Сегодня реставрация и редизайн исторических объектов ищут баланс между сохранением аутентичности и адаптацией пространства к современным требованиям. О том, как это возможно на практике, поговорили с куратором интенсива «Дизайн интерьера в исторических объектах» Екатериной Григорьевой, архитектором и реставратором с тридцатилетним опытом.
Если рассматривать интерьер исключительно с точки зрения работы архитектора или дизайнера, объект остается лишь на уровне общего восприятия, не вызывая эмоционального отклика. Такой подход сужает спектр восприятия пространства и лишает его многослойности впечатлений. В результате стираются границы между подлинностью и современностью. Примеров такого подхода к приспособлению достаточно даже в Москве — от Гостиного двора на Варварке до особняков рядовой городской застройки Замоскворечья. Восстановленные фасады сначала полностью разрушают, а потом воссоздают из современных материалов.
Интерьеры в таких объектах довольно безликие и могут отличаться странной планировкой и необычными окнами. Но есть и другие примеры, в которых к сохранению исторических объектов подходили иначе.
Отель «Рихтер» (Москва)
Архитекторы отказались от попыток вернуть зданию облик XIX века, вместо этого сохранили исторические слои, накопленные домом за разные эпохи.
Источник изображения
Особняк 1820 года — отличный пример приспособления и работы с огромным историческим материалом. Например, анфиладная планировка с проходными и смежными комнатами и другими следами использования здания уже в советском периоде интегрирована в новую жизнь здания. Пространство лестницы — металлической конструкции начала XX века, привезенной из Бельгии, соседствует с мраморным полом из 1980-х и росписями из 90-х на стенах. Вместе эти элементы формируют срез времени. Существующие элементы исторического декора (фрагменты росписей) использованы в фирменном стиле, названии и оформлении номеров. Предметное наполнение интерьеров поддерживает идею и обеспечивает сочетание современного дизайна, винтажных вещей и антиквариата.
Даже при такой деликатной работе сложно придать объекту современный уровень комфорта. Например, окна после реставрации столярной коробки не защищают от уличного шума. Нет шумоизоляции и в санузлах некоторых номеров, а ресторан не имеет изолированных залов, поэтому спрятаться от других посетителей не получится. Но все это посетитель готов пережить, разглядывая росписи, гуляя по коридорам и наслаждаясь неуловимой, но видимой даже неискушенному глазу историей.
Ресторан YALE (Нижний Новгород)
Источник изображения
В разные годы усадьба Костромина и Шушляева переходила от одного нижегородского купца к другому. В советское время красивый и элегантный особняк в центре города национализировали и превратили сначала в коммуналку, потом детский сад, а затем и в отделение банка. Современные владельцы для открытия ресторана сделали фокус на контрастном соединении двух историй. Они не стали восстанавливать интерьер и в роскошное пространство поместили нейтральную мебель, отделку и детали советского периода. Все, что находилось выше определенной отметки, оставили так, как было обнаружено и очищено при демонтаже обшивки. Остальное отделали штукатуркой и покрасили матовой краской.
Несмотря на большую историю перестроек в здании сохранились потолочные росписи с природными мотивами и экзотическими птицами, лепнина и перегородки XIX века, шамотная плитка и латунные детали — решетки, заслонки каминов.
Источник изображения
Рассматривать невероятный потолок, узнавать об истории и реставрации здания можно во время ожидания заказа — посетителям для этого предлагают наушники. Такая цельная история придает вес и интерес интерьеру, делает его насыщенным, а не обычным пространством для принятия пищи.
Лютеранская церковь святой Анны, «Анненкирхе» (Санкт-Петербург)
Ни перестройки, ни пожар, ни время не помешало Анненкирхе оставаться духовным, культурным и общественным центром для горожан.
Источники изображения: sobaka.ru, archi.ri, annenkirche.com
Все приспособления памятников архитектуры — не про дату возникновения здания, а про историю места. И чем полнее прозвучит история, тем больше людей она затронет. Примером такой истории может стать Анненкирхе. Как деревянная церковь она появилась в 1704 году, позже ее разобрали, перевезли из Петропавловской крепости на Литейную часть и построили заново. До 1917 года церковь насчитывала 12 тысяч прихожан, а в 20–30 годы в ней располагалась единственная лютеранская семинария СССР. После закрытия здание перестроили в кинотеатр, который позже стал рок-клубом с концертным залом, казино, бильярдом и игровыми автоматами.
В 2002 году в помещении случился пожар, который уничтожил исторические интерьеры, крыша выгорела полностью. Много лет оно было заброшенным. Позднее город отреставрировал фасад, но крыши так и не возвели, внутри остались следы пожара, воздействия снега и дождя. Только в 2013 году храм передали лютеранской общине. С тех пор Анненкирхе — не только церковь, но и культурный центр. Летом 2025 года «Анненкирхе» закроется на реставрацию, которая продлится два года.
