Тренд № 1: «Зеленый код» и экологическая экспертиза
Игорь Сафиуллин, ландшафтный инженер-проектировщик, инженер садово-паркового строительства ООО «СК Атриум», официальный представитель питомника Лорберг в России:
«Тренд на природность — это уже само собой разумеющееся, мейнстрим. Если же говорить о смыслах, то основной тенденцией должно быть приоритетное выявление, сохранение, развитие зеленой идентичности как города в целом, так и конкретного объекта.
Мы с коллегами — ландшафтными архитекторами из разных регионов России — сделали пособие, называющееся „Зеленый код города“. Мы выявили факторы, которые его определяют, собрали документы, по которым можно его разработать.
Нужно понимать, что озеленение — не самый простой процесс, для него необходима экологическая экспертиза. Например, есть растения, которые более устойчивы к рекреационным нагрузкам. В дикой природе по зелени ходит всякий крупный рогатый скот, и с этим нет никаких проблем — происходит регенерация растений. В городской черте они уже не выдерживают антропогенную нагрузку. Проблема в том, что, с одной стороны, горожанин вдруг неожиданно почувствовал необыкновенную любовь к природе, но природа не отвечает взаимностью — она погибает от этой любви. Поэтому понимание уровня рекреационной антропогенной нагрузки при проектировании любого объекта, будь то парк, сквер, бульвар, территории жилых комплексов, — очень важно. На этот вопрос помогает ответить целый ряд инженерных решений, в том числе правильно организованная планировка с подготовленной точкой на поверхности и показателями баланса между мощениями и зеленой частью».
Детская площадка в клубном доме «Река», UNK Landscape
Тренд № 2: Сохранение водных ресурсов
Анна Константинова, руководитель отдела ландшафтного дизайна бюро IND:
«Во всех современных проектах необходимо учитывать воду и уметь с ней работать. Дело в том, что люди начали осознавать роль водных ресурсов, — девелоперы видят, как возросло количество потопов за последние пару лет.
В России следуют примеру китайской технологической программы, которая началась в 2015 году. В нашей стране многие реки заключены в бетонные коллекторы, из-за чего во время разливов и усиленных дождей возникают большие потери. Поэтому архитекторы меняют подход и пытаются сохранить воду как ресурс, при этом сделав ее безопасной. В первую очередь это реализуется за счет зеленых крыш, изучения дождевых потоков, их изменения, меандрирования. С помощью растений и изменения русла можно существенно снизить скорость движения воды, благодаря чему не будет разрушений, а также дополнительно очистить воду, ведь, проходя через корни растений, она избавляется от лишнего мусора».
Улица в Южно-Сахалинске, UNK Landscape
Тренд № 3: Разумное использование материалов
Анна Константинова:
«Расчет экосистемных условий и разумное потребление ископаемых также важно. Наличие большого парка рядом с домом существенно влияет как на психоэмоциональное состояние, так и на общее здоровье, благодаря чему стоимость на близлежащую недвижимость растет. Это то, что может быть интересно девелоперам, потому что они позволяют экономить на последующем уходе за территорией и создавать положительный образ компании. Например, Smart Urban Nature всегда анализируют местность, используя различные методы, программы и приложения. Их представители ездят на территорию, исследуют почву, составляя список подходящих материалов. Местные материалы в проекте — это крутой тренд, ну и, конечно, повторное их использование выручает архитекторов».
Площадь перед спортивным комплексом Аквакурорт, Прокшино, UNK Landscape
Тренд № 4: «Умный город» и «Город для всех»
Гульнара Сафарова, архитектор общественных пространств, партнер компании по проектированию, развитию и благоустройству территорий UNK Landscape, куратор программы «Ландшафтный дизайн. Благоустройство общественных пространств»:
«Мой любимый тренд — это „город для всех“. В моей практике был интересный кейс: в одном ЖК в основном предпочитали покупать квартиры семьи с детьми, и мы подумали, что должны спроектировать большое количество детских площадок. Но потом, совмещая эту информацию со сроками сдачи жилого комплекса, мы поняли, что на момент заселения 90% детей будут уже в подростковом возрасте. Конечно, появились бы и дети, но основной пласт был бы другим. Эта информация позволила нам спроектировать „фабрику молодежи“ — большую площадку, где могут собираться подростки. Самое главное: такие площадки не должны находиться на транзите пешеходных путей, но в то же время для безопасности они должны хорошо просматриваться. В итоге получилось действительно очень интересное решение, которое мы теперь применяем и в других проектах.
Но не только дети и подростки должны быть целевой аудиторией. „Для всех“ — это и для людей пожилого возраста. Они, между прочим, нередко находятся в сегменте платежеспособного населения. Для них тоже необходимо предусматривать в городской среде специальные пространства, которые сделали бы их жизнь чуть-чуть комфортнее».
Тренд № 5: Укрепление городских сообществ
Гульнара Сафарова:
«История про городские сообщества связана с тем, что очень много людей сейчас объединяются в группы. Есть собачники, есть активисты, есть люди, которые занимаются спортом. Но для этих людей, как правило, ничего не предусмотрено. Центры добрососедства — это классная тема, про которую можно и нужно думать.
Или, допустим, есть малый бизнес. Он не может себе позволить арендовать коммерческое помещение. Но если предусматривать возможности для таких людей, создавать пространства, где будет происходить микроторговля, это будет хорошо влиять на общество и его безопасность».
ЖК Sydney City, UNK Landscape
Тренд № 6: Мобильность = новый образ жизни
Гульнара Сафарова:
«Существует тренд с изменением мобильности. Все мы прекрасно знаем, что средства передвижения по городу сейчас меняются, развилась курьерская доставка. Однако готов ли каждый город в стране к тому, что по нему будут передвигаться доставщики? А это напрямую влияет на девелопмент. Допустим, строятся новые жилые комплексы, для них нужно рассматривать площадку, где будет место для девайсов, предусматривать отдельные входы для курьеров и т.д.
Повышенная мобильность — лишь одно из изменений образа жизни горожан. Есть еще постпандемийные эффекты, которые мы все на себе ощутили. Я заметила огромные отличия постковидных проектов от доковидных — важность дворового пространства невероятно возросла. Если раньше каждый двор строился по принципу „все лучшее детям“: самая лучшая площадка, самое лучшее пространство в самом солнечном месте, то теперь баланс меняется. Появляются рекреационные места, точки для работы во дворе, места для встреч с соседями — все это действительно занимает площадь, сопоставимую по размеру с детскими территориями».
Научиться с нуля создавать и реализовывать проекты благоустройства и ландшафтного оформления городских общественных пространств можно на программе «Ландшафтный дизайн. Благоустройство общественных пространств». За 6,5 месяцев вы разработаете собственный проект, который сможете положить в портфолио. Все преподаватели — ведущие эксперты по конструированию ландшафтного дизайна городских территорий. Ближайший старт: 15 ноября.
Фото обложки: ЖК на Малой Почтовой, UNK Landscape