Куратор программы «Моушн-дизайн» Илья Кожин раскрыл секреты успешного продвижения дизайнеров, поделился эффективными стратегиями и назвал список перспективных площадок для публикации своих работ.
Как Behance завоевал дизайн-коммьюнити, и оправданно ли?
У современных дизайнеров много каналов дистрибуции контента. В первую очередь это, конечно, классические Behance и Instagram*. В прошлом считалось очень крутым грузить ролики на Vimeo, ибо там и интерфейс воспроизведения было проще настроить, и качество роликов можно было сделать высоким, плюс ко всему эта площадка в основном специализировалась на эстетичном контенте (короткометражки, анимационные ролики и т.д.) Впоследствии дизайнер по мере роста навыков и осваивания более узких специализаций открывал для себя другие площадки. Например, если вы просто художник — то DeviantArt; если моделлер или концептер — то ArtStation; если делаете всякие трендовые модные штуки — Dribbble, куда нужно еще и инвайт (приглашение) было получать.
В целом, если вы не знаете, куда лучше заливать работы, то я бы посоветовал для начала ограничиться Behance и Instagram*. Они универсальны, просты в использовании, и их знает больше людей. Но если есть силы, то можно придерживаться тактики — «Мой контент должен быть везде». Но поддержка всех соцсетей — это очень утомительно.
Природа популярности Behance может показать не очень понятной, ибо сейчас миллион других вариантов, где можно разместить портфолио, выстраивать нетворкинг и искать референсы для своих проектов. Однако, когда я был начинающим специалистом, то поддался влиянию старших коллег, которые в один голос заявляли: «Если у тебя нет шоурила на Vimeo и портфеля на Behance, то ты не моушн-дизайнер!»
Но, думаю, не совру, если скажу, что Behance — одна из первых площадок, которая позволила удобно оформлять длинные полотна, где можно расписать в деталях, как тот или иной проект был реализован. Там можно вставлять картинки, видео, HTML-код, виджеты с музыкой. Существует высказывание, что оформить проект на Behance красиво и круто сложнее, чем сделать сам проект. Частично шутка, но в каждой шутке лишь доля шутки!
Так что да, он был одним из первых с подобным функционалом, а уже в 2015 году там было огромное количество крутых проектов коллег, которым раздавали награды, за которыми гонялись и гоняются до сих пор многие дизайнеры. Получить там флажок — престиж!
Какие еще перспективные площадки для дизайнеров существуют?
Тем не менее не Behance единым. Есть еще площадки, на которых дизайнеры могут публиковать и продвигать свои работы, чтобы привлечь новых клиентов. Вот лишь некоторые из них:
• DProfile — наш Behance — очень перспективный проект, поэтому я бы советовал дизайнерам перенести портфолио туда, ибо там сейчас шанс получить охват и просмотры на работу — а также потенциальные заказы — очень велик, так как конкуренция не такая, как на Behance.
• ArtStation — вам туда, если вы делаете что-то для кино или игр, например, те же концепты, или моделите, или рисуете иллюстрации. Шанс найти единомышленников — гораздо выше. Для этих целей хорошая платформа. Yj надо отметить, что, хотя грузить туда рендеры моушн-дизайна никто не запрещает, на мой взгляд, это не очень рентабельно. Главное — не грузить туда арты, сделанные нейросетями, потому что местное комьюнити в одно время даже бойкот объявляло AI-арту.
Примеры работы с Dribble: такой стилизованный дизайн стали называть Dribbble-стайл. Источник: dribbble.com
• Dribbble — более закрытый клуб, куда после получения инвайта можно грузить свои шоты (шот — короткий кусочек работы, который показывает что-то конкретное, например, стиль анимации персонажа, то, как выглядит определенный экран приложения, если ты UI-дизайнер и т.д.). Кто-то писал, что это что-то вроде Twitter/X, но для дизайнеров. Зарегистрироваться там можно было бесплатно, но без приглашения ничего нельзя было постить. Сейчас эта система изменилась: нужно подавать заявку на дизайн-аккаунт, которую администрация обрабатывает в течение суток, а после выдает разрешение. В основном там тусуются UX/UI- и моушн-дизайнеры, а также аниматоры.
Остальные сервисы вроде DeviantArt, Illustrators и еще более узких площадок, которые больше чисто для художников, я бы не рассматривал как универсальные платформы.
