Чтобы вырасти, иногда нужно сократить штат
Страшно сказать, но в этом году уже 20 лет, как мы работаем вместе. Начинали еще студентами в «Строгановке», где и познакомились. Я училась на дизайнера интерьера, Антон — на промышленного дизайнера, в итоге у нас сложился довольно разносторонний тандем: один мыслит более объемно и целостно, второй — более структурированно и детально, что помогает дополнять и подменять друг друга в работе.
За 20 лет мы прошли все стадии работы бюро. Сперва мы стремились сделать имя, потом набирали как можно больше работы. Одно время мы назывались «Дизайн в кубе» и работали буквально со всем, что предлагали — от интерьеров до графического дизайна. Это позволило нам расти, постепенно сменяя офисы на более крупные, все в более престижных локациях. В какой-то момент мы выросли до относительно крупной компании на 20 сотрудников. И хотелось большего.
Мы придумали красивую бизнес-идею: на сайте Fruktov Interiors было три направления, в которых мы предлагали интерьеры — классика, модерн и фьюжн. И она довольно неплохо сработала с точки зрения маркетинга и потока заказов. Но в пандемию, которая всем нам помогла как-то замедлиться, мы поняли, что основной нашей работой стало управление компанией, продвижение ее как бренда. Мы постоянно решали бизнес-задачи, правили и додумывали решения работающих у нас дизайнеров... и почти не успевали придумывать что-то действительно свое.
Так начался наш путь на сокращение студии, в которой сегодня работает 8 человек. При этом мы можем масштабировать нашу работу под любой проект благодаря кругу специалистов, с которыми мы тесно сотрудничаем. Это позволило сохранить высокий уровень эффективности и при этом вновь обрести интерес к работе. Мы сфокусировались на том, что у нас получается лучше всего.
Совет первый: поймите, что для вас действительно важно
Главная ошибка начинающих — браться за все, что предлагают. Мы ее проходили, это был долгий этап и сегодня мы можем с уверенностью сказать: прислушайтесь к себе (это может занять время), что вам действительно близко. Какой стиль? Общественные интерьеры или частные? Неспешная архитектура или какие-то быстрые форматы (например, кафе)? Вам нравится общаться с заказчиками? А ездить на объекты?
Если позволяют обстоятельства — не беритесь за все: «не своя» работа отнимает намного больше сил и намного менее эффективна. Важно услышать и познать себя. Если вы не человек-оркестр, который может придумывать, чертить, комплектовать, легко и непринужденно общаться с заказчиком, ездить по магазинам и стройкам, не забывая при этом заниматься каким-никаким пиаром, это не страшно. Работу можно разделить и ваш пусть станет прямее. И тут мы подходим к ко второму пункту.
Совет второй: научитесь делегировать
Есть бесконечно талантливые архитекторы, которым мешает «раскрутиться» проблема с коммуникацией или с бизнес-процессами. В этом случае — их главная задача: собрать команду. Вы удивитесь, но то, что кажется вам сложным и скучным — для других приятная и интересная задача. Например, мы всегда не очень любили настолько частые поездки на стройку и общение со службой сервиса поставщика. Сегодня в нашей команде есть специалист по авторскому надзору, который искренне любит стройки. Это не мы его отправляем, он сам стремится. И вот в этом главный секрет: если ты собрал команду заинтересованных людей, ими не надо управлять, мы просто делаем общее дело и помогаем друг другу, иногда надо просто немного скорректировать рамки. Тут самое сложное, честно признать свои сильные и слабые стороны.
Найти «своих» людей — тоже работа и долгая, но результат того стоит. Илон Маск не сам придумал и запустил Starship в космос, но он создал команду, замотивировал ее и на свет появился уникальный продукт.
Мы даже между собой негласно разделяем задачи. У меня больше насмотренности и выросшей из нее напрямую творческой интуиции, очень помогающей в создании идей. У Антона — структурированности, позволяющей доводить абсолютно все начатое до конца. Поэтому я больше набрасываю идеи и концепции, слежу за трендами в мире, а Антон соотносит дизайн с реалиями, управляет бизнес-процессами.
Совет третий: автоматизируйте процессы
Какой бы творческой ни считалась профессия дизайнера интерьеров — львиную долу задач можно автоматизировать, структурировать и, убрав бардак из процессов, заметно все сократить и упростить. Особенность нашего бюро в том, что с самого начала мы активно стали пользоваться CRM-системами, программами, которыми и сейчас не все пользуются, внедряя все новинки, как только они появлялись на рынке. Возможно, в этом заслуга нашего образования, в котором творчество всегда было тесно связано с технологией. Мы всегда себя ощущали не просто «художниками», но людьми, готовыми решать и технические задачи.
Сегодня процесс настроен, все делается через программы, зумы, удаленно и по большому счету мы можем управлять процессом из любой точки мира. Мы продолжаем отслеживать новинки и начали пользоваться ИИ. Это позволяет нам всегда работать в нормальном штатном ритме. И здесь мы переходим к еще одному совету.
Совет четвертый: не забывайте об отдыхе
Уставший человек обычно менее продуктивен и эффективен в работе. Мы считаем, что главное достижение — умение найти баланс между работой и жизнью. Этот баланс включает в себя умение успешно сочетать бизнес и творчество, умение представить себя с лучшей стороны, способность спокойно делегировать задачи, а также умение творить. Мы абсолютно уверены, что этому можно научиться.
Фото: fruktov interiors