О современном комьюнити
Профессиональные комьюнити могут ориентироваться как на определенную отрасль (Российский союз предприятий и текстильной промышленности, Гильдия специалистов по рекламе), так и на общие профессиональные интересы (бизнес-клубы Club 500 и «Атланты»). Важное место занимают сообщества, возникающие в процессе обучения в вузах (различные сообщества Alumni, например, Alumni club Британки или Ассоциация выпускников МГИМО). Они устанавливают и поддерживают связи между университетами и лучшими арт-площадками, галереями, творческими и профессиональным сообществами.
«Профессиональное комьюнити сегодня — одна из главных опор прогрессивного предпринимательского фона для современной экономики и важный инструмент для защиты от неопределенности внешней среды. Так можно минимизировать влияние турбулентности как на карьерные траектории, так и на бизнес-стратегии», — Дарья Ядерная.
Задачи профессиональных комьюнити
Профессиональные комьюнити открывают доступ к информации «из первых уст» — о работодателях и партнерах, обновлениях базы знаний и актуальных деловых практиках, а ткаже дают возможности для кросс-коммуникаций. В основе программ MBA лежит именно кросс-коммуникативный подход: трехстороннее взаимодействие экспертов, слушателей и выпускников делает обучение максимально эффективным.
«Если главное слово XX века — „конкуренция“, то в XXI веке это „партнерство“. Возможность разрабатывать совместные продукты и ценностные предложения, капитализировать на синергии предоставляемых услуг и наращивать базу общих покупателей сегодня важнее ценовых войн. Профессиональные комьюнити эффективно решают эту задачу для бизнеса», — Дарья Ядерная.
О сложностях формирования комьюнити
Формирование комьюнити — непростой процесс, который сопровождается вызовами и препятствиями. Среди них:
• Создание транспарентной среды, которая, с одной стороны, защищает конфиденциальность бизнеса, с другой — обеспечивает комфорт участников сообщества.
• Вопросы финансирования управляющей команды. Необходимо решить, будет ли организационная работа так называемым «интеллектуальным волонтерством» или же за нее будут введены финансовые взносы.
• Введение системы «аккредитации» или проверки при вступлении (несмотря на формальную открытость сообщества). Устойчивость комьюнити обеспечивается постоянным притоком новых участников — но не любых, а только тех, кто приносит ценность.
• Организация открытой, но тщательно организованной базы знаний. Ценность такой базы выше, чем у хаотичного набора кейсов и практик отдельных компаний и специалистов.
Ключевые элементы успешного профессионального комьюнити
Качественное комьюнити строится на нескольких универсальных принципах:
• Добровольный порядок вступления. Добровольность подразумевает наличие не только прав, но и обязательств по отношению к комьюнити.
«Благодаря добровольности в комьюнити устанавливается баланс чистых бенефициаров и временных доноров. В будущем последние могут занять место первых», — Дарья Ядерная.
• Добровольное вступление не равно «свободное» и «простое». Чем сложнее попасть в комьюнити, тем больше участники ценят эту возможность и тем больше усилий прилагают для вступления. Особенно устойчивы комьюнити, в основе которых лежит профессиональная стандартизация и лицензирование, обучение в вузе, а также сообщества с членскими взносами. Знания, приобретаемые в таких сообществах, актуальны и высоко ценятся.
• Четкая структура управления. Для эффективного функционирования профессиональное комьюнити должно иметь постоянную организационную структуру.
«Интеллектуальное волонтерство — важная часть функционирования группы, однако наличие менторов, экспертов и команды с полномочиями администрирования, управления финансами и операционной деятельностью комьюнити — залог его долгосрочности и процветания. Комьюнити эффективны за счет четкой организации мероприятий, продуманности формата, модерации контента и структуризации достижений. Например, телеграм-каналы для профессионального сообщества — крайне полезные источники информации, однако без модераторов они превращаются в хаотичный набор непроверенных фактов, слухов, эмоций — и это обесценивает идею», — Дарья Ядерная.
• Правила выхода из комьюнити. Покинуть профессиональное сообщество можно как по собственному желанию, так и в принудительном порядке. Важно тщательно проработать критерии исключения из комьюнити, учитывая специфику сообщества и этику взаимодействия в современной информационной среде. Такой подход способствует конструктивному общению между участниками.
Полезные советы
Несколько рекомендаций тем, кто хочет стать частью профессионального комьюнити и повысить качество своего нетворкинга:
• Действуйте на опережение. Не дожидайтесь приглашения, предлагайте свою кандидатуру сами. Часто на деловых мероприятиях все места спикеров заняты, но позиции модераторов бывают свободны. Модерирование дискуссий — гарантированный способ получить «эфирное» время (даже больше, чем у каждого из спикеров), а качество вашей модерации убедит комьюнити в вашей компетенции.
• Изучите структуру комьюнити, в которое вы вступаете. Подумайте, в какой роли вы можете быть там полезны исходя из ваших знаний и навыков. Понятно, что нетворкинг — способ обзавестись новыми умениями, контактами и карьерными перспективами, но постарайтесь предложить что-то взамен — будь то навыки организации мероприятий, администрирования, выстраивания единой коммуникационной базы в чатах и рассылках или что-либо другое. Так ни вы, ни ваши коллеги не будете думать, что вы занимаете место «для галочки».
• Мыслите шире. Не стоит бросаться методически преследовать свои цели сразу же, как вступили в комьюнити. Вместо этого изучите все потенциальные возможности — как для карьерного, так и для личного развития. Часто узкий фокус внимания не позволяет увидеть большую картинку.
В качестве вдохновляющих примеров можно посмотреть на бизнес-клубы «Атланты» и Club 500: они помогают компаниям выходить на международные рынки, а также российские (Alumni club Британки, МШК и других школ Universal University) и зарубежные (Harvard Alumni) организации для студентов и выпускников.
Чтобы участие в профессиональном сообществе было успешным, нужно разработать индивидуальный алгоритм, учитывающий специфику и актуальные условия вашей отрасли. Не нужно слепо копировать чужой опыт, ведь никто не знает ваших целей и возможностей лучше вас.
Больше о грамотном администрировании в профессиональной среде — в совместной программе Британской высшей школы дизайна и МГИМО «Стратегический маркетинг и менеджмент (MBA)».