Кто такой продакт?
Итак, начнем с базы. Продакт-менеджер (он же продакт) — универсал: он должен охватывать разные области знаний, не становясь экспертом в какой-то из них (потому что это, прямо скажем, невозможно). Главная экспертиза этого специалиста — собственно продуктовый менеджмент. Продакт умеет управлять исследованиями, аналитикой, IT-сферой, физическими аспектами продукта, дизайном, дистрибуцией, маркетингом. Всё это множество знаний и навыков необходимо эффективно согласовывать и вести продукт к коммерческому успеху.
Продуктовый менеджмент не поддается жестким алгоритмам и формулам вроде «делай это, затем то». Такой метод обучения мог бы все упростить, но в реальности универсального рецепта пока что нет. Обучение продуктовому менеджменту — это сложный и высоконагруженный процесс, который нельзя начать с абсолютного нуля. Аудитория, способная успешно заниматься продуктовым менеджментом и обучаться ему, небольшая. Мы ориентируемся именно на эту аудиторию, находим к ней особый подход и готовим именно таких универсалов, которые смогут комплексно вести продукт, а не просто заполнять Excel-таблички и вести переговоры (хотя это тоже очень и очень важно!).
Откуда взялась мастерская
Мой взгляд на образование в продуктовом менеджменте формировался постепенно. Несколько лет я работал в образовательной сфере. Был деканом факультета продуктовой аналитики в крупной edtech-компании. Затем перешёл в IT-корпорацию, где мы вместе с командой разработали образовательную и методологическую концепцию. Она была нацелена на обучение специалистов, которые создают продукты (преимущественно цифровые) внутри корпораций. Больше года мы занимались исследованиями, нашли множество ценных инсайтов.
Позже Британка попросила меня создать программу по теме Product-Market-Fit, который помог бы предпринимателям сделать свои идеи коммерчески успешными. В начале мы планировали провести небольшой тестовый формат, но в процессе подготовки стало ясно, что трехдневного курса явно будет недостаточно. В итоге мы уместили всю программу в четыре недели, разработав совершенно новый подход к обучению.
Программа превратилась в акселератор, где студентам выдают задачи на входе и образ результата на выходе. В интенсив входят сессии с преподавателем, ориентированные на решение бизнес-задач. Мы даем студентам огромную (правда, огромную!) базу профессионального контента.
Продуктовую мастерскую успешно прошли уже четыре потока студентов. Сейчас мы расширяем и углубляем программу, чтобы охватить еще больше материалов и инструментов и помочь нашим студентам достичь качественных результатов.
Head of Product. Small talk с Денисом Катковым
Продуктовая мастерская: 5.0
Наивно было бы надеяться, что мы придумаем идеальную программу один раз и будем неизменно проигрывать ее раз за разом, как кино. Нет, при запуске каждого нового потока мы учитываем обратную связь от студентов и изменения на рынке, а рынок сегодня очень динамичен и непредсказуем. Иногда даже приходится переписывать некоторые модули полностью.
В предыдущих потоках мы сосредотачивались исключительно на продукте: его проектировании, взаимодействии с аудиторией, анализе рынка и запуске MVP. А на том, как этот продукт потом продавать, уже не фиксировались. Но скоро мы поняли, что эта модель программы не совсем справедлива.
Простой пример: вы создаете продукт и стоить он будет, условно, 200 рублей. Понятно, что продукт за 200 рублей обязательно купят. Однако в реальности все сложнее: стоимость привлечения клиентов может в 10 раз превышать стоимость самого продукта. И тогда получается, что продукт будет стоить уже 200+2000 рублей, то есть 2200. А тут уже, согласитесь, совсем другие конкуренты, другая ниша, и привлекать клиентов сложнее.
Эти реалии рынка подтолкнули нас к созданию модуля, где мы будем работать не только с тем, как создавать нужный продукт. Мы будем учиться успешно его продавать, опираясь на состояние рынка. В том числе рекламного.
Часто люди думают, что создание продукта — это исключительно творческий процесс, связанный с дизайном и креативом. Однако на практике 80% успеха зависит от аналитики, организации и управления, тех самых «душных Excel-таблиц». Так, мы добавили модуль «Руководство людьми и работа в команде», потому что поняли, что на старте у предпринимателей есть существенные ограничения в ресурсах: стартап не может постоянно генерировать прибыль.
Нам важно научить людей формировать гибкие и масштабируемые команды, которые будут эффективно работать на разных этапах проекта, а также влиять на стабильность и прогнозируемость бизнеса. Это ключевой момент для успешного старта и развития проектов.
Баланс, адаптивность, поддержка
В новом потоке мы добавили следующие модули:
— Общий трек по исследованиям. Учим качественному анализу рынка и трендов, которые меняются очень быстро. Это важно для понимания, с кем, как и почему вы будете работать, и на какие рынки вы можете выйти.
— Коучинг и продуктовый трекинг. У каждого студента или команды есть свой трекер — профессиональный и опытный наставник, который отслеживает ключевые бизнес-показатели и следит за ходом разработки продукта на всех стадиях. В течение трех месяцев на встречах с трекером студенты выявляют проблемы, разрабатывают план действий, а трекер следит за его выполнением.
— Защита продукта у лидеров индустрии. На предыдущих запусках мы заметили, что образ результата может меняться несколько раз после постановки задач. Мы добавили модуль, который помогает ребятам уверенно защитить свой продукт и избежать неприятных сюрпризов перед итоговой презентацией.
Освоить и отработать инструменты, необходимые для успешного запуска продукта, разобраться в алгоритмах создания ценностного предложения и научиться обходить подводные камни и избегать ошибки на пути, вы сможете на программе «Продуктовая мастерская».