Юлия Еремеичева:
«Я никогда не думала, что стану керамистом. Меня привлекал предметный дизайн, а точнее — дизайн предметов для домашнего цветоводства. Я пробовала разные материалы: дерево, 3D-печать из пластика, даже ручное валяние из шерсти. Но спустя год экспериментов оказалось, что для этой сферы керамика — очень логичный материал, так я пошла учиться на керамиста. Впервые взяла в руки глину в Британке. А сразу после обучения в ассортименте Penny Royal появились первые керамические предметы. Penny Royal — это мой интернет-магазин декора и горшков, которые превращают уход за домашними растениями в эстетичное и восстанавливающее занятие.
Юлия Еремеичева и модульная фитосистема с подсветкой «Умный сад»; горшки на ножках GreenWalks; горшки-горы GreenLands; набор керамических камней со мхом GreenDrops. Фото: pennyroyal.ru, соцсети художницы
Обучение в Британке помогло мне в суперкороткий срок не просто освоить основные техники, а найти свой узнаваемый стиль. До сих пор благодарна школе за этот мощный старт в керамике. Практики было реально много: за 3,5 месяца я сделала около 20 работ. Удалось поэкспериментировать с абсолютно разными техниками и уже во время учебы найти путь в технологии, по которому я иду до сих пор. Очень полезным инструментом дизайнера, с которым я познакомилась на программе и который продолжаю использовать в работе, оказался скетчбук. А моя любимая цитата из Британки: «Мы же договорились, что можно — все».
Меня изначально привлекала японская эстетика: искусство бонсай, ваби-саби, красота несовершенства. Еще когда я работала с пластиком, для меня важно было придать предметам фактуру, шероховатость, сделать их тактильно интересными. Когда я познакомилась с керамикой, поняла, что вот он — материал мечты. Создавать фактуры в керамике просто, интересно и есть примерно миллион способов, которыми это можно сделать.
Вдохновение я нахожу в природе — высматриваю в ней цвета и фактуры, а в искусстве ищу идеи форм. Стараюсь смотреть шире, оригинальные идеи приходят отовсюду. Мне интересны смешанные техники, которые объединяют ручное ремесло, 3D-печать, компьютерное моделирование и генерацию форм с помощью нейросетей. Я экспериментирую сама и слежу за другими современными художниками-керамистами.
Сейчас вместе с брендом светильников WOODLED работаю над новым проектом — созданием модульной системы с фитоподсветкой для выращивания комнатных цветов и домашнего огорода. Мне интересно двигаться в сторону соединения керамики с другими технологиями. Я думаю, что именно на стыке разных сфер лежит самое интересное".
Валерия Витвицкая:
«Я с детства увлекаюсь творчеством. Рисовала карандашом в Школе Акварели Сергея Андрияки, занималась фотографией, закончила курс по графике в Школе Родченко. Во время обучения в колледже Сент-Мартинс я начала интересоваться современным искусством. Но именно программа в Британке помогла мне обрести свой медиум. Лепка меня по-настоящему волнует. Я продолжаю открывать новые для себя свойства и качества глины, меня завораживает ее пластичность — то, как ведет себя материал.
Валерия Витвицкая и ее скульптуры серии Self-shells; объекты из серии «Черная зона»; скульптуры из серии Holy Mushrooms; серия «Руки художницы». Фото: соцсети художницы
Я познакомилась с азами керамического мастерства и научилась визуализировать в материале концепции и темы, которые меня трогают. На программе было довольно интенсивное погружение, эксперименты, живые обсуждения и обратная связь как от преподавателей, так и от сокурсников. А также — возможность попробовать разные техники, материалы и подготовить свою первую выставку с итоговым проектом.
Керамика для меня — сакральный материал. Из глины делали ритуальные сосуды, а согласно некоторым мифам, и сам человек создан из нее. Лепка из глины как своеобразное чудотворство: была земля, стала посудой или объектом искусства.
Как раз об этом моя выпускная работа программы «Современная керамика» — серия Holy Mushrooms.
Вдохновение ищу, конечно же, в музеях и галереях. Важно понимать то, что уже существует в мировом искусстве. Однако отправной точкой для моего творчества является желание высказаться на определенную тему. Например, сейчас меня интересует опыт женского бытия, то, как он менялся на протяжении веков, и что он значит сегодня.
Меня интересуют междисциплинарные практики, когда керамика вступает в диалог с другими медиумами. Хотелось бы поэкспериментировать со стеклом, силиконом, тканями и металлом. Расширить свою художественную практику, отправиться в арт-резиденцию за рубежом, например. Всегда нахожусь в поиске интересных выставочных проектов и сотрудничества с галереями".
Елена Тормышева:
«Впервые я попробовала свои силы в керамике в Британке. До курса я не занималась искусством, только коллекционированием. Работаю в IT-компании и пытаюсь совмещать офис и творчество.
Елена Тормышева и ее скульптура «Квант силы»; кокон «Вылезай» из серии «Голометаморфозы»; скульптура «Слои»; скульптура Vassily. Фото: соцсети художницы
Британка помогла понять, что я могу. Внутри меня было много ограничений: я не умею, это не для меня, у меня нет таланта. В Британке все эти ограничения испарились. Сумасшедший вайб свободы и творчества, какого больше нет нигде . В работах можно было делать все, что придет в голову. Потрясающие менторы: Юлия Резникова, у которой я училась, всегда направляла и помогала. Оснащение и мастерские дали возможность попробовать себя в разных техниках: ручной лепке, гипсовых формах, литье.