Оценить возможный результат реставрации «Анненкирхе» уже можно благодаря 3D-изображениям.
Источник изображения
Чтобы сохранить историю этого периода и приспособить памятник под современное использование, за концепцию проекта (его автором стал Сергей Кузнецов — главный архитектор Москвы) было решено взять трагическую фактуру с обгоревшими интерьерами. В работе руководствовались принципами Венецианской хартии — международного документа, в котором закреплены профессиональные стандарты в области охраны и реставрации материального наследия.
Флигель «Руина» (Москва)
Усадьба Талызиных, построенная на Воздвиженке в конце XVIII века, пережила множество изменений.
Источник изображения
За почти четыре века усадьба Талызиных успела вместить в себе каретный сарай, казенную палату, а после 1917 года — различные советские учреждения. Пожар в 1990-х годах прервал попытки реставрации, и здание, многие годы остававшееся без крыши, постепенно превратилось в руины. Лишь позже возвели крышу, что позволило проводить во флигеле выставки и обсуждать перспективы полноценной консервации и приспособления.
В 2013 году Музей архитектуры имени организовал закрытый конкурс, по итогам которого был выбран проект бюро «Рождественка». Согласно проекту исключалась возможность восстановления флигеля в его первоначальном виде.
Архитекторы решили сохранить обнаженность структуры и конструкции, акцентировав внимание на уцелевших элементах: лестницах, частях стен, балках и общей структуре здания.
Источник изображения
Восстановить представление о том, как в усадьбе жили люди, уже невозможно, но и цели у проекта такой не было. Это не дизайнерская, а архитектурная работа, где главный акцент сделан на сохранение и демонстрацию архитектуры, а не интерьеров.
Даже то, как сделано освещение, делает проект очень фотогеничным, в нем изумительно смотрятся все выставки, события и мероприятия. Свет помогает накладывать акценты на историческую кладку стен, лестницы и сводов и решать экспозиционные задачи разной сложности.
Культурный центр Twelve Reasons (Москва)
В бывшем особняке архитектора Константина Дуванова, где в конце XIX века располагалась скульптурная мастерская, лепнина стала ключевым элементом оформления фасада, потолков и стен номеров отеля.
Реставрация этого памятника культурного наследия сочетала элементы консервации, что позволило сохранить старинные интерьеры: многослойную лепнину на высоких потолках и колоннах, мозаичные полы из мраморной крошки, а также старинные печи. Все это гармонично объединено со следами советского прошлого здания. Современная мебель, лишенная ярко выраженных деталей, служит нейтральным фоном, подчеркивающим богатство интерьерных элементов. В результате создается насыщенное информационное пространство, которое побуждает посетителей культурного центра и отеля исследовать и сопоставлять исторические и современные черты.
«Галерея на Елоховском» (Москва)
Реставрацией и редизайном «Галереи на Елоховском» занималось архитектурное бюро Bomar.
Источник изображения
В этом проекте соединились следы разных эпох — от дореволюционных деталей до советских. У архитекторов получилось объединить пространство, чтобы оно рассказывало историю места, не стирая или не пряча ее под штукатуркой. Хочу отметить, какое внимание они уделили сводчатому пространству подвала. Охранный статус имеют только своды: кирпич разрушать нельзя, но краску наносить — можно. Архитекторы оставили своды в первозданном виде, что позволило показать, как проложены проемы, что сохранилось, а что утрачено. Другие детали тоже оставили нетронутыми: решетки на окнах, литые чугунные плиты на полу. В одном помещении залили белый пол, который в сочетании с кирпичом и чугуном смотрится так необычно, ровно как и брусчатка в другом, а еще каменная мозаика на фоне грубой выкладки стены. Такие проекты напоминают, что архитектура — это не просто стены, а память, которую важно сохранить. И такие проекты я больше всего люблю.
На интенсиве «Дизайн интерьера в исторических объектах» вы познакомитесь с подходом к работе с памятниками архитектуры и историческими зданиями. Мы покажем, как использовать оригинальные решения и сохранять память места, опираясь на современные технологии и нюансы законодательства.
Обучение можно пройти в одному из двух форматов. «Слушатель» предлагает теоретическую базу: разбор удачных кейсов, понимание процессов работы с историческими зданиями, основы законодательства и организации команды для проекта. «Участник» добавляет практику: вы создадите собственный проект интерьера для исторического объекта, будь то квартира в доходном доме, усадьба или деревянный дом. Выбирайте свой формат и начинайте создавать интерьеры, которые сохраняют дух времени и вдохновляют.