Промышленный дизайн — это прикладная профессия. Она и творческая, и техническая одновременно. Промышленные дизайнеры занимаются разработкой новых предметов, помогая воплотить идеи в физическом мире, давая им форму. Работая над каждым новым предметом, промышленный дизайнер отвечает за то, чтобы изделие было удобным, привлекательным, безопасным, хорошо продавалось и нравилось всем людям, которые с ним взаимодействуют, начиная с заказчика и продавца, заканчивая покупателем и пользователем. В некоторых случаях дизайнер фактически становится изобретателем, сопровождая создание продукта по всем аспектам, а иногда и стартапером, погружаясь в предпринимательские аспекты продуктового бизнеса.
Иконы промышленного дизайна
• Упаковка Kikkoman
Возможно, вас это удивит, но баночка соевого соуса Kikkoman — икона дизайна. Ее разработал японец Кендзи Экуан еще в 1961 году. В ней продумана каждая деталь: во-первых, при ее создании учитывался культурный код. Продукт ассоциируется как с самим брендом, так и со страной производства. Помимо внешнего вида дизайнером была продумана и техническая сторона. На крышке соуса с двух сторон расположены одинаковые отверстия. Благодаря этому во время использования с одной стороны льется соус, а с другой выходит воздух, — это исключает разбрызгивание. Учтена и возможность повторного использования баночки, что важно для заведений общепита, которые закупают соус в больших тарах, а для сервировки используют более подходящие емкости.
• Техника Braun
Нельзя не вспомнить и Дитера Рамса — яркого представителя рационального немецкого дизайна. Благодаря ему стиль компании Braun стал узнаваемым во всем мире, а их продукты и критерии дизайна, разработанные Дитером Рамсом, стали источником вдохновения для Джони Айва и компании Apple при разработке дизайна своей продукции.
• iPhone 1
Именно Apple разработала первый смартфон, который управлялся пальцами, а не стилусом — iPhone 1. Он изменил индустрию мобильной телефонии навсегда. В тот момент времени на рынке преобладали кнопочные телефоны и только начали появляться смартфоны со стилусом. И вот Apple представляет продукт, где весь интерфейс заточен на управление пальцем. Новая разработка вызвала много споров. Были те, кто не верил в успех. Это привело к тому, что некоторые компании, производящие мобильные телефоны, не смогли вовремя перестроиться и просто ушли с рынка. При этом сенсорные девайсы уверенно вышли на рынок, где очень быстро стали лидерами продаж.
• Fiat 500
Fiat 500 в свое время изменил подход к личным транспортным средствам, став одним из первых бюджетных компактных автомобилей. Он был сделан для массового потребителя и показал, что автомобиль может быть не предметом роскоши, а атрибутом комфортной жизни.
Дизайн и конкурентоспособность
Промышленный дизайн — наиболее эффективный инструмент конкуренции, он помогает выделить продукт среди аналогов, обеспечить приятный и безопасный опыт использования, а также транслирует философию и уникальность бренда. Дизайнер может работать над одним продуктом, а может и над всей линейкой бренда. Если, увидев какой-то продукт в первый раз, вы и без логотипа можете понять, к какому бренду он принадлежит, значит, промышленные дизайнеры провели отличную работу. При этом цветовая гамма продуктов разрабатывается так, чтобы покупатель сразу считывал, какой продукт перед ним: премиальный, среднего класса или эконом.
Главные задачи промдизайнера:
– Сделать продукт узнаваемым без привязки к логотипу бренда.
– Сформировать у покупателя позитивный опыт от покупки, чтобы в будущем он снова сделал выбор в пользу бренда.
Продумать до мелочей
Промышленный дизайнер работает не над сферическим конем в вакууме. Дизайн — это не способ передачи концептуальной идеи или самовыражения. Продукт должен быть востребованным. Любой дизайн начинается с исследования, которое поможет:
• понять специфику рынка; • определить позиционирование заказчика; • выделить ключевые тенденции индустрии; • определить целевую аудиторию; • изучить и сравнить продукты конкурентов;определить целевые материалы и технологии производства.
Простой пример — обычная расческа. Определяем целевую аудиторию: женщина, мужчина или ребенок. В первом случае, скорее всего, продукт будет утонченным, элегантным. Во втором — более брутальным и сдержанным. В третьем — ярким и небольшого размера. Еще важно понять, где будет применяться расческа, в профессиональном салоне или на ходу. Если это профессиональный инструмент, то она будет выполнена из прочных материалов, а это неизбежно повлияет на форму. На бытовой расческе может быть петелька, кольцо для пальца или она вообще может стать складной.
Каждая деталь будущей жизни продукта влияет на его форму. У компаний нет желания выпускать случайные продукты и смотреть, «выживут ли они», и только потом вносить улучшения, — промышленные дизайнеры работают, чтобы этого не случилось.
Хорошо разработанный дизайн остается незамеченным. Продукты, разработанные хорошим промышленным дизайнером, интегрируются в жизнь плавно и бесшовно.
Бывает, что производитель хочет привлечь внимание самим внешним видом товара. Ему нужна сенсация. Тогда дизайн должен быть необычным и запоминающимся с первого взгляда.
Востребованная профессия
В последние годы в России особенно возрос спрос на промышленных дизайнеров. До недавнего времени в России были представлены практически все известные европейские бренды — потребитель привык к возможности выбора. Но многие производители ушли, и появилась серьезная потребность заполнить образовавшуюся нишу отечественными качественными товарами, которые не будут уступать тем, к которым уже привыкли покупатели. Как следствие, возникла острая нехватка промышленных дизайнеров — обилие вакансий на разных агрегаторах тому подтверждение. В будущем ситуация не изменится и спрос на специалистов будет только расти.
Больше узнать о промышленном дизайне и освоить его основы можно на интенсиве «Промышленный дизайн. Основы на практике», детально погрузиться в профессию и сменить карьерный трек — на годовой программе «Промышленный дизайн».
Фото обложки: проект MODI, Алтана Шанкиева, Елизавета Шульга