Для чего вообще нужен искусственный интеллект в фотографии?
На самом деле, искусственный интеллект уже долгие годы — неотъемлемая часть мира модной фотографии. Например, функция распознавания объектов в камерах помогает автоматически определять лица и предметы и фокусироваться на них, что значительно упрощает процесс съемки. Эта технология тоже основана на ИИ и доступна даже не в самых современных камерах.
Однако, когда ИИ начал проникать не только в «техническую» сторону процесса, но и в творческую, это вызвало беспокойство. На что опытные профессионалы напоминают, что до XIX века единственным способом запечатлеть момент или конкретного человека была живопись. Но в 1826 году во Франции Жозеф Ньепс впервые снял на фото вид из своего окна, используя камеру-обскуру. После этого живопись не исчезла — фотография просто стала еще одним инструментом в руках автора. Ровно то же происходит сейчас с ИИ.
«Чтобы создать впечатляющую работу, фотохудожники могут использовать множество технических решений, и ничто не ограничивает их в создании сложных произведений», — София Компанейцева, выпускница программы «Fashion-фотография».
В талантливых руках искусственный интеллект способен зайти гораздо дальше, чем позволяет фотокамера, например, поможет создать уникальные изображения с кардинальным изменением сюжета и стилистики.
Фото: Проект выпускницы программы «Fashion-фотография» Софии Компанейцевой «Эвие. Кто она?»
Вопрос ребром: способны ли нейросети заменить специалиста?
Главный плюс нейросетей — низкий порог входа. То, что раньше требовало изучения 3D или Photoshop, теперь можно сделать, просто грамотно сформулировав промпт. Это открывает большие возможности для визуального искусства.
Нейросети позволяют:
• развивать концепции, даже те, которые имеют черты нереального;
• подбирать релевантные изображения для презентаций, что увеличивает шанс попасть в необходимую ЦА;
• составлять мудборды, которые используются для создания атмосферных проектов;
• дорабатывать финальные картинки до необходимого результата;
• добавлять сложные элементы, которые дорого или невозможно создать практическими эффектами;
• экспериментировать с форматами, цветами, элементами и т.д.
Все эти функции помогают быстрее и лучше донести идею до заказчика и команды.
Но есть и минусы: нейросети не могут воссоздать в точности образ из головы фотографа, поэтому на поиск точных решений может уйти много времени.
Фото: Проект выпускника программы «Fashion-фотография» Владимира Оса Prototype
ИИ — инструмент самопознания и визуализации внутреннего мира
Анна Эттингер, выпускница программы «Fashion-фотография»:
Я использовала нейросети в своих последних фотопроектах — зине и дипломной работе. В зине я параллельно исследовала эстетику пакетов и возможности нейросетей, а в дипломной работе фантазировала на тему соревнования за внимание между человеком и нейрообъектами. И там, и там этот инструмент помог мне ярче выразить идею проекта и достигнуть желаемых эффектов визуализации и управления вниманием зрителя.
В творческих работах мне очень нравится, что нейросети выпускают в реальность наши внутренние миры, дают новую возможность изучить себя и высказаться. Для меня отдельное удовольствие генерировать реалистичные картинки и играть со зрителем: это настоящее или выдуманное?
Фото: Проект выпускницы программы «Fashion-фотография» Анны Эттингер для частной фотосессии
В коммерческих работах использование нейросетей дает способ быстро дотянуться до того, что нельзя получить физически: сложно изготавливаемые предметы, несуществующие интерьеры, климат далеких стран.
Нейросети помогают нам быстро выполнить некоторые задачи, связанные с ретушью: вырезать лишнее или дорисовать недостающее. Это можно сделать встроенными функциями для генерации в Adobe Photoshop, а в Capture One можно быстро получить маску с помощью AI Select.
Фото: Проект выпускницы программы «Fashion-фотография» Анны Эттингер для частной фотосессии
Владимир Ос:
Я узнал о Imagen от Google и DALL-E 2 от OpenAI давно, но долго не имел к ним доступа. Midjourney я использовал для дипломного проекта. Достичь нужного результата традиционными методами было бы слишком дорого, а сроки не позволяли. Нейросеть стала единственным вариантом. Это было сложно, и я сделал 100-150 вариаций запросов, чтобы создать около 50 изображений.
Сегодня нейросети развиваются дальше. Теперь легко получить реалистичное изображение или даже создать фото с персонажем. Можно организовать съемку, используя только нейросеть. А благодаря интеграции ИИ в графические программы можно сосредоточиться на одном продукте, не перепрыгивая между решениями.
Фото: Проект выпускника программы «Fashion-фотография» Владимира Оса Prototype
София Компанейцева, выпускница программы «Fashion-фотография»:
Первый проект, в котором я использовала ИИ, был связан с онлайн-книгой «Эвие. Кто она?» Это долгосрочный проект, посвященный образу жизни женщин коренных народов Севера, который мы реализовали совместно с компанией «Газпром нефть». В рамках этого проекта я создавала иллюстрации к тексту, используя коллажи из архивных снимков и музейных артефактов. Однако, когда пришло время иллюстрировать раздел, посвященный описанию мифических богинь из верований северных народов, я поняла, что коллажи не смогут передать атмосферу, и решила воспользоваться нейросетью Midjourney. В результате сгенерировала около 50 изображений, прежде чем достигла желаемого результата.
Фото: Проект выпускницы программы «Fashion-фотография» Софии Компанейцевой «Эвие. Кто она?»
Мой второй проект под названием ADAPTATION был опубликован в PAP Magazine. Его цель — наилучшим образом передать способность людей адаптироваться к изменениям в жизни и приспосабливаться к текущим обстоятельствам. В этом проекте я использовала ИИ-инструмент «Генеративная заливка» в Adobe Photoshop. Мне необходимо было изменить локацию и добавить реквизит, который усилит идею. У меня не было задачи сделать проект, в котором использование ИИ было бы главным преимуществом, — только вспомогательным инструментом.
Фото: Проект выпускницы программы «Fashion-фотография» Софии Компанейцевой ADAPTATION
Медиа-художникам, фотографам и дизайнерам необходимо осваивать новые навыки — в первую очередь промпт-инжиниринг (искусство формулировать запрос нейросети) и автоматизацию процессов. В своей работе я применяю ИИ даже там, где не стоит такая задача: он ускоряет многие процессы в работе с фотографией или в разработке дизайна.
Научиться использовать все возможности нейросетей и овладеть современными инструментами можно на годовой программе «Fashion-фотография». Итог обучения: 120+ часов съемок, сотрудничество с реальными брендами и 50+ работ в портфолио, лучшие из которых будут опубликованы в независимом журнале о моде FFNM.