Я создаю объекты с помощью ручной лепки, этот способ раскрывает максимальную свободу формы и при этом позволяет управлять процессом создания. В то же время керамика живет своей жизнью в процессе сушки, многократных обжигов и покрытий глазурями, она часто непрогнозируемо меняется, выдавая неожиданный результат. Каждый раз я открываю печь, как подарок: никогда не знаешь, что получилось внутри и получилось ли.
Мои проекты отражают рефлексию на меняющиеся условия внешней среды, на события, происходящие вокруг. Как нащупать опору, как вернуть стабильность, как жить в новых сложных условиях, как просто жить, — вот вопросы, ответы на которые я стараюсь найти в своем творчестве. Сочетание природного и человеческого привлекает меня как вызов и эксперимент. В своих работах я часто пытаюсь добиться неуправляемого влияния внешней среды, например, наращивая на глину ржавчину, или выращивая на ней кристаллы.
Из техник в керамике я еще не пробовала дровяные обжиги — когда на улице строится огромная печь и топится всю ночь. В ней можно обжечь очень большие объекты. Это был бы интересный опыт. Также я работаю сейчас с другими медиумами, например, с текстилем, металлом и пластиком. В планах есть несколько масштабных проектов. Очень хотелось бы сделать большой ленд-арт объект«.
Татьяна Карпова:
«Я с детства создавала объекты из бумаги, лепила из пластилина, сама собирала глину и пробовала лепить из нее. В художественной школе у меня был предмет „Скульптура“, поэтому керамика присутствовала в моей жизни всегда. Но она не была главной. Я занималась живописью, рисунком, потом графическим и UX/UI-дизайном, но мне не хватало работы руками, создания объемных вещей. Поэтому я пошла на программу по современной керамике в Британку. Но я не думала, что керамика так сильно меня захватит.
Татьяна Карпова со своей скульптурой; объект из серии „Следы жизни“; скульптура „Папанча“; скульптура „Кромешная тяжесть“. Фото: соцсети художницы
Во время обучения в Британке я увидела глину с неожиданной стороны: не как инструмент для создания интерьерных вещей, а как материал, с помощью которого можно выражать свои чувства, фантазии и с которым можно экспериментировать. Совершенно новый для меня подход в поиске идей для своих работ я узнала на лекциях куратора Юлии Резниковой, она заряжала на творчество. Ценным оказалось и то, что преподаватели и лаборанты мастерской делились своим практическим опытом работы с материалами.
Кажется, я до сих пор ищу свой авторский стиль. Думаю, это путь, длиною в жизнь. Я продолжаю расширять свои знания и развиваться в этом направлении. В керамике очень много техник, и хочется попробовать все!
В этом году я сделала большой важный проект, который очень хочу показать. Летом у меня будет собственная выставка в Петербурге. Также буду участвовать в российских и мировых опен-коллах».
Юлия Биктимирова:
«Мой путь керамиста извилистый, и начался он еще в 5 классе. Моя мама работала тогда на керамическом заводе, входящим в Ассоциацию «Народные художественные промыслы России». Параллельно со школой искусств я занималась в мастерской главного художника завода, где начала осваивать технологические процессы по производству керамики. Но шесть лет спустя я бросила творчество: меня приводила в ужас мысль о том, что мне придется создавать чашки, миски и вазы всю жизнь. Дальше — перерыв, поиски себя в других медиумах и возвращение блудной дочери в керамосемью. Утилитарное производство по-прежнему мне было совершенно неинтересно, и тут в моей жизни появилась Британка.
Юлия Биктимирова и ее проект «Версия реальности — не реальна»; скульптура № 3 из серии «Apporte»; скульптура № 2 из серии «Flash»; скульптура из серии «Reminiscence». Фото: соцсети художницы
Программа «Современная керамика» в Британке перевернула мою жизнь, сделала меня тем художником, которым я сейчас являюсь. Во-первых, куратор Юлия Резникова — «любовь моя любовная». Она, наверное, даже не представляет, как повлияла на мое становление как художника, и я безмерно ей благодарна. Ее занятия были мощными и поворотными, она вывела меня из зоны комфорта, и обратно я уже не хочу.
Во-вторых, мои однокурсники-единомышленники. С некоторыми мы создали группу «Анонимных керамистов» и поддерживаем друг друга по сей день. В-третьих, конечно, сама программа и атмосфера Британки. Мы бежали в мастерскую раньше, чем ее открывали. Этой атмосферы мне очень не хватает. После окончания программы я подписала контракт с галереей современного искусства «Артишок», участвовала в более чем 10 выставках, на Art Russia и в одной из самых престижных биеннале в мире керамики Jingdezhen International Ceramic Art Biennale в мировой столице фарфора, провинции Цзянси в Китае.
У меня нет авторского стиля, для меня это ограничение, а я экспериментатор и не могу связать себя с одним стилем. Но я нашла выход — создаю серии работ в едином стилистическом ключе, который интересен мне здесь и сейчас. Как только я заканчиваю серию, начинаю новые эксперименты с материалом, техникой, декорированием. «Арт-адреналин» мне необходим.
Вдохновение я нахожу в личных историях, думаю, мне есть, что рассказать зрителю.
У меня страсть к монументальным работам, поэтому следующая техника в керамике, которую я хочу освоить — Jarre a la corde. Ближайшие творческие планы: мой проект вошел в шорт-лист конкурса «Зеленый квадрат» и через пару дней я отправляюсь в академию творческих индустрий «Меганом», где буду проходить обучение и творить. А так у меня глобальные и очень амбициозные намерения, но о результатах поговорим через пару лет».
Для всех, кто хочет, как наши героини попробовать себя в новом виде искусства, улучшить навыки работы с глиной или получить мощный старт в карьере керамиста, открылся набор на программу «Современная керамика».
Обложка: архив Британки