Как создать классное портфолио, используя мем с «Пятерочкой»
Успех дизайнера зависит не столько от площадки, на которой он развивается, сколько от его портфолио, которое он там размещает. Дизайн — это решение задачи, какой-то проблемы. Соответственно, портфолио тоже может решать разные задачи.
Поэтому сперва необходимо задать вопрос, а что я хочу от портфолио? Если ответ — найти работу в определенной сфере (например UX/UI-дизайнер в IT), тогда и нужно принимать конкретные решения. Например, я бы посмотрел, какие работы делаются в компании вашего интереса, какие задачи описаны в вакансии, и загрузил бы в портфолио кейсы такого рода. Если вы художник с уникальным стилем и вы продаете именно этот стиль, то ваше портфолио — это витрина бутика, которая должна быть пронизана вашей айдентикой, и в каждой работе должно быть видно ваш почерк.
Источник: соцсети «Пятерочки»
На своих лекциях я часто говорю, что дизайнер, который умеет придумывать, предлагать и защищать свои идеи, стоит дороже. И неспроста, ведь научиться жать кнопки и работать по видеоурокам и референсам может каждый достаточно быстро. Особенно в эпоху нейросетей, когда техническое рисование способен делать даже компьютер. А вот придумать, зачем нужен тот или иной дизайн, что стоит за этим дизайном, какой смысл, посыл — это задача сложнее и не каждый с ней справится. Ведь это частичный заход на территорию маркетинга и продукта — все-таки дизайн сам в себе — это не то, что продается, а вот дизайн, решающий задачи маркетинга или продукта, — это востребовано. В таком случае дизайнер частично делает работу маркетолога или продакта, что добавляет ему ценности.
Например, просто смоделировать персонажа и засунуть его в коробку как игрушку и нажать на кнопку Render — это просто дизайн-визуализация. А если этой моделькой персонажа становится та самая Галя из «Пятерочки», а коробка напоминает игрушки из девяностых и нулевых, и там еще есть какие-нибудь смешные надписи на коробке, которые многие поймут и посмеются, то это уже мем для тех, кто знает, что такое «Пятерочка», ностальгическая отсылка к упаковке игрушек для детей 90-х. Целое креативное комбо, которое захочется отправить друзьям и коллегам, и по итогу работа становится более успешной, да еще и с художественной ценностью в виде креатива, который можно продать как арт. Посмотрите на работы того же Nidgus — автора Гали — без креативного смысла, это просто статичные 3D-рендеры с одного и того же угла, которые будут интересны лишь небольшому количеству людей.
Нетривиальные стратегии продвижения работ для дизайнеров
Для того, чтобы вы понимали, как работает качественное продвижение, приведу пару интересных стратегий:
Первый вариант — «разбодяживание». Я видел, как один дизайнер постил у себя в блоге в ВК референсы красивых роликов с моушн-дизайном. Со временем он набрал аудиторию, которая приходила туда как раз за референсами, и позже автор начал в подборку добавлять и свои работы. В результате репостинга и добавления подборок в сохраненки работы этого дизайнера распространились по сети.
Примеры 3D-проектов для Nike от пользователей Behance. Источник: behance.net
Второй вариант — «брендовый шильдик все делает лучше». Одно время Behance заполонило бесконечное множество классных работ 3D-проектов для Nike, которые выглядели неплохо, и многие видели, что это заказал Nike, значит, это модно и круто, и добавляли себе эти работы в мудборды. И каково было удивление, когда выяснилось, что эти работы Nike не заказывал. Просто люди хотели сделать для любимого бренда что-то классное, пробовали, старались, и получались действительно неплохие работы, но «магический свуш» в проекте делал работу еще ценнее для зрителя. В итоге это помогало в наборе цифр, что отражалось на продвижении работ. Условно, если вы сейчас увидите черный мусорный пакет, то вы подумаете, что это просто пакет, но если такой же пакет будет с логотипом Balenciaga, то вы задумаетесь, а не high-fashion манифест ли это.
Так что нужно пробовать, экспериментировать, искать собственный стиль как в дизайне, так и в маркетинге, ищите подходящую нишу, и клиенты сами потянутся к вам.
А получить необходимые знания и навыки в моушн-дизайне можно на этой программе в Британке.
*Признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