Когда вы решили, что хотите заниматься визуальным мерчандайзингом?
На самом деле, все произошло неожиданно. В 2012 году я работала редактором моды в журнале Glamour. Когда открывался бутик PRADA в Столешниковом переулке, я пришла туда как журналист и встретилась с пиарщицей Яной Стеблевой. Она спросила, не хочу ли я попробовать себя в роли визуального мерчандайзера, и предложила познакомиться с генеральным менеджером. Итальянцы заинтересовались моим большим опытом в стайлинге и стали рассматривать меня как кандидата на эту роль. Так я стала первым визуальным мерчандайзером в России.
PRADA был первым брендом, с которым я сотрудничала. Меня никто не обучал профессии, и мне пришлось учиться всему самостоятельно. Визуальный мерчандайзинг — это не только умение красиво одеть манекен, но и создание продуманной раскладки и развески. Объем работы был огромным: четыре этажа в одном бутике, а затем залы в бутиках в Барвихе, Крокусе, ЦУМе, а также в других городах — Санкт-Петербурге и Киеве.

Фото: Бутик Fendi в ГУМе
Мой начальник был итальянцем — жил в Милане, а я в Москве, поэтому мне приходилось «плавать в море» самостоятельно. Приходили поставки, которые нужно было куда-то размещать. Первые полгода я работала по наитию, но потом меня отправили на тренинг в Милан. Это была работа в рамках мужской Недели моды, и за неделю мы с итальянской командой переделали все бутики PRADA. Тогда у меня появилось понимание стилистики и айдентики бренда, а также того, чего от меня ждут. Это был большой путь самообучения.
Какими навыками и качествами должен обладать специалист в этой сфере?
Во-первых, нужны хороший вкус и знания в области искусств. Если у вас нет чувствительности к цветовой палитре, композиционной структуре и другим аспектам, то добиться успеха будет очень сложно. Я не говорю о наличии художественного образования, но чувство прекрасного должно быть неотъемлемой частью вашего восприятия жизни.

Фото: Проекты витрин
Во-вторых, вы должны быть готовы к физическому труду. Если вы только начинаете свой путь в этой сфере, то не сможете просто указывать, куда что поставить. Вам предстоит многое делать руками, быть готовыми к полноценным сменам, к демонтажу и другим подобным задачам. Мерчандайзинг — не только о «прекрасном», но и о физическом воплощении ваших идей. Оборудование, вешалки, манекены — все это тяжелые предметы, которые нужно носить и собирать-разбирать.

Фото: Пример демонтажа
В-третьих, вам понадобятся развитые коммуникативные навыки, чтобы успешно взаимодействовать с командой. Персонал бутика, директоры, менеджеры, подрядчики, — все эти люди играют важную роль в создании пространства. Только в сотрудничестве и сотворчестве можно находить компромиссы и приходить к общим решениям. Например, директор бутика может хотеть, чтобы коллекция была в зале, но вы понимаете, что для этого не хватает места, — в таких ситуациях приходится искать баланс.

Фото: Витрины Prada
И наконец, вам нужна хорошая память, чтобы помнить все вещи, которые у вас есть, и что представлено в магазине. Если вы не знаете ваш ассортимент, это станет проблемой.
Какие самые частые ошибки допускают новички?
Небрежное отношение к товару может привести к серьезным последствиям. Например, если оставить сумки на солнечной витрине, они могут выгореть и прийти в негодность. Это самое большое упущение.

Фото: Примеры оформления бутиков
Если вы плохо знакомы с ассортиментом и не насмотрены, если вы не разбираетесь в айдентике бренда, с которым работаете, вам будет сложно распознать его ДНК. А ведь клиенты должны понимать, что это за бренд, даже не глядя на вывеску. По оформлению бутиков Yves Saint Laurent и Bottega Veneta можно легко определить их стиль, учитывая композиционный ряд, цветовую палитру, оформление залов и другие элементы. Новичкам зачастую трудно создать такую картинку.
Еще одна ошибка — это «мусорный дисплей», когда на стенде много вещей, но не прослеживается главная идея, история.
Все эти ошибки были и у меня. Например, когда я делала дисплей, фотографировала его и отправляла в Милан, мне говорили: «Переделай»! Иногда можно было что-то подвинуть, и уже было хорошо, а иногда приходилось начинать с нуля.

Фото: Прототип поп-апа Fendi
Кроме того, при работе с крупными брендами нужно ориентироваться на ежемесячные гайдлайны. Новички часто сталкиваются с такой трудностью: ассортимент бутиков может быть совершенно разным, и то, как был выполнен гайдлайн, может не соответствовать реальности, поэтому приходится включать фантазию и адаптировать.
Самый яркий опыт, которым гордитесь на все 100%
Когда я работала в Fendi, мы открыли несколько бутиков в Москве. Однажды к нам приехал Бернар Арно — глава LVMH, корпорации, в которую входят такие бренды, как Dior, Bulgari и Louis Vuitton. Его визит состоялся в восемь часов утра. Он зашел к нам и пожал мне руку. Думаю, это был знак одобрения.


Фото: Прототип витрины и шоурум Fendi
Как мерчандайзинг помогает бизнесу
Визуальный мерчандайзинг — один из инструментов маркетинга, который направлен на то, чтобы продать товар. Основная цель — сделать его максимально привлекательным для клиента.
Многие считают, что это искусство, и это так, но главная задача — увеличить доход компании. Как ни парадоксально, но в нашем мире все вращается вокруг денег.
Самые успешные работы в визуальном мерчандайзинге за 2024 год
Этим летом в Лондоне все с нетерпением ждали Уимблдона, город был украшен к событию: многие фасады были декорированы, все вокруг напоминало о предстоящем турнире. Многие бренды, такие как Ralph Lauren, уделили ему особое внимание. Даже в универмаге Selfridges все было украшено в соответствии с темой.
Фото: Зал Selfridges
Меня всегда приятно удивляют новогодние витрины, на создание которых тратится много средств. Поэтому могу отметить, что в Москве многие бренды потрудились на славу.


Фото: Витрины Ralph Lauren к Уимблдону
Ну и не могу не выделить работы крупных брендов: потрясающие витрины у Louis Vuitton и Dior, у последнего они были выполнены из бумаги. Это не просто украшение, а настоящее произведение искусства, созданное в морской тематике. Поистине фантастическая работа.
Фото: Витрина Dior
Как появилась идея учить визуальному мерчандайзингу
Мой опыт, когда всему приходилось учиться самостоятельно, подтолкнул к идее создать интенсив и полноценный курс. Я подумала, что было бы здорово, если бы в свое время мне кто-то дал всю необходимую базу знаний — это бы значительно облегчило мою жизнь.

Фото: Пример витрины
Прошло уже два потока интенсива, и я могу сказать, что теория очень важна, но самое интересное происходит, когда мы выходим в «поле». На интенсиве «Визуальный мерчандайзинг» я даю возможность прикоснуться к профессии и понять, хотите ли вы этим заниматься, или это не совсем то, что вы себе представляли.
На большом четырехмесячном курсе «Менеджмент и креатив в визуальном мерчандайзинге» я жду более мотивированных студентов, которые уже работают в смежных сферах или хотят переквалифицироваться. Это будет более глубокое погружение в работу, включая стилистику, материалы, финансовые показатели и работу в команде. Будут лекции про мужской и детский мерчандайзинг. Кроме того, мы будем самостоятельно создавать гайдлайны. В общем, будет много интересной работы.

Фото: Бутик Fendi
Фото анонса: Анастасия Сирота на мероприятии Fendi