Что такое устойчивый маркетинг
Устойчивый маркетинг — это стратегия, направленная на достижение экономических целей компании, сохранение природных ресурсов и удовлетворение потребностей людей. Его основная идея — создавать ценность бизнеса, потребителей и окружающей среды. Также он ориентирован на долгосрочность, чтобы бизнес развивался и оставался конкурентоспособным.
Глобальная цель такого маркетинга — сформировать такое потребительское поведение, которое в долгосрочной перспективе позволит сократить негативное влияние бизнеса на экосистемы и сделать жизнь людей лучше.
Устойчивый маркетинг в России и мире
Впервые об экологическом продвижении своих товаров заговорили в Америке в конце прошлого века. С тех пор многие бренды начали учитывать экологическую повестку в своих бизнес-стратегиях. Например, производитель одежды Patagonia, пионер и флагман устойчивого развития, делает акцент на долговечности своего продукта. Также компания побуждает клиентов сдавать одежду на переработку и тщательно следит за цепочкой поставок, чтобы соблюсти принципы справедливой торговли и не нанести вреда окружающей среде.
Компании в России тоже следуют примеру западных коллег. В М.Видео можно бесплатно заказать вывоз старой электроники на переработку. А компания Билайн уже несколько лет сотрудничает с поисковым отрядом Лиза Алерт. Оператор организовал бесплатную горячую линию и СМС-информирование для помощи в поиске потерявшихся людей. Не отстают и небольшие нишевые бренды. Например, проект Vatnique старается уйти от перепроизводства и воспитать у клиентов ответственное отношение к потреблению. Команда предупреждает, что заказанную вещь придется подождать, чтобы понять, точно ли она нужна и будет ли человек ее носить. Магазин SHU сделал гарантию на вещи бессрочной — теперь покупатель сможет заменить фурнитуру и исправить другие нюансы, возникающие при носке. Так менять одежду на новую можно будет реже.
Сейчас можно сказать, что тенденция устойчивого развития в России не потеряла актуальность из-за ухода с рынка крупных международных игроков, которые активно продвигали эту тему. Согласно исследованию консалтинговой компании Б1, 84% компаний сохраняют или даже увеличивают бюджеты проектов, направленных на достижение устойчивого развития. В опросе участвовало 60 крупных компаний разных направлений: горнодобывающего и металлургического, финансового, IT и ретейла.
Конечно рынок в России все еще неоднороден: если в крупных городах большие компании уже внедряют устойчивый маркетинг в свою стратегию, то в регионах эта тенденция пока не так популярна. Но и там она постепенно набирает обороты — среди инициатив можно выделить проект маркетплейса KazanExpress, который совместно с Приволжским регистром доноров костного мозга запустил донорскую акцию. Люди, которые приходили в пункт выдачи, могли бесплатно получить набор для самостоятельного взятия биообразцов и стать донорами костного мозга.
Готов ли потребитель к экологическим инициативам компаний
Во всем мире все больше людей интересуется темой устойчивого развития и вводит экологические принципы в свою повседневную жизнь. Согласно исследованию Deloitte LLP, в 2023 году на 2-5% больше человек по сравнению с 2022 годом учитывали экологичность товара при покупке. Например, 62% вместо 60% человек интересуются, насколько продукт биоразлагаем, 34% вместо 27% отдают предпочтение товарам, которые были изготовлены без вреда для природы.
Российские потребители тоже обращают внимание на экологические проблемы. По данным совместного исследования коммуникационного агентства LikePR и Аналитического центра НАФИ в 2023 году, каждый четвертый житель нашей страны озабочен состоянием окружающей среды в месте своего проживания. Большинство опрошенных (71%) ждут от государства и компаний действий, направленных на изменение ситуации в лучшую сторону. 36% стараются осознанно покупать вещи: изучать информацию бренде или товаре, участвовать в экологических инициативах брендов.
В чем выгода для бизнеса
Устойчивый маркетинг помогает отстроиться от конкурентов и повысить лояльность пользователей. Акцент на сохранении окружающей среды поможет выделиться среди других компаний. И обрести доверие покупателей: люди с большей вероятностью приобретут продукты у социально ответственной компании.
А еще устойчивый маркетинг — это прибыльно. Когда компания грамотно внедряет в стратегию экологические принципы, она не только привлекает к своей продукции внимание клиентов. Устойчивые инициативы помогают сэкономить бюджет и сделать компанию более стабильной — за счет оптимизации ресурсов, внедрения энергосберегающих методов, сокращения отходов.
Как внедрить устойчивый маркетинг
При разработке проекта первым делом надо убедиться, что выбранная социально значимая проблема в широком спектре тем устойчивого развития непосредственно связана с деятельностью компании. Иначе проект будет неуместен, вызовет вопросы у клиентов и вряд ли будет успешен.
Также нужно помнить, что любая инициатива, связанная с экологией или социально значимыми темами, обращает на себя большее внимание потребителя. Ваши клиенты будут ожидать, что бренд выполнит все свои обещания и обязательства. Цена ошибки увеличивается. Например, если запустить рекламу одного товара в перерабатываемой упаковке и в то же время продавать другой в сложных многослойных контейнерах, можно вызвать негатив со стороны пользователей и испортить репутацию бренда.
Подробнее о том, как интегрировать устойчивое развитие в маркетинговые кампании с пользой для бизнеса Алина Лихачевская рассказывает на интенсиве «Устойчивый маркетинг бренда». Записывайтесь, чтобы понять, как генерировать эффективные идеи для зеленого маркетинга и усилить позицию бренда на рынке с помощью полезных для общества инициатив.