Как в Британке найти единомышленников-профессионалов и запустить собственный бренд
Анастасия Слабиняк, участница творческого объединения mmd’s:
До поступления на курс мультимедиа в Британке я окончила бакалавриат по графическому дизайну. Пайплайн работы там очень схож, поэтому опыт создания айдентики, работы с визуальными метафорами довольно просто перенести в новую среду. Я решила сменить вектор развития, так как было ощущение, что мне не хватает инструментов, с помощью которых можно воздействовать на восприятие человека, в то время как мультимедиа охватывает весь их спектр, позволяя создавать целостный иммерсивный опыт.
Курс Британки стал для меня переломным этапом в профессиональном взрослении. Мы с ребятами маленькой группой оказались под крылом людей, которые не просто очень крутые профессионалы, но прекрасные люди, заботливые и поддерживающие, заставляющие поверить, что ты можешь вырасти и стать лучше.
Да, года мало, чтобы стать специалистом даже в какой-то небольшой части профессии, так или иначе придется потратить еще очень много времени, прежде чем почувствуешь себя уверенно, но, на мой взгляд, у преподавателей получилось сделать главное — показать нам, насколько наше дело многогранно, и смотивировать каждого найти нишу, в которой захочется расти дальше.
Я очень точно помню чувство, как будто вокруг меня лопнул мыльный пузырь и мир вокруг оказался намного больше и прекраснее, чем можно было представить.
Ну, и главная моя удача, помимо преподавателей, была встретить и узнать тех пятерых друзей, с которыми мы теперь стали командой mmd’s.
Каждый из нас пришел в мультимедиа со своим бэкграундом и обладает уникальными для команды навыками — графический дизайн и нейросети, моушн, архитектура и музыка, современное искусство и саунд-арт, инженерия и программирование, создание лазерных шоу. Еще во время учебы мы прошли боевое крещение с нашей первой инсталляцией в Гатчине, параллельно с курсом участвовали в творческих проектах и после выпуска поняли, что настолько сблизились и научились понимать друг друга в рабочих процессах, что решили создать арт-группу mmd’s (как MultiMedia Design или как конфетки), продолжая работать вместе и активно участвовать в фестивалях.
Проба пера в инсталляциях: «Ночь света» в Гатчине и коллаборация с Interlnkd
Нашими первыми проектами были инсталляция Glitch на «Ночи света» в Гатчине — мэппинг генеративного контента на проекционную форму на воде, что напоминало цифровые помехи, и коллаборация с Interlnkd, где нам удалось подготовить генеративный контент, собирающийся в единое полотно на экранах старых телевизоров и взаимодействующий с пользователем через игровой контроллер Kinect.
В этом году наша команда принимает участие в четырех фестивалях, два из которых уже успешно завершены! На Intervals в Нижнем Новгороде мы создали инсталляцию Connection — метафору магии, которая рождается из взаимодействия. Форма инсталляции очень простая: арочная полукруглая конструкция с led-лентой устанавливается на противоположных сторонах водоема и, отражаясь в воде, образует форму идеальной окружности. У каждого из оснований дуги находится световая тач-панель, прикасаясь к которой, пользователь как бы заряжает ее своей энергией, а затем, отпуская руку, создает импульс, который, как звезда, улетает к центру арки. Цель взаимодействия — научиться интуитивно чувствовать партнера, синхронизировать действия и найти момент, чтобы запустить свои сигналы одновременно. Чем ближе к середине арки сталкиваются вспышки, тем ярче и наполненнее визуальный эффект от соединения.
Благодаря интуитивно понятному интерактиву, а также объяснениям волонтеров посетителям было довольно просто разобраться в механике и прийти к результату. До сих пор помню, как два малыша закрыли глаза, загадывая желание при отправке вспышек, а потом побежали обниматься, когда все получилось. И как хлопали все собравшиеся у фонтана люди, поддерживая и радуясь друг за друга.
Здорово, когда в работе получается не только рассказать аудитории свою идею, но и сделать их частью совместного исследования. Эта инсталляция стала для нас очень интересным опытом поиска грани между искусством и человечностью.
Природные явления и эмоции: опыт работы для фестивалей Intervals, NUR и Outline
На Intervals была представлена еще одна наша инсталляция Storm, над которой мы работали втроем как s-lab: я была автором концепции и арт-директором, Таня Маландина создавала саунд-арт, а Ксения Медведева писала лазерное шоу.
«Шторм» — инсталляция о соприкосновении стихии и цивилизации. Оказаться посреди поля во время грозы, наблюдать за штормом, находясь к нему вплотную, — одно из самых мощных для человека переживаний, которое пробуждает из глубины души первобытный, животный страх перед неконтролируемым и неизбежным, и в то же время восторг от красоты, силы и свободы.
Инстанция построена на контрастах: она капсулизирует шторм как метафору опасности и мощи и проникает в помещение — место, призванное уберечь человека от любой угрозы. Находясь внутри инсталляции, мы можем прикоснуться к границе стихии и цивилизации, ощутить, как пространство наполняется напряжением грозы.
Вызвать у посетителя сложную контрастную эмоцию — очень увлекательная и нетривиальная задача. Мы работали над ней, стараясь использовать простые инструменты — лазерную проекцию, звук. Важно было сохранить чистую форму и позволить посетителю самому анализировать свои ощущения, оставляя пространство для интерпретации.
Форма инсталляции стала экспериментом и с инженерной точки зрения. Задача состояла в том, чтобы создать модульную конструкцию из стеклянных колб, внутри каждой из которых дым, ветер и лазерные лучи создавали бы иллюзию шторма. Вместе с командой formate мы прорабатывали разные варианты компоновки оборудования и пришли к конструкции, где лазерный проектор и дым-машина маскируются в нижнем основании каждого из модулей, а дым с лучами попадают в стеклянную часть колбы через отверстия. Расщепляясь, лазерный луч переотражается от зеркальных стенок колонны, проходит через клубы дыма, подсвечивая его, создавая непредсказуемые световые потоки, схожие с визуализацией грозы. Наличие автономных модулей дает пространство для трансформации инсталляции. В зависимости от расстановки мы можем достигать абсолютно разных визуальных эффектов: как лезвием, рассекать пространство помещения ритмичной линией (как было на Intervals — 2024), или погрузить посетителя внутрь штормового полукольца, создав световую молнию прямо над ним (как получилось на NUR в Казани), и попробовать множество других вариантов.
Цикл инсталляции не только воспроизводит драматургию природного явления, но и с помощью саунда и визуальных эффектов привносит туда человеческие эмоции. Мы слышим нагнетающее ожидание, моменты глухой тишины перед разрывом молний, кульминацию, когда в страхе и восторге сливаешься с мощью стихии, радость, но сожаление от близкого окончания, и то, как биение сердца возвращает тебя в реальность, замедляясь, дарит покой.
Работа стала настоящим экспериментом с пространством, светом, эмоциями, сторителлингом и в результате сложилась в визуальную метафору, открывающую в душе каждого из нас что-то потаенное и неосязаемое.
Участие в Intervals и NUR для меня один из самых ценных опытов в жизни. Фестиваль, с одной стороны, дает тебе полную свободу фантазии, а с другой — ставит в рамки реальности. Все эти ограничения, с которыми сталкиваешься в подготовке работы, очень стимулируют и позволяют расти. В процессе поиска оптимальных вариантов общаешься со множеством профессионалов, у всех чему-то учишься, поэтому наши фестивали — кажется, лучшая школа, которую можно пройти в процессе обучения мультимедиа.
Следующим нашим проектом будет инсталляция для фестиваля Outline. Echo будет реализовано в коллаборации mmd’s ✕ BananaBread. Это аудиореактивная инсталляция с лазерной проекцией на стенки колодца.
Идея знакома каждому еще со времени детских игр. Каждый может что-то прокричать в колодец, и его послание, преобразованное в свет, вернется эхом, отразившись от дна и став чем-то новым.
В нижнюю точку колодца устанавливается лазерный проектор, так, чтобы луч был направлен вверх и, расщепляясь, попадал на стенки, создавая световые сечения и простую геометрию, работающую с формой трубы. Конструктив скрывается зеркальными плоскостями, направленными друг на друга, создавая иллюзию бесконечного туннеля, внутри которого живут световые потоки, генерируемые голосом человеком и, как эхо, уходящие на дно и поднимающиеся на поверхность.
Креативность, инновации и смена ролей внутри команды — философия бренда mmd’s
Можно сказать, что наша команда сейчас в процессе формирования своих внутренних посылов и стилистики. Пока мы развиваемся в сторону некоммерческих фестивальных проектов, связанных с искусством и исследованием новых комбинаций технологий. Мы растем с каждым новым проектом и стремимся через какое-то время функционировать как небольшая мультимедиа-компания, работающая над экспериментальными проектами.
Любовь Некипелова, участница творческого объединения mmd’s:
Мы молодая команда, недавно нам исполнился один год. Но у нас уже есть сформированные ценности: мы любим то, что делаем, и это отражается в каждом нашем проекте. Если в основе художественного концепта лежит рефлексия, то это всегда истинные переживания и то, что нас действительно волнует. Мы не высасываем смыслы из пальца, не делаем их искусственными. Сейчас мы занимаемся некоммерческими проектами, подаем свои концепты на опен-коллы и делаем инсталляции на фестивалях, поэтому у нас есть полная творческая свобода экспериментов и самовыражения. Если смотреть на наши работы в ретроспективе, то можно увидеть, что мы двигаемся к минимализму, лаконичности и более емким формам высказывания. Сейчас сезон фестивалей, мы в своих проектах пробуем разные приемы и инструменты, в итоге этот опыт поможет нам найти свой уникальный стиль. Наша философия — креативность и инновации: мы стремимся к созданию уникального и новаторского контента, который вдохновляет и вызывает эмоции. Каждый наш проект позволяет переосмыслить существующее и предложить что-то новое.
Анастасия Слабиняк, участница творческого объединения mmd’s:
Свобода от коммерческого пайплайна и направленность в искусство позволяют нам пока не распределять должности внутри команды, так что сейчас прекрасное время, когда каждый из нас, работая над реальными проектами, может попробовать себя в разных ролях.
Конечно, мы распределяем зоны ответственности в соответствии с навыками, но при этом каждый участвует в концептуальной части проектов. Например, у Влада очень мощный бэкграунд в программировании, поэтому он закрывает любые задачи по связке программ, прописи логики интерактива и техническим экспериментам. У Натали большой опыт в современном искусстве, концепциях и том, как физически работают кастомные конструкции. Таня недавно углубилась в саунд-дизайн и диджеинг, и на последних нескольких проектах закрывала всю часть по звуку. Ксюша — художник лазерных шоу с опытом в 12 лет, большой профессионал своего дела. Люба — спец в нейронках, а еще занимается продюсерскими задачами команды и всей медийной частью. Я на последних проектах выступала в роли креативного директора, объединяя работу команды. Но эти роли зависят от специфики задачи, и очень часто мы меняемся позициями, пробуем новое и пропускаем каждую идею через весь наш совместный опыт, стремясь к лучшему результату.
Любовь Некипелова, участница творческого объединения mmd’s:
Нам повезло друг с другом, у нас сформировался четкий алгоритм совместной работы. У каждого есть основной супернавык, каждый занимается своим делом в общем проекте: например, первый отвечает за идею, второй занимается программированием, третий пишет звук, а четвертый программирует лазеры. Однако конфликты — это нормально, они помогают разрешить кризис, указать на слабые места, не стоит этого бояться. Каждая деталь в проекте имеет свое место и причину. А грамотные обоснованные аргументы все расставляют по местам. Взаимодействие и открытость — ключ к успешной работе в команде.
Для крутого мультимедиа-дизайнера важно уметь работать со смыслами, метафорами, знать, как делать шоу, понимать примерные технические ограничения, чтобы не придумывать концепты с космическим бюджетом и работать по смете. Также необходимо предоставлять несколько вариантов решения задач, визуализировать их и уметь «защитить», привести обоснования и аргументировать, как и почему идея будет работать. Всему этому можно научиться на курсе «Мультимедиа-дизайн».