Каким бывает материаловедение?
По сути, материаловедение — наука о материалах и их свойствах, о том, как они взаимодействуют друг с другом. Оно полезно стилистам, дизайнерам, байерам и даже продавцам-консультантам в магазинах люксового сегмента.
Есть техническое материаловедение — оно изучает износостойкость тканей, задействуя физику и химию. Образцы трут друг об друга, измеряют толщину волокон с точностью до микрона, рассчитывают, через какое время ткань может порваться. Это сложные процессы, которые требуют глубоких знаний, и получают их в высших технологических вузах. Но большинству дизайнеров и стилистов это не обязательно знать, ведь они будут работать с технологом производства.
Есть более прикладное направление, оно дает базовые представления о том, как ведут себя материалы. Например, дизайнеру владение ими помогает подобрать ткань и фурнитуру для отшива коллекции. Ведь, создавая одежду, нужно учитывать разные факторы: сядет ли ткань после стирки, хорошо ли будет вести себя в уходе, будет ли сильно мяться и пачкаться, будут ли готовые изделия сочетаться.
Но важно помнить, что это неточная наука и невозможно предсказать поведение материалов на 100%. Любую ткань обязательно нужно протестировать: постирать, погладить, помять, иногда важно протестировать, как материал ведет себя уже в готовом изделии. Даже одна ткань с одного производства, но из двух разных рулонов может вести себя по-разному.
Почему материаловедение пригодится, если хочешь стать...
Персональным стилистом
Когда подбираешь одежду для клиентов и предлагаешь определенные вещи, можно столкнуться с разными предрассудками. Полиэстер — это очень плохо, а чистый хлопок — это хорошо. Шерсть с примесями — это плохо и дешево, а натуральная ангора — очень хорошо, но за ней сложно ухаживать. И похожих примеров можно перечислить много. Стилисту важно уметь отвечать на такие возражения и объяснять клиенту, почему это заблуждение, как с этими материалами обращаться. Должна быть аргументация, подкрепленная опытом. Поэтому нужно изучать основы материаловедения, а дальше — работать с подбором изделий для клиента, наблюдать за реакцией и нарабатывать компетенции на практике. Также эти знания могут помочь в подборе вещей онлайн, когда нет возможности их потрогать.
Стилистом на съемках
На съемках вещи пачкаются, рвутся, падают и всячески страдают. Зная свойства разных тканей, стилист точнее оценит риски. Так, можно примерно предсказать, что случится с белым шелком на шифоновой органзе с кружевом во время активной и подвижной фотосессии. Нелишне знать и правила SOS-помощи, если с вещью вдруг произошла неприятность, — для стилиста на съемке это один из ключевых навыков! Чтобы клиент, команда и дизайнер, у которого вещь была взята на съемку, остались довольны и результатом, и процессом.
Дизайнером
Когда создается партия на отшив, очень важно знать, как в рамках коллекции вещи из разных тканей взаимодействуют между собой. Вероятнее всего, легкая юбка из органзы будет цепляться за шерсть — значит вместе в одном образе они не уживутся. Или, допустим, кожаный ремень оставит катышки на мохеровом свитере. И виноваты не мохер и не ремень — просто материалы не сочетаются друг с другом.
Также дизайнеру важно понимать основы материаловедения, чтобы говорить с технологом производства на одном языке. Не имея глубоких знаний, важно уметь передать идею и позволить профессионалу работать в нужном направлении.
Но опять-таки не стоит забывать, что материаловедение — неточная наука. Да, есть общие правила. Но с помощью тестов можно выяснить, что есть какой-то определенный мохер, определенная кожа, определенная органза, которые эти правила нарушают.
Кроме того, дизайнеру материаловедение нужно, чтобы расширять горизонты. Базово его задача — делать то, чего не было раньше, создавать новое, раздвигать границы. Зная об определенных свойствах и ограничениях, можно использовать их в творческих целях и целенаправленно экспериментировать с материалами. К примеру, синтетическая органза под долгим воздействием высокой температуры расплавится, но она может сделать это очень красиво. И если сплавить вместе органзу разных цветов, получится что-то совершенно иное.
А еще встречаются материалы, которые выглядят не очень привлекательно на первый взгляд, поэтому от них многие отказываются. Тут тоже на помощь приходит материаловедение: если знаешь свойства такой ткани и есть идеи, как ее модифицировать, недостатки превратятся в авторский замысел. Это может выделить дизайнера среди других.
Байером
Когда дизайнер делает креативную коллекцию, и ее показывают на подиуме — это здорово. Но важно оценить потенциал материалов, которые он использовал. Для чего? Чтобы понять, сколько вещи прослужат своему обладателю, хорошо ли они будут продаваться, каков возможный процент возвратов по браку, можно ли как-то устранить дефекты.
Многое о качестве изделий можно сказать даже по шву. Возьмем свитшот или толстовку: часто на воротнике и рукавах используется прямая строчка. Но трикотаж в редких случаях можно стачивать на обычной прямострочной машине — простой шов неэластичен, как ткань. Поэтому если постоянно снимаешь и надеваешь вещь через голову, горловина начинает растягиваться. И это происходит не оттого, что ткань плохая или у кого-то большая голова, дело в неправильной технологии сборки изделия. Для трикотажа нужна специальная машина, которая делает цепной шов, — обработка на ней убережет одежду от растягивания, а шов от повреждения. Когда замечаешь такие детали, вероятность закупить некачественную одежду сильно уменьшается.
Про молекулы и гравитацию
Отчасти материаловедение затрагивает и другие науки.
Физика
Очень важно понимать законы гравитации — они влияют на драпируемость материалов. Да, звучит забавно, но это не шутка. Многие студенты-дизайнеры в начале пути упорно их игнорируют — не верят, что ткань упадет и все будет выглядеть совсем не так, как представлялось в голове.
Математика
Чтобы разбираться в видах переплетений, нужно хорошо считать. Твил, сатин, атлас — виды переплетения нитей. Их нужно уметь определять, ведь это одна из важнейших характеристик строения ткани. От типа переплетения зависят внешний вид, физические, механические и технологические свойства материала. А еще с этим знанием удобно искать материал с нужными свойствами в онлайн-магазинах.
Химия
Чуть-чуть придется коснуться и химии: на занятиях со студентами мы говорим о создании молекулярных связей при окрашивании ткани. Упавшая на ткань капля кофе тоже меняет цвет волокон, но между пятном и окрашиванием есть разница — это довольно важная часть материаловедения. Конечно, в сложные формулы углубляться не станем, но про молекулы немного узнаем.
За устойчивое развитие
Материаловедение способствует и развитию осознанного потребления. Если на одежде появился дефект, не надо ее выбрасывать — вещь можно починить. Это называется «мендинг» (от англ. manding — починка, латание). Понимание свойств различных тканей и материалов позволяет ремонтировать одежду более эффективно и качественно. Например, выбрать подходящую заплатку или нить, подобрать правильный шов. А еще можно принять информированное решение о том, что вещь уже не стоит спасать.
Вообще, в идеальном мире дизайнер отвечает за качество своих вещей всю жизнь. Знаю классный бренд кожаных курток, который дает покупателю пожизненную гарантию. То есть ты можешь принести к ним испорченную вещь, и ее восстановят. Ребята берут ответственность за то, что сделали. В целом, мне кажется, суперзадача материаловедения — делать вещи, которые длятся, а не те, что мы наденем один раз и выбросим.
Если хотите расширить свои навыки и узнать больше о свойствах текстиля, приходите на курс «Материаловедение: теория и практика». Вы поймете, как себя ведут в носке те или иные ткани, научитесь выбирать качественную одежду и ухаживать за вещами, чтобы они служили дольше.