Что нужно графическому дизайнеру, чтобы работать с иностранными заказчиками
Современный мир — огромный и мультикультурный, и чтобы стать его частью, нужно перешагнуть через собственные предубеждения и страхи. Первое, что нужно сделать, — подтянуть свой разговорный английский и поддерживать его как минимум на среднем уровне B1-B2. Для большинства ваших будущих иностранных заказчиков английский — тоже иностранный язык, поэтому не нужно вымучивать идеальное произношение, у вас всегда останется ваш акцент, не стоит его бояться. Второе — важно быть активным. Нужно активно вести свои соцсети, комментировать чужие проекты на Behance или Dribble, участвовать в конкурсах, пусть даже небольших и локальных. Да, медийность — это другая профессия, но если не вкладываться в нее, то вы рискуете остаться в своем информационном пузыре и так и не будете замеченными.
Сами по себе иностранные заказы не улучшают портфолио. Его делают лучше большие и известные бренды в нем, а они могут быть как в России, так и вне ее. Но учитывая, что сейчас в России осталось не так много общеизвестных брендов, то работа на внешний рынок позволит обогащать портфолио проектами, известными мировому сообществу, и в будущем выходить на работу с большими именами.
Как грамотно составить портфолио, чтобы выиграть конкуренцию за рубежом
В любом случае ваше главное оружие — грамотно составленное портфолио. Основные поинты, на которые я смотрю при выборе дизайнера в его портфолио это:
• профильное образование;
• набор программ, в которых работает дизайнер;
• пометка, что дизайнер берет новые проекты.
Далее уже смотрю работы, выбирая схожие моей задаче кейсы. У заказчика нет времени на проекты, в которых неизвестен результат, поэтому чаще всего он выбирает исполнителя, который уже работал над чем-то похожим.
В портфолио важно показывать те сферы дизайна и примеры проектов, которыми вы хотите заниматься в дальнейшем. Хотите делать многостраничную верстку — показывайте ее. Не хотите делать проекты для недвижимости — не выкладывайте их в портфолио, даже если проект получился хорошим.
Специально удивлять заказчика своими проектами не нужно. Главное, что может приятно удивить, — это когда дизайнер начинает задавать правильные вопросы на первой встрече или брифинге. Под правильными вопросами я имею в виду темы, которые шире, чем задание в брифе. Как будет определяться успех? Кто и как принимает решения? Как устроен продукт? И так далее. Эти и подобные вопросы создают понимание, что дизайнеру важно оперировать объективными, а не субъективными категориями и метриками при разработке дизайн-решения. Это показывает в нем взрослого специалиста, нацеленного на решение проблемы, а не просто на красивую картинку.
На каких платформах размещать свои работы, чтобы привлечь иностранных заказчиков
Каналы дистрибуции, которыми должен пользоваться дизайнер, зависят от того, какую цель он преследует. Я вижу две основных задачи, которые дизайнер решает, размещая свои работы:
1. Поддержание актуального портфолио для демонстрации потенциальным заказчикам и привлечения новых. Для этой цели подходят стандартный Behance — самый удобный ресурс для подачи своих проектов, сразу видимых всем без дополнительных действий.
2. Работа на собственное имя и заметность. Здесь уже рекомендую пользоваться связкой Behance + Dribbble + Pinterest (подробнее о разных площадках — в этом материале Британки).
Behance — это базовая гигиена.
Преимущество Behance в том, что на нем удобно рассказывать и показывать свой проект полностью — это позволит продемонстрировать то, над какой задачей вы работали и как пришли к решению. Также, если вы работали над проектом в команде, то для собственного продвижения полезно создавать коллаборативные проекты, когда в авторах сразу несколько пользователей. Сейчас Behance уже сдает свои позиции и выглядит слишком тяжеловесно, но решает свою основную задачу все еще на отлично.
Dribbble — как альтернативный канал дистрибуции, с уклоном в Digital.
Он нацелен на то, чтобы показывать самые удачные фрагменты своих проектов, поскольку основная идеология ресурса как раз в том, чтобы не раскладывать проект как кейс, а показывать просто то, над чем вы работаете. Но в нем можно давать и ссылку на свой полный проект на Behance. Через Dribble я неоднократно искал подрядчиков, работающих в определенной стилистике, поэтому здесь важно следить за консистентностью своих работ, здесь важна скорее глубина, нежели разнообразие ваших возможностей.
Pinterest — неочевидный канал дистрибуции.
Один из лучших алгоритмических сервисов для поиска референсов, которым пользуются люди со всего мира. Поэтому суперполезно выкладывать отдельные фрагменты своих работ, прикладывая ссылку на тот же Behance. И сервис сам будет «подсовывать» вашу работу другим пользователям, ищущим что-то визуально схожее. Особо заинтересовавшимся будет интересно посмотреть на проект целиком, и они будут прокачивать просмотры и лайки на вашем Behance.
Естественно, все описание надо вести на английском языке.
Собственные сайты на Readymag, Tilda и др. — это полновесно, красиво, но подходит уже для состоявшихся дизайнеров, которым не нужно как-то дополнительно раскручиваться и быть заметными. Поэтому в первые годы в эту сторону можно не смотреть.
А с другой стороны...
Уровень графического дизайнера определяет все. Вы можете быть крутым специалистом из России и покорять иностранных заказчиков, но и за пределами нашей страны много классных исполнителей, поэтому конкуренция невероятно высокая.
В некоторых случаях отечественные компании могут обратиться как раз к международным дизайн-агентствам. Лично я уже долгое время работаю в большой корпорации и поэтому взаимодействую с иностранными агентствами и дизайнерами со стороны заказчика. И основной вывод, который я сделал, — нет никакой разницы в том, из какой страны человек, по процессам взаимодействия чаще всего все одинаково, все равны.
Основные сложности при работе с иностранными заказчиками для дизайнера из РФ сейчас — это оплата, то есть проведение денег (поэтому если есть возможность, то нужно завести счет в иностранном банке) и соблюдение законодательства: рабочие отношения надо фиксировать договором, и поэтому не всегда можно выступать в роли простого физического лица.
Ранее мы совместно с лондонским агентством How&How разработали айдентику для бренда Yango Maps и остались очень довольны результатом, поскольку агентство нашло правильный угол визуального прочтения платформы позиционирования бренда, и айдентика стала классно раскладываться на все носители благодаря удачной метафоре перспективы.
Сейчас мы плотно сотрудничаем с несколькими компаниями с экспертизой в арабском языке, поскольку наш продукт запустился в ОАЭ, и нам требуются локальные эксперты, для которых арабский язык — родной. Без этого сложно выходить на незнакомый рынок, и мы не можем позволить себе во внешней коммуникации выглядеть комично и неопытно из-за того, что не понимаем, как наша коммуникация воспринимается местным населением.
Несмотря на современные сложности, карьерные возможности графических дизайнеров почти безграничны как на российском, так и зарубежном рынке. Важно прокачивать свои навыки и регулярно пополнять портфолио интересными кейсами. Сделать это можно на программах «Основы графического дизайна» и «Графический дизайн. Продвинутый курс».
Фото обложки: Татьяна Соколова Babes on bikes