На самом деле от качества портфолио зависит, будет ли специалист востребован на рынке — захотят ли заказчики доверить дизайнеру свои проекты и как оценят его услуги. Хорошо структурированное портфолио, информативное и эстетичное, — признак профессионализма. А в дизайне, как и в любой другой профессии, доход напрямую связан с уровнем мастерства.
Рассказываем, как должно выглядеть портфолио, которое зацепит клиента: как его красиво оформить, где разместить и как собрать кейсы, если опыта нет или совсем мало.
Зачем дизайнеру портфолио
Что такое портфолио глазами клиента? Это инструмент самопрезентации дизайнера. Специалистам, которые работают с визуалом, мало составить резюме: важно емко, эффектно и быстро показать потенциальному клиенту свои навыки и возможности.
В каком стиле работает дизайнер, как подходит к решению задач, чем отличается от коллег — на все эти вопросы отвечает дизайнерское портфолио. А еще создает то самое первое впечатление, которое невозможно произвести дважды. Представьте себя на месте заказчика: вы бы выбрали специалиста с хаотичными картинками в облаке или автора аккуратной, структурированной подборки кейсов?
Как сделать портфолио графического дизайнера
© Freepik.com
Что должно быть в портфолио графического дизайнера
Портфолио — это прошедшие тщательный отбор кейсы с описанием того, как дизайнер шел от задачи к результату. Если вы делали логотип, можно показать всю цепочку от референсов и набросков от руки до трех финальных вариантов и решения, которое выбрал заказчик. Если дизайн сайта — утвержденный концепт и детали: оформление разделов, кнопок и других графических элементов.
Составлять портфолио могут логотипы, афиши и баннеры, примеры дизайна упаковки и комплексные проекты по разработке фирменного стиля бренда. Подойдут любые выполненные работы: дизайн сайта, годовой отчет банка, обложки книг, дизайн групп в соцсетях. Одно из оптимальных решений — собирать наработки постоянно, пока концепция и замысел еще свежи в памяти: делать скриншоты, коллажи вида было/стало, фиксировать любые интересные решения. Исходники иногда теряются — это случалось с каждым дизайнером; чтобы не потерять наработки, важно делать резервные копии и хранить их в облаке. Такое портфолио пригодится не только для работы, часто это обязательное требование для поступления на образовательные программы — если вы захотите усовершенствовать свои скилы. Например,«Графический дизайн. Продвинутый курс» в Британке предназначен для дизайнеров с опытом, которые хотят расширить свою экспертизу, и для поступления портфолио необходимо.
Могут ли составлять портфолио проекты, выполненные в команде? Да, но есть нюансы. С одной стороны, для клиента может стать несомненным плюсом то, что у дизайнера есть опыт работы в команде. С другой — командный проект в портфолио может выглядеть так, будто дизайнер пытается присвоить себе все заслуги: чтобы этого не произошло, важно указать полный состав команды и свою роль в проекте. Необходимо согласовывать с заказчиком, можно ли использовать проект в портфолио. На больших проектах бывают ограничения. Например, крупные бренды могут запретить показывать промежуточные этапы и альтернативные варианты проекта.
Где взять кейсы, если их нет
Фирменный стиль музея «Огни Москвы» — работа студентки программы «Графический дизайн. Продвинутый курс» Анны Лукьянченко
Главное правило — составить красивое портфолио из таких проектов, с которыми вам хотелось бы работать. Это поможет привлечь релевантные заказы.
Вполне нормально, если в портфолио начинающего дизайнера будет всего три-четыре проекта. Если их пока нет, работайте на перспективу. Вот несколько способов наполнить портфолио кейсами:
• Пересмотрите учебные работы — некоторые из них уже подходят для портфолио, а некоторые можно доработать. На курсе «Основы графического дизайна» в Британке студенты сразу отрабатывают все инструменты на дизайн-проектах. Итогом обучения будет работа, которой можно открыть дизайнерское портфолио.
• Предложите помощь друзьям и знакомым — по бартеру, за рекомендацию или только для создания портфолио.
• Участвуйте в волонтерских проектах. Некоммерческим организациям часто требуются дизайнеры для создания афиш или буклетов — для новичка это способ наработать реальные кейсы.
• Разработайте дизайн-концепт для реально существующей компании, но по придуманному ТЗ. В таких экспериментах, когда результат не нужно согласовывать с заказчиком, часто рождаются смелые и яркие проекты, обычно трудные в реализации.
• Участвуйте в фестивалях и челленджах.
• Ищите заказы на биржах или в тематических Telegram-каналах. Это не только реальные задачи, но и опыт общения с заказчиками. Гонорары вряд ли будут высокими, но такие задачи можно использовать как тренажер для наработки опыта.
• Если сложно поставить себе ТЗ, используйте генераторы (например, Fake Clients). Не важно, что проект ненастоящий: таким образом можно показать клиенту, как дизайнер решает конкретную задачу.
Нужно помнить, что многие проекты, которые вы видите у опытных коллег, не были приняты заказчиками или воплощены. Даже самые крутые концепты иногда остаются только в портфолио. Помните об этом, просматривая работы успешных дизайнеров, и не судите себя слишком строго.
Где разместить портфолио
Delirium — работа студентки программы «Графический дизайн. Продвинутый курс» Елены Долуденко
Существуют русскоязычные и международные онлайн-площадки. Можно сконцентрироваться на наполнении одной-двух или вести сразу несколько. Второй подход увеличивает количество просмотров портфолио и потенциальных клиентов, но требует больше времени, ведь все страницы придется поддерживать в рабочем состоянии.
Сайты для портфолио дизайнера
Персональный сайт. Для старта достаточно сайта-визитки с парой разделов: расскажите о себе, оставьте контакты и разместите несколько ярких проектов. Уметь верстать необязательно — для новичка подойдет онлайн-конструктор сайта. Самый популярный инструмент — сайт на Тильде, сейчас у проекта более 550 шаблонов.
Вот еще пара аналогичных сервисов, где делать портфолио можно без опыта: uKit (на выбор представлены 38 тематик и более 350 шаблонов), Nethouse (более 100 шаблонов одностраничных сайтов бесплатно). Все ресурсы устроены примерно одинаково: пользователь проходит регистрацию и получает доступ к базовым инструментам создания портфолио. Бесплатный функционал ограничен, но для размещения нескольких кейсов его точно хватит.
Важно понимать: на Тильде или другой площадке вы получите сайт с доменным именем сервиса (условно говоря, name.tilda.ws). Чтобы получить именной персональный сайт (условно name.ru или name.com), нужно будет выбрать и оплатить доменное имя, а затем купить тариф на Тильде, позволяющий прописать это имя в конструкторе.
Behance. Главная международная платформа для всех, кто работает с визуальными проектами. Это не альтернатива личному сайту, а другой формат: страница на Behance — must-have, где размещать портфолио нужно обязательно. Здесь публикуют подробные кейсы и ищут клиентов, а еще общаются с коллегами. Behance — не только витрина, но и комьюнити. Аудитория — весь мир, а дополнительная польза ресурса — библиотека статей: известные авторы делятся своим опытом в специальном разделе. Здесь же можно изучить образцы портфолио и вдохновиться.
Dribbble. Второй по популярности международный сайт для размещения портфолио. Аудитория — графические и продуктовые дизайнеры, иллюстраторы. Формат немного другой: кейсы здесь заменяют так называемые шоты. Шот (shot) — что-то вроде короткого поста, так что Dribbble напоминает соцсеть. Часто эту платформу используют в паре с Behance: на одной платформе публикуют полный кейс, на второй — шоты, рассказывающие о проекте в нескольких публикациях.
Pinterest. Пользователи его обычно используют для вдохновения, поэтому контент собирает впечатляющее количество просмотров. Для дизайнера это еще одна удобная площадка для презентации портфолио. Собирайте доски со своими проектами: если они будут подниматься в поисковой выдаче, выше вероятность, что их увидит потенциальный клиент. Под пинами (так называются публикации на Pinterest) можно оставлять ссылки на другие ресурсы — личный сайт или тот же Behance.
Dprofile. Российский аналог Behance: требования к презентации и размерам макетов совпадают, поэтому кейсы можно размещать на двух площадках сразу. Кстати, на Dprofile есть и функция быстрого импорта кейсов с Behance. Здесь тоже активное комьюнити, но в основном из российского сегмента. Можно общаться онлайн и офлайн — в чатах, лекториях и на конференциях. Чтобы не потеряться среди других пользователей, можно получать награды от Dprofile — платформа выдает их за активность в публикации контента и взаимодействие с другими аккаунтами.
Craft.do. Сервис полезен в тех случаях, когда о задаче нужно рассказать подробно. Функционал позволяет показать весь процесс, шаг за шагом, с удобной навигацией. Иногда платформа используется как дополнение к другим сервисам. Например, в Pinterest размещается изображение с коротким описанием, а ссылка на подробный разбор кейса ведет на Craft.do. Бесплатно можно единовременно создать до 10 документов, затем по два бесплатных документа в неделю.
Шаблон портфолио дизайнера
Книга Цвет: Красный — работа студента программы «Графический дизайн. Продвинутый курс» Владислава Голохвастова
Дизайн вашего портфолио — это тоже часть портфолио, поэтому даже готовые шаблоны нужно дорабатывать под себя. Если не хотите использовать готовые макеты, сделайте все по-своему. Содержательную часть макета можно сделать такой же, как на Behance: возьмите за основу все те поля, которые заполняли для портфолио на площадке.
Общие особенности для всех площадок
© Freepik.com
Шаблон, он же макет портфолио дизайнера обычно задает сама площадка, на которой вы размещаете проект. У основных сервисов удобная навигация, а процесс интуитивно понятен.
Портфолио условно состоит из презентационной части и раздела с кейсами.
Презентационная часть служит для того, чтобы свободной форме рассказать о себе. Здесь можно перечислить ключевых клиентов, подсветить опыт работы и стажировок, оставить контакты. Главное, не оставлять этот раздел пустым: самопрезентация формирует в глазах заказчика первое впечатление о дизайнере.
Важно поставить аватар и обложку — обычно все дизайнерские сервисы предусматривают такой функционал.
Айдентика школы серфинга Shaka — работа студентки программы «Графический дизайн. Продвинутый курс» Елизаветы Вельгий
Что входит в раздел кейсов? Для него принципиальна визуальная составляющая, то есть сами примеры выполненных работ — логотипы, баннеры, буклеты, обложки и пр. Однако намного убедительнее выглядят кейсы с описанием. Напишите короткие тексты для портфолио: расскажите потенциальному заказчику, в чем заключались задачи и как вы их решали. Можно показать не только принятый клиентом результат, но и другие идеи.
Укажите инструменты, которые вы использовали в проекте. Если работу выполняла команда, напишите благодарность всем участникам и не пожалейте поставить ссылки на портфолио коллег.
Важно указать, для какой компании была выполнена работа, или отметить, что проект фантазийный.
Шаблон в PDF
Еще один вариант оформления портфолио дизайнера — альбом в PDF, который можно пересылать как вложение или распечатывать. Правила дизайна такие же, как для онлайн-площадок: проекты должны быть представлены ярко, понятно и лаконично.
В какой программе делать портфолио, не так уж важно — пользуйтесь той, к которой привыкли. Вместо программ можно использовать бесплатные шаблоны — их можно найти на Unsell.Design или Freepik.
Основные принципы оформления портфолио
Айдентика инклюзивного сообщества «Разные» — работа студентки программы «Графический дизайн. Продвинутый курс» Евгении Родиной
• Привлекайте внимание лаконичной, эффектной подачей. Клиент просматривает портфолио десятков исполнителей, это большой объем визуального материала. Сколько работ должно быть в портфолио? Три-четыре ярких — лучше, чем 10 средних.
• Подписывайтесь именем и фамилией, а не никнеймом. Оставляйте прямые контакты (номер телефона, аккаунт в мессенджере), добавляйте все ссылки, которые можно указать на сайтах для портфолио.
• Используйте сторителлинг. Покажите историю разработки проекта в динамике — от подбора референсов до результата. Так потенциальные клиенты увидят структурный подход и с большей вероятностью выберут исполнителя с налаженными и прозрачными процессами.
• Уделяйте внимание всем этапам оформления. Фон и обложка портфолио, обложки кейсов, грамотные описания к проектам, пользовательский аватар — впечатление о графическом дизайнере складывается из разных факторов. Удачные проекты — это только часть портфолио, важна и сама подача.
• Поддерживайте активность на основных ресурсах: ставьте лайки, подписывайтесь на коллег, пользуйтесь дополнительным функционалом (комментируйте статьи, общайтесь в чатах). Алгоритмы площадок для размещения портфолио устроены так же, как у соцсетей: ресурсы продвигают пользователей, которые ведут себя активно.
• Следите за тем, чтобы портфолио было актуальным. Убирайте старые кейсы и однотипные проекты, регулярно добавляйте новые. Не ставьте акценты на те направления, с которыми не хотели бы больше работать — это поможет получать заказы только в интересующей вас тематике.
• Составьте сопроводительное письмо и отправляйте его заказчикам вместе со ссылкой на портфолио. В письме можно написать о себе и рассказать, почему вас заинтересовала задача клиента. Во-первых, это уважительно. Во-вторых, такой подход существенно повышает шанс получить проект — заказчики предпочитают работать с мотивированными исполнителями.
• Добавляйте хорошие отзывы клиентов, если функционал площадки позволяет. В идеале — с фотографией и реальным именем. Отзыв должен содержать указание на конкретный проект, иначе даже честная обратная связь будет выглядеть неправдоподобно.
Декорации The Set — работа студентки программы «Графический дизайн. Продвинутый курс» Дарьи Харитоновой