёл в приложение и совершил покупку, сформировал чек, понял погоду на неделю или отметил свои привычки, то дизайн сделал своё дело. Юзера не должны отвлекать броские цвета, «левые» уведомления, лишние экраны и мелкий шрифт. Его путь должен быть максимально коротким от запроса до его достижения.
Но всё было бы слишком просто, если бы пользователь не был человеком. Со своими привычками, нестандартными действиями и иногда необъяснимыми паттернами поведения.
Можно создать приложение по всем правилам, но будут ли им пользоваться, если не учтены особенности человеческого поведения? Конечно, нет.
Людям нравится тыкать, свайпать, листать то, что для этого не предназначено. И задача дизайнера предугадать эти действия и сделать даже их функциональными. Иногда дизайнер может оставлять пасхалки, чтобы вызвать улыбку и сделать пользователя более лояльным к приложению.
Долгое тестирование или выпуск сырого продукта — что сделает приложение лучше
Для обывателя логично предположить, что кропотливая подготовка, несколько итераций с фокус-группами и отладка всех кнопок в приложении до идеала сулит больший успех на выходе приложения. Однако на деле всё обстоит иначе.
Когда создаётся новый продукт, комплексные исследования вроде A/B-тестирований и айтрекинга вряд ли будут полезны. На старте важно хорошо знать своего пользователя. Изучить ключевые сегменты аудитории, составить портреты юзеров. В этом поможет цикл хорошо проработанных интервью.
Разговор с экспертами, которые лучше знают нишу приложения, с основателями компании, для которой оно создаётся, с простыми юзерами, — всё это поможет понять реальные паттерны использования. К таким интервью стоит хорошо подготовиться: прописать чек-лист вопросов, составить задания и зафиксировать честную обратную связь.
Важно, чтобы в этом процессе эксперту-дизайнеру доверяли. Потому что вы можете ждать от пользователя одного сценария, но он пойдёт использовать приложение совершенно иначе, а почему — честно не скажет. Это может завести в тупик на более поздних сроках работы.
После этапа интервью и первой сборки лучше выпустить продукт и снова собирать обратную связь от пользователей. Дать приложению жить и функционировать, чтобы увидеть, как с ним взаимодействуют пользователи. Это более эффективно, чем годами собирать данные и готовиться к продакшену.
В дорогих продуктах, которые связаны с крупными компаниями и рисками — материальными и репутационными — другая история. Там подстелить соломку просто необходимо.
«Я хочу делать приложения! С чего начать?»
Многих специалистов из смежных сфер вдохновляет UX/UI дизайн с его бездонными возможностями, фишками и инструментами. Даже обычные люди иногда задаются вопросом, почему некоторые приложения вызывают раздражение, а какие-то самые обычные «эппы» переходят в разряд любимых.
Если вы хотите попробовать себя в UX/UI, ключ к успеху — насмотренность и хотя бы базовое умение анализировать. Опыт использования и наблюдения за качественными продуктами, гармоничным дизайном — ваш источник вдохновения и самый строгий судья. Если вы начнёте подмечать не только красоту, но и удобство конкретных утилит, а вместе с тем и причину их удобства, то вскоре у вас может развиться отличный вкус в сфере UX/UI дизайна.
На курсе «UX/UI дизайн» в Британке студенты каждый день, даже выходной, начинают с созерцания хорошего дизайна. Они разбирают приложения по кнопочкам, прикидывают — что и как можно улучшить. Находят то, чего не понимают, и пытаются повторить, чтобы наконец понять, как это устроено.
Копирование помогает создавать качественные решения, наработать базовые навыки. Если попадается хитрый градиент, интересное размытие неочевидный скевоморфизм или даже необрутализм — пробуйте повторить. Сами или под крылом эксперта на обучении.
Ищите вдохновение, смотрите больше на качественный дизайн и подвергайте всё здоровой критике!