Почему дизайнеру важно участвовать в фестивалях
Поговорили об этом с Вадимом Буньковым — организатором и идейным вдохновителем Фестиваля нового дизайна «Среда». Он собрал самые популярные причины, почему люди не хотят участвовать в фестивалях дизайна, и ответил на них с контраргументами. Вот, что получилось:
Причина 1: Это все игры для тщеславия
Когда крупные клиенты ищут себе подрядчиков, они смотрят в первую очередь рейтинги. Один из них — Ассоциация Коммуникационных Агентств России, АКАР. Компании чаще всего отбирают подрядчиков из топ-10 в этом списке. А чтобы попасть в этот рейтинг, нужно участвовать в фестивалях. Участники за работы получают баллы, которые суммируются, и, когда набирается определенная сумма, специалист попадает в рейтинг. Так что в основном это делается для привлечения клиентов. Отвечая на утверждение: тщеславие — это довольно мощный буст для дизайнера, чтобы сделать крутую работу.
Причина 2: На фестивалях все куплено
Представьте жюри, например, на фестивале «Среда». Там сидит 20 человек, все специалисты высочайшего уровня с зарплатой сильно выше среднего. И у всех есть репутация. Сколько нужно дать жюри, чтобы они забыли о своей репутации и присудили работе «золото»? Таких денег у частных агентств просто нет. Для них это нерентабельно. Так что купить что либо затруднительно. Кроме, конечно, оплаты за участие.
Причина 3: Междусобойчик для избранных
Если вы откроете заявки на фестиваль и результаты, может возникнуть ощущение, что там одни и те же имена. Но это ощущение ложное. Потому что те, кто постоянно участвует в фестивалях и вкладывает немалое количество средств знают, что делают. Они поняли, что нужно сделать, чтобы выиграть. Спойлер — хорошую работу. И теперь эти дизайнеры постоянно участвуют в фестивалях, они видны на рынке и привлекают клиентов.
Кейс-победитель Евгении Журавлевой, выпускницы Британки, сейчас — руководителя направления визуального брендинга и коммуникационного дизайна в МТС
Причина 4: Фестивали — это игры для титанов, а я маленький
Очень часто дизайнеры говорят: «Ну куда мне на фестивали, там «Супрематика» и «Щука», а я фрилансер, как я могу с ними конкурировать?» Можете. Если вы сейчас зайдете в шорт-лист фестиваля «Среда», вы увидите там много новых имен. И не только в номинации «Концепции», куда часто подаются студенты, но и в других. Там спокойно могут конкурировать фрилансеры и агентства. Главное — отбросить сомнения и прислать работу на суд. Пока вы не попробуете, вы не узнаете, как оценят вашу работу. Поэтому очень важно не бояться.
Причина 5: Жюри награждает самих себя
Российский рынок — очень молодой и маленький, фестивальное движение зародилось не так давно. Если проходит, например, «Каннский лев», там легко можно запретить подачу работ от жюри. И найдется достаточное количество экспертов для оценки и работ, которые будут оценены. У нас не так — если мы запретим жюри подавать работы, мы не получим заявки. Чтобы решить эту проблему и нивелировать дисбаланс, организаторы в России вводят свои правила. Например, на фестивале «Среда» члены жюри не могут обсуждать и оценивать свои работы, они должны выйти во время разговора об их проектах.
Причина 6: Лотерея и дело случая
Этот аргумент сложно перебить, потому что участие в фестивале это действительно лотерея и дело случая. Но если ваша работа хороша, если вы приложили много усилий, чтобы ее продвинуть, на нее обратят внимание. Конечно, элемент случайности и везения присутствует. Но чем лучше вы подготовитесь к фестивалю, тем больше шансов на победу.
Причина 7: Напрасная трата денег
Многие студии и агентства закладывают на участие в фестивале годовой бюджет, измеряемый миллионами, а и иногда десятками миллионов. По сути это — рекламный бюджет, так как агентство продвигает свои услуги за счет фестивалей. По-другому рекламироваться сложно — ролики в телевизоре и статьи в журналах не подойдут. Так что через участие в фестивалях агентства вкладываются в репутацию в той среде, где они работают, и получают больше заказов.
Причина 8: Клиенту все равно, сколько у вас наград
Это не так — видя ваши награды, заказчики уже готовятся к большому гонорару за работу. Поэтому агентства и студии, у которых много побед, завешивают коридор, ведущий в переговорку, дипломами. Чтобы клиент проникся, сразу сел за стол и понял: здесь будет недешево.
Кейс-призер фестиваля Среда, креативный директор — Владимир Лифанов, основатель агентства «Супрематика», куратор курса «Современная айдентика» в Британке
Причина 9: Я все уже всем доказал
Можно ли в дизайне или в рекламе все доказать? Я думаю, нет. Мы работаем в такой сфере, где каждый месяц что-то происходит. А сейчас будет происходить еще чаще, потому что прогрессируют нейросети. Я много общаюсь и со старшим поколением дизайнеров, и с молодежью. Бывает такое, что дизайнер 60+ видит работу молодого дизайнера и говорит: «Ну нет, мне не нравится... вот мы в свое время рисовали логотипы на миллиметровке!» Слов нет, человек — профессионал, но актуален ли он сейчас? Наверное нет, потому что нужно быть открытым к новому, врубаться в конкурентную борьбу, узнавать тренды. Только так вы останетесь востребованными.
Как построить карьеру, начав с участия в фестивалях: от студентки до арт-директора в Азбуке Вкуса
Саша Логиневская закончила обучение в Британке на курсе «Визуальные коммуникации» у Леонида Славина. Ее первый «выход в свет» — работа на фестивале Среда в 2017 году. Она получила золото и ее тут же позвало в штат агентство Repina branding. В 2018 она участвовала в «Концепциях» со своей студенческой работой и вместе с командой Repina branding в основных номинациях, они забрали много наград. После этого ее позвали в Азбуку Вкуса. И за несколько лет там очень круто изменился дизайн. Они начали делать потрясающие фестивальные кейсы, уделять больше внимания визуалу. За пару лет Саша стала арт-директором в Азбуке Вкуса. Ее заметили именно после победы на фестивале, но и она сама, конечно, не сидела сложа руки. Она везде заявляла о золоте на фестивале Среда, участвовала в других фестивалях. Это хорошее начало для карьеры.
Фирменный стиль для фестиваля марокканской кухни, автор: Александра Логиневская
Куда податься: фестивали в России
Собрали несколько известных конкурсов и премий, в которых могут участвовать агентства и фрилансеры.
Фестиваль нового дизайна «Среда»
Масштабное событие, посвященное рекламе и дизайну. Цель фестиваля — мотивировать дизайнеров с помощью визуальных средств сделать окружающий мир удобнее, эстетичнее, интереснее. К участию в основных номинациях принимаются только реализованные работы. Они могут быть в процессе реализации, но должны иметь заказчика. Также есть номинация «Концепции», куда принимаются работы, которые могут быть личной инициативой, выдуманным кейсом.
Red Apple
Московский международный фестиваль рекламы, который проводится более 30 лет. На одной площадке собираются ведущие креативные специалисты известных международных и российских коммуникационных агентств, руководители отделов рекламы и маркетинга больших компаний. Событие отличается насыщенной программой: кроме конкурса там проходят профильные дискуссии и лекции, мастер-классы и стратегические сессии.
ADCR Awards
Престижная премия в области креатива, дизайна и рекламы, которой уже больше 20 лет. Совет жюри конкурса состоит из опытных экспертов российского креативного сообщества. Среди категорий — видеоролики, наружная реклама, интерактивные коммуникации, брендинг и дизайн-решения. Есть отдельные номинации для тех, кто учится, — Students и Young Creative. В этих категориях принимаются как реализованные проекты, так и концепты.
МИКС Россия
Конкурс интерактивной рекламы, который объединяет креативное, медийное, технологическое направления. Задача конкурса — выделить перспективные команды и агентства, определить тенденции российского рекламного рынка.
Signal
Электронный фестиваль, который ежегодно проходит на территории арт-парка в Николе-Ленивце. Объединяет современную музыку, архитектуру и искусство. Дизайнеры могут подавать заявки для участия в творческих лабораториях, которые создают аудиовизуальные инсталляции.
Мы в Британке поощряем участие студентов в фестивалях. И даже включаем создание фестивальных кейсов в программу обучения. Например, на программе «Арт-директор в брендинге» вы научитесь разрабатывать бренд-айдентику, которая привлечет внимание жюри на фестивалях и узнаете, как управлять креативной командой. А на программе «Современная айдентика» получите все нужные навыки для разработки крутых дизайн-концепций. Преподаватели — дизайнеры студии Супрематика, которая неоднократно завоевывала награды на фестивалях.
Фото обложки: гран-при премии Red Dot 2019, агентство «Супрематика»