Как превратить знания в насмотренность
На программах «Основы графического дизайна» и «Графический дизайн. Продвинутый курс» мы много изучаем графические стили и направления. Речь идет о конкретной стилистике, которая зародилась под влиянием определенных экономических, социальных, культурных и исторических событий. Именно на этот контекст нужно научиться обращать внимание, когда начинаешь свой путь в дизайне.
Графический дизайнер учится постоянно — и во время работы тоже. Недостаточно освоить инструменты, а потом пользоваться ими 10 лет подряд, ничего не меняя. Дизайн — это визуальные коммуникации, и как любой язык, он живой, подвижный. Чтобы говорить на нем уверенно, нужно понимать перемены, которые происходят в культуре.
И в мире, и в отдельных странах постоянно меняются каналы коммуникации, ценности, целевые группы потребителей и их предпочтения, появляются новые боли и новые потребности. Все это влияет на контекст визуальной коммуникации, ее содержание и цели.
Фото: Архив Британки
Поэтому сперва мы изучаем, как на вызовы времени отвечали дизайнеры и художники прошлого. Для этого мы учимся работать в конкретном стиле.
Например, у нас есть задание по шмуцтитулу. Я говорю ребятам: «Сделайте так, чтобы через пять лет, когда человек загуглит „шмуцтитул“, он не мог отличить вашу работу от сканов книг того периода, когда первая страница печатной издания визуально выполняла функцию обложки».
Чтобы справиться с этим заданием, нужно не просто повторять чужие работы, а понимать, какие причины — индустриальные, социальные или другие — стояли за визуальным кодом этой эпохи.
Какой бы сферой ни занимался современный дизайнер — упаковка, фирменный стиль для ивентов, реклама — у каждой них есть свое прошлое. Перед дизайнером стоит задача разбираться в культурно-историческом коде визуальных коммуникаций и перерабатывать эти знания во что-то новое — это и называется «насмотренностью». Насмотренность позволяет построить связь между современными проблемами и решениями, которые принимались в прошлом в этой сфере.
«Имитация» работы дизайн-студии
Слово имитация мы берем в кавычки, потому что на самом деле это даже не имитация, а скорее настоящая, живая работа — просто не на коммерческих условиях, а в процессе учебы. По сути, наши преподаватели выступают в роли арт-директоров, а студенты — в роли дизайнеров.
Общие обсуждения, брифинги, стратсессии, брейнштормы и разборы получившихся работ — часть образовательного процесса в Британке, и это готовит ребят к работе в агентствах.
В какой-то момент мы даже забываем, что находимся в школе. Когда я или Миша Шеттлер (со-куратор программы — прим. ред.) комментируем проекты студентов, или когда к нам приходят приглашенные эксперты, например, Ксюша Жаворонок, — все мы смотрим на эти работы прямо так же, как несколькими часами ранее смотрели на рабочий проект. И студенты в этом деле — наши коллеги, мы общаемся на равных.
Фото: Архив Британки
Учиться на ошибках
Как бы ни старался дизайнер, сделать все хорошо с первого раза не получается никогда. Самый успешный результат достигается за счет того, что мы перебираем множество разных вариантов, и студентам нужно быть готовыми к этому.
У каждого решения в любом случае будут свои побочные эффекты. Идеал искать можно бесконечно, но выбирать нужно то решение, которое отвечает брифу, оптимально решает задачу и при этом обладает большим количеством достоинств, нежели недостатков.
Это тот случай, когда количество перерастает в качество. Порой графическому дизайнеру приходится делать по несколько вариантов одной и той же работы, а затем еще и переделывать эти варианты.
Во время работы можно упустить из виду много деталей — это естественно, поэтому дизайнеру всегда нужен свежий взгляд со стороны. Когда делишься результатом с командой, руководителем или преподавателем, эти люди замечают то, что не было видно автору.
Во всех хороших студиях дизайнеры смотрят проект коллективно и обсуждают идеи на брейнштормах, чтобы совместно найти лучшее решение. Так же и у нас на программах Британки обсуждения проектов проходят коллективно. Мы учим студентов выявлять удачные и неудачные решения и разбираться, почему что-то работает или не работает в дизайне.
Фото: Архив Британки
Преподаватель как арт-директор
Лучшим учителем для графического дизайнера всегда будет арт-директор.
В отличие от заказчика, который оценивает проект исключительно исходя из своих представлений о том, что ему нужно, арт-директор дает дизайнеру возможности профессионально расти в индустрии, потому что корректирует работу с позиции своего опыта.
Арт-директор в студии — человек, у которого есть экспертиза, соответствующее образование, определенное состояние души. Это визионер, человек насмотренный и хорошо разбирающийся в визуальной культуре в разных её проявлениях — кино, живописи, иллюстрации и других смежных с дизайном профессиях.
Роль преподавателей Британки такая же, как у арт-директоров — не учить повторять одинаковые действия, а увидеть потенциал и помочь ему раскрыться. На самом деле, главная роль преподавателя здесь — дисциплинировать и организовать человека, потому что именно это сложно сделать самому.
Арт-директор и преподаватель знает, какой из вариантов, которые предлагает студент, будет лучше отвечать той или иной задаче, и может замотивировать студента искать новое, более удачное решение.
Конечная цель работы преподавателя состоит в том, чтобы человек сам путем выполнения упражнений после обратной связи и анализа постепенно выработал собственный алгоритм решения разных сложных задач, которые встречаются в работе дизайнера, и знал, как подступиться к ним в следующий раз.
Фото: Архив Британки
Преподаватель как персональный тренер
Когда человек хочет улучшить здоровье, он идет в зал и начинает тренироваться. Одно дело, когда он сам работает по наитию или по тем программам тренировок, которые нашел в интернете, не осознавая своих проблем —, например, у него неправильная осанка, и это потребует корректировки упражнений. Результат будет медленным, а возможно, спорт даже пойдет во вред.
Другое дело, когда рядом человек с профессиональным образованием и опытом, который может поправить. При этом вся трудная работа остается — все равно нужно регулярно приходить на занятия, делать сложные подходы, поднимать тяжелый вес. Но когда за тобой присматривает человек, который оградит от некоторых ошибок, это помогает.
Так и наши студенты должны сами выполнить работу, но все их действия будут эффективнее с грамотным фидбэком опытных преподавателей.
На курсе «Основы графического дизайна» учим основам стиля и композиции, дизайн-проектированию и работе с актуальным софтом. Эта программа подходит для тех, кто только начинает погружение в профессию графического дизайнера. Для тех, у кого уже есть портфолио и базовые навыки в графическом дизайне, есть углубленная программа «Графический дизайн. Продвинутый курс». Типографика, работа в мастерских Британки, софт от Figma до Blender, дизайн цифровых коммуникаций и многое другое — за год интенсивной очной учебы