Прошлое и настоящее vs будущее
Об ускорении темпов жизни и высокой турбулентности в бизнес-среде не говорит только ленивый. Постоянно запускаются новые образовательные программы, которые декларируют самые современные и технологичные решения для будущего.
На всем этом фоне классическое первое высшее выглядит древним мамонтом, опирающимся на учебники, опубликованные в лучшем случае 2-3 года назад на основании данных и парадигм, сформулированных в лучшем случае 3-5 лет назад.
Программы дополнительного профессионального образования и разные курсы зачастую и вовсе не опираются ни на какие концепции и парадигмы, а предлагают лишь срез «свежайшего» опыта и лучших практик на современном рынке. Это якобы должно помочь принимать наиболее эффективные решения.
Классическое образование учит нас прошлому, — и это отчасти верно, ведь без фундамента здание не построить: согласитесь, еще ни один дворец не проектировался «с крыши».
А дополнительное образование для взрослых учит нас настоящему — в лучшем случае! — но когда эти успешные взрослые заканчивают очередные курсы — все полученные «актуальные» навыки снова оказываются в прошлом. Что же делать?
Мета-навыки больше хардов
Уже всем очевидно, что учить нужно будущему — причем неопределенному. Давать конкретные знания и навыки нужно детям и подросткам, иначе без инструментов и алгоритмов и заданных «правил игры» им будет не от чего отталкиваться, чтобы сделать прыжок в новое человекоцентричное и общественноцентричное будущее.
Давать конкретные хард скиллы взрослым нужно, чтобы напомнить им о том, с чего все начиналось, синхронизировать знания и подтвердить компетенции. Но это лишь малая доля того, о чем стоит с ними говорить — тем более, что с задачей «напомнить сумму знаний» уже успешно справляются нейросети.
А чему учить? Нужно учить принимать решения в условиях неопределенности, проявлять критическое мышление, управлять своим временем, из множества сигналов, включая очень слабые, выбирать нужные, балансировать между аналитикой и эмоциональным интеллектом, опираться на большие данные, но сохранять эмпатию, — без этих мета-навыков сегодня невозможно добиваться системного успеха в жизни и карьере.
Действительно, получить и структурировать информацию благодаря ИИ сегодня можно в короткие сроки. А вот можно ли на основании нее однозначно принять решение? Как делегировать задачи, мотивировать сотрудников в условиях хаоса и горизонта планирования в один день на стратегическое мышление и достижения? Как понять, что стоит делать в заданный момент — и говорю не об учебе, когда есть, с кем посоветоваться и подумать, а в будущем, в которое мы стремительно несемся? Самые важные вопросы современного мира, личного и профессионального, — это не «что» делать, а «как» и «с кем».
Как работают программы MBA
Ответить на оба вопроса помогают программы МВА. Преподаватели здесь скорее менторы, даже пожалуй, модераторы той дискуссии и полемики, что разворачивается между слушателями. Они задают те самые правила игры, допущения и ограничения, сформированные рынком, практиками и теоретиками к настоящему моменту, а также принятые в этой игре «термины» и «язык», чтобы участники понимали друг друга. Преподаватели МВА не про передачу одномерных знаний от одного к другому, они проводники, играющие тренеры, практики, обладающие навыками преподавания и «упаковки» знаний в концепты, алгоритмы и фреймворки, а также навигирующие слушателей между ними в поисках необходимой гибкости и адаптивности мышления и эмпатии.
Обучение на МВА — это не только результат в виде диплома ( или двух, как на совместной программе МГИМО и Universal University «Стратегический маркетинг и менеджмент»), это путь, пройденный в компании единомышленников, таких же талантливых, активных и жаждущих развиваться собственников и менеджеров. На этом пути указатели продуманы куратором и командой дизайнеров образовательных программ на основе существующих треков когнитивной нагрузки и познания для взрослых. По этому пути вы проходите вместе с командой в инфраструктуре творчества, свободы мыслить и принимать гуманистические бизнес-решения.
Образование будущего — не о том, сколько формул вы знаете и какие графики можете начертить, не о том, какие финансовые прогнозы вы можете построить. Руководитель и так получает все эти вводные от программ и сотрудников.
Образование будущего — о том, как экологично собирать, хранить, обрабатывать данные, работать с командой и сотрудниками, критически осмысливать получаемую информацию, опыт и коммерческие результаты компании, работать не больше, но «умнее», давать и получать конструктивную обратную связь, принимать решения в беспрецедентных условиях.
Можно ли научить этому как правилу или алгоритму? Однозначно нет. Можно ли создать среду, в которой этому можно научить(ся) в обозримые сроки и с удовольствием? Мы в Universal University верим, что можно — и создаем такую среду каждый день. Мы не бросаем вызов будущему, мы его принимаем — и делаем это уже более 20 лет. Наши коллеги в МГИМО уверенно лидируют в нише бизнес-образования для взрослых, а мы — в нише креативности, свободы творчества и самореализации. Мы верим, что мета-навыки и правильное окружение формируют человекоцентричное и общественноцентричное будущее, и будем рады видеть в числе наших слушателей МВА тех, кто готов разделить эту веру с нами. Будущее начинается не сегодня, но это не повод ждать его в бездействии.