1+1 = ?, или что такое эффективная команда
Я для себя определила так: эффективная команда — это когда один плюс один равно не два, а больше. Команда должна давать синергетический эффект. Только тогда мы можем образовывать так называемую дополнительную стоимость. Получается, для создания сильной команды нужно сформировать некую систему, которая начинает преобразовывать ресурс профессионалов в нечто большее. Такая команда может сделать больше, чем отдельные люди, даже если они очень хорошие специалисты.
Что важнее: профессиональные компетенции или умение занять правильную роль в команде
Сейчас во многих компаниях есть позиции, их описание, набор компетенций. И после приема на работу человека пытаются запихать в рамки этих компетенций. С точки зрения системы и структуры это нормально, но с точки зрения человека — плохо. Лучше будет не нарабатывать компетенции, к которым нет интереса, а развивать то, что уже есть. А руководителю нужно эту комбинацию в команде сложить: например, кто-то хорошо продает, но плохо пишет отчеты, пусть за него их напишет другой. И это будет эффективно, но управлять таким коллективом тяжелее — это же не просто набор скилов.
Я считаю, что лидер команды должен видеть силу каждого подчиненного, и эту силу давать им развивать. В моей идеальной картине мира компании набирают людей не по жестким матрицам компетенций, а по персональным описаниям, которые могут складываться в единый пазл и давать хороший результат. И тогда удовольствия от работы будет больше, потому что люди будут делать то, что у них действительно получается.
Универсальный лайфхак для успешного управления
Первое, что должен сделать лидер в команде — воспитать чувство причастности каждого сотрудника к общему результату и общему делу. Это то, что сейчас называется модным словом «вовлеченность». Работа руководителя — удерживать эту вовлеченность. Часто руководители думают: «Главное — создать эффективную команду, и все, она уже будет работать хорошо». Но это ошибка, ее нельзя создать и потом ничего не делать.
Команда — это живой организм. Например, если один элемент команды болеет или у него случилось что-то в личной жизни, остальные это чувствуют. Точно так же, если у нас вдруг заболит печень, весь организм будет вовлечен в этот процесс и ощущение боли. Здесь то же самое — команда дышит, она двигается, каждый элемент и каждое изменение в элементе что-то значат.
Задача лидера не только создать рабочую команду, а все время следить за тем, чтобы этот рабочий организм жил, дышал, был обеспечен ресурсами и выдавал тот результат, который нужен. Умение управлять, направлять, оздоравливать и оживлять — это и есть большая работа руководителя.
Выйти из онлайна: реально ли построить эффективную команду на удаленке
Если команда изначально собиралась в онлайне, то да, возможно наладить хороший рабочий процесс. Например, если это какой-то проект. Также если в команде все сотрудники автономны и связи между ними выстроены хорошо, — она проживет долго. Но если коллектив сначала работал в офисе, а потом у него резко поменялась форма отношений, тут уже возникают сомнения. Потому что коммуникация в один момент усложнилась, появилось дополнительное напряжение. Настроение коллег, которое раньше сотрудники «считывали» затылком или спиной теперь так просто не узнаешь. Нужна перестройка всей формы коммуникации, которую большинство компаний не проводят. Сейчас мы на развилке: либо компании адаптируются к удаленке и научатся создавать новые формы взаимодействия, либо будут отказываться от работы онлайн и возвращать сотрудников в офис.
Самореализация vs зарплата: как мотивировать сотрудников с разными целями
В моей системе координат нужно держаться держаться в рамках правил и грейдинговых систем. А учитывать интересы сотрудников должен руководитель. Если кому-то интересны сложные задачи, он должен держать это в голове, чтобы по максимуму помочь сотруднику раскрыть потенциал. Или, например, другому специалисту будет важно, чтобы соблюдались условия по работе и по времени — для него важно поддерживать эту стабильность. В этом и есть искусство — нельзя набрать в бизнесе людей по одной «кальке» — например, как в подводную лодку, где матросы должны быть не выше определенного роста.
Самое интересное, что мотивация у человека может поменяться: вот он работал и карьеру строил, а потом у него родился ребенок, и он понимает, что хочет больше проводить с ним времени. У него меняется мотивация. Лидер команды должен постоянно это учитывать. Я за то, чтобы материальную часть держать в рамках, а нематериальной мотивацией менеджер должен управлять через собственную внутреннюю систему.
Где научиться грамотному управлению командой
Например, в Британке — у нас есть совместная с МГИМО программа MBA «Стратегический маркетинг и менеджмент» для предпринимателей и директоров по маркетингу. Она объединяет фундаментальное образование от МГИМО с практическими знаниями и креативным подходом Британки. Программа позволяет расширить и углубить знания по формированию и реализации эффективных стратегий, изучить новые методы и инструменты управления командой